Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………….. ……… .5
Понятие налоговых правонарушений…………………………….5
Понятие и сущность налоговой ответственности……………… .8
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………13
2.1. Налоговые правонарушения ответственность, за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ……………………………….13
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………26
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….42
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

БГУЭП курсовая 3 курс Налоговые правонарушения.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

5) презумпция невиновности  налогоплательщика. При установлении и применении ответственности за налоговые правонарушения каждый налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налогоплательщик, привлекаемый к ответственности, не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Законодательством установлены случаи, когда лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Перечень таких обстоятельств содержится в статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ее положениями лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события  налогового правонарушения;

2) отсутствие вины  лица в совершении налогового  правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков  давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 При наличии определенных  обстоятельств лицо не подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку их наличие исключает вину правонарушителя. К таким обстоятельствам относятся:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

 Также установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Такими обстоятельствами признаются:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

 При этом обстоятельства, смягчающие ответственность за  совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

 Налогоплательщик  не может быть привлечен к  ответственности, если со дня  совершения налогового правонарушения  либо со дня после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности привлечения к ответственности).

 Мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения  являются налоговые санкции. Они  устанавливаются и применяются  в виде денежных штрафов в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения. В то же время при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов. Таким обстоятельством является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Если одним лицом совершено два или более налоговых правонарушений, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Таким образом, теория права еще не определила место ответственности за совершение налоговых правонарушений (налоговой ответственности) в системе видов юридической ответственности. В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности и это является одной из причин дискуссионности этого вопроса.

Налоговая ответственность - это применение к лицу, виновному  в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Очевиден, однако, тот  факт, что ответственность за налоговые  правонарушения соответствует всем основным признакам юридической  ответственности и при этом имеет  ряд специфических, только ей присущих особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

2.1. Налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ

 

В настоящее время  Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено 12 видов подлежащих наказанию общих налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками, налоговыми агентами, экспертами, переводчиками и специалистами. Рассмотрим последовательно все виды налоговых правонарушений.

 Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком  установленного статьей 83 настоящего  Кодекса срока подачи заявления  о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком  установленного статьей 83 настоящего  Кодекса срока подачи заявления  о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

 Объектом рассматриваемого  правонарушения является установленный  законодательством порядок учета  налогоплательщиков в целях государственного  налогового контроля.

 Объективная сторона правонарушения  выражается в форме бездействия, т.е. неисполнения налогоплательщиком обязанности подать в соответствующий орган в установленный срок заявление о постановке на учет. К тому же размер штрафа за нарушение срока постановки на учет увеличивается в два раза, если бездействие носит продолжительный характер (свыше 90 дней).

 Субъектами данного правонарушения  могут быть организации и индивидуальные  предприниматели. При этом законом  не предусмотрена обязанность  физических лиц, не относящихся  к индивидуальным предпринимателям, подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту жительства. Следовательно, данные лица не являются субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

 Субъективная сторона правонарушения  может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако умышленная форма вины в данном составе правонарушения не является отягчающим обстоятельством и не влияет на размер ответственности.

 Статья 117. Уклонение  от постановки на учет в  налоговом органе

1. Ведение деятельности  организацией или индивидуальным  предпринимателем без постановки  на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

2. Ведение деятельности  организацией или индивидуальным  предпринимателем без постановки  на учет в налоговом органе, более трех месяцев, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

 Объект данного  правонарушения совпадает с объектом  противоправного деяния, предусмотренного  статьей 116 Налогового кодекса  Российской Федерации.

 Объективная сторона  выражается в бездействии налогоплательщика. При этом неподача им в установленный срок заявления о постановке на учет должна сопровождаться ведением предпринимательской деятельности. В то же время обязанность доказать факт ведения налогоплательщиком деятельности лежит на налоговом органе. Отсюда вытекает и метод расчета санкции, согласно которому базой для исчисления штрафа является сумма полученного дохода за время ведения деятельности без постановки на учет.

 Субъектами данного  правонарушения являются организации  и индивидуальные предприниматели.

 Субъективной стороной  правонарушения является прямой  умысел, поскольку лицо сознает  противоправный характер своего  бездействия.

 Статья 118. Нарушение  срока представления сведений  об открытии и закрытии счета  в банке

 Нарушение налогоплательщиком  установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета, в каком либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

 Непосредственным  объектом данного правонарушения  являются интересы государства в области информации об имеющихся у налогоплательщика банковских счетах. Это позволяет налоговому органу реализовать свое право бесспорного взыскания суммы налога и пени, а также заявлять ходатайство об обеспечении иска путем наложения ареста на соответствующую денежную сумму, находящуюся на счете, при взыскании недоимки в судебном порядке.

 Объективная сторона  характеризуется бездействием налогоплательщика,  выразившимся в неисполнении  обязанности письменно уведомить  налоговый орган об открытии  или закрытии банковских счетов в течение 10 дней после такого открытия или закрытия. Необходимо заметить, что законодательством карается лишь факт нарушения срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для сообщения налоговому органу, а не нарушение формы такого сообщения.

 Субъектами данного  правонарушения могут быть организации  или индивидуальные предприниматели.

 Субъективная сторона  выражена как в форме прямого  умысла, так и в форме неосторожности.

 Статья 119. Непредставление  налоговой декларации

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком  налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181го дня.

 Объектом правонарушения  являются интересы государства  в области получения информации о доходах и расходах налогоплательщиков, об источниках доходов и иных сведений, связанных с исчислением и уплатой налогов.

 Объективная сторона  выражается в бездействии, поскольку  налогоплательщик игнорирует исполнение  своей обязанности представить в установленный срок в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате. Квалифицирующим признаком данного правонарушения, влекущим применение более строгих мер ответственности, признается превышение просрочки представления налоговой декларации более чем на 180 дней. Следует также помнить, что к данному признаку не будет отнесено и нарушение представленной формы декларации, так как налоговая декларация должна быть заполнена на бланке установленной формы, а в некоторых, установленных законом, случаях — на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.

 Субъектами данного  правонарушения могут быть только  налогоплательщики—организации, индивидуальные  предприниматели и физические  лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, если законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность представлять налоговую декларацию.

 Субъективная сторона  может быть выражена в форме  умысла и в форме неосторожности.

 Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Информация о работе Налоговые правонарушения