Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………….. ……… .5
Понятие налоговых правонарушений…………………………….5
Понятие и сущность налоговой ответственности……………… .8
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………13
2.1. Налоговые правонарушения ответственность, за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ……………………………….13
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………26
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….42
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2.1. Налоговые
правонарушения ответственность
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ
НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Основу доходной части
бюджета современного государства
составляют налоги, именно они дают
ему возможность осуществлять его
функции в полном объеме: содержать
армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги -
необходимый атрибут государства, история
свидетельствует, что в качестве экономической
и правовой категории они появились практически
с момента его возникновения. Специалисты
пришли к выводу: в формировании доходов
российской государственной казны главным
является налоговый метод - более 80% доходов
бюджетной системы составляют налоговые
платежи. Во всех странах с рыночной экономикой
налоги признаются основным источником
доходной части бюджета.
Безусловно, налогообложение в любой стране
не может быть чем-то неизменным уже потому,
что оно является не только фискальным
механизмом, но и инструментом государственной
политики, которая меняясь, обрекает на
перемены и систему налогообложения. К
тому же в России система налогообложения
находится в стадии становления, как и
ее рыночное хозяйство и политическая
система, направленная на развитие свободы
предпринимательской деятельности. Поиск
путей повышения эффективности российской
системы налогов просто необходим.
Систематизация норм налогового законодательства,
выразившаяся в принятии Налогового кодекса
РФ, явилась объективным требованием существующей,
внутренне целостной налоговой системы.
Ранее разрозненные нормы приобрели свою
юридическую форму в правовом акте особой
юридической силы, который объединил их
в единое целое, обладающее логически
согласованной структурой институтов.
Одним из таких является институт налоговых
правонарушений и ответственности.
Устанавливая систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.
НК в главе 16 указывает
исчерпывающий перечень составов налоговых
правонарушений, не подлежащий расширению
иначе как законодательным
Выбранная мною тема «Налоговые правонарушения», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность правонарушений Налогового законодательства Российской Федерации и налоговой ответственности;
2. Рассмотреть виды и общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;
3. Показать виды налоговых правонарушений и особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
Объектом работы является исследование правонарушений в сфере налогообложения.
Предмет работы – нормы права налоговых правонарушений.
Для курсовой работы мною были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В рамках науки
налогового права России
Налоговое правонарушение
в широком смысле представляет
собой противоправное виновное
наказуемое деяние, совершенное
в сфере налогообложения,
Исходя из такого
определения, налоговое
1) это противоправное
виновное действие или
2) деяние совершено в сфере налогообложения;
3) направлено на нарушение
норм налогового
4) за его совершение предусмотрена ответственность, как налоговым законодательством, так и административным или уголовным.
Поэтому при юридическом
анализе конкретного
Налоговое правонарушение
в узком смысле представляет
собой виновно совершенное
Как видно, основным отличием налогового правонарушения в узком смысле является фактор применения мер государственного воздействия за противоправное деяние, установленное только законодательством о налогах и сборах.
Отсюда следует то, что все другие нормативные акты-иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации не могут содержать правовые нормы об ответственности за налоговые правонарушения. Любые изменения условий привлечения лиц к налоговой ответственности должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Налоговое правонарушение (как и любое правонарушение) состоит из следующих элементов:
1) объект налогового правонарушения. Налоги - необходимое условие существования государства. В конституционной обязанности налогоплательщиков платить установленные налоги воплощен публичный интерес всех членов общества, направленный на охрану интересов государства в сфере взимания налогов с целью финансового обеспечения своей деятельности. Таким образом, налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, и наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Поэтому общим для всех налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект;
2) объективная сторона налогового правонарушения- противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, его вредные последствия для публичного правопорядка в сфере налогообложения и причинная связь между ними. Такое действие или бездействие именуется также событием налогового правонарушения. При этом для классификации некоторых налоговых правонарушений не имеет значения, в какой форме они совершения - действия или бездействия;
3) субъектом налогового правонарушения в соответствии со статьей 107 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть физические лица и организации. При этом физическое лицо выступает в качестве субъекта налогового правонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста. К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве особого субъекта налогового правонарушения следует выделить банки (кредитные организации), поскольку они выступают, с одной стороны, как налогоплательщики организации, с другой — на них возлагаются специальные обязанности по открытию счетов, исполнению поручений по перечислению налога в бюджет, приостановлению операций по счетам и своевременному исполнению инкассового поручения налогового органа. Субъектами налогового правонарушения могут также выступать лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперты, переводчики, специалисты);
4) субъективная сторона
налогового правонарушения —
юридическая вина
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что налоговые правонарушения – это противоправное виновное действие или бездействие, совершенное в сфере налогообложения, направленное на нарушение норм налогового законодательства, где за его совершение предусмотрена ответственность, как налоговым законодательством, так и административным или уголовным. Основным отличием налогового правонарушения в узком смысле является фактор применения мер государственного воздействия за противоправное деяние, установленное только законодательством о налогах и сборах. Любые изменения условий привлечения лиц к налоговой ответственности должны осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
1.2. Понятие и сущность налоговой ответственности
Законодательством
установлены основные принципы
применения к участникам
1) принцип законности - заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации;
2) принцип однократности наказания - никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При этом повторным считается привлечение к ответственности за деяние, в связи с которым имеется неотмененное постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении его к налоговой ответственности;
3) принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством. Здесь имеется ввиду ситуация, когда совершенное организацией налоговое правонарушение сопряжено с допущенным должностным лицом этой организации административным правонарушением или уголовным преступлением. Поэтому привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц от персональной ответственности;
4) принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога. Данный принцип устанавливает, что привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;