Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа
Основу доходной части бюджета современного государства составляют налоги, именно они дают ему возможность осуществлять его функции в полном объеме: содержать армию, строить дороги, выплачивать пенсии и иные пособия. Налоги - необходимый атрибут государства, история свидетельствует, что в качестве экономической и правовой категории они появились практически с момента его возникновения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………….. ……… .5
Понятие налоговых правонарушений…………………………….5
Понятие и сущность налоговой ответственности……………… .8
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ……………………………………………………13
2.1. Налоговые правонарушения ответственность, за которые предусмотрена Налоговым кодексом РФ……………………………….13
2.2. Ответственность за «неналоговые» правонарушения в сфере налогообложения …………………………………………………………22
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………26
3.1. Общие и специальные правонарушения………………………… 26
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения32
3.3. Уголовные преступления в сфере налогообложения…………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………………………….42
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………
1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение)
лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
2. Те же деяния, совершенные
повторно в течение
Объектом правонарушения является право государства в лице налоговых органов на информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, в том числе и контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.
Объективная сторона может характеризоваться как действием несвоевременное сообщение сведений, которые лицо должно сообщить, так и бездействием - несообщение таких сведений.
Субъектами правонарушения
являются любые лица, обязанные
сообщать налоговым органам
а) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы;
б) органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
в) органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним;
г) нотариусы, органы ГИБДД и т.д.
Субъективная сторона выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что, однако, не влияет на размер ответственности.
В отдельную группу
правонарушений выделены наруше
В данном параграфе рассмотрена ответственность за «неналоговые» правонарушения, такие как: неправомерная неявка свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от дачи заведомо ложных показаний; отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или заведомо ложного перевода; неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Однако применение мер ответственности возможно только при наличии доказательств. Объективная сторона правонарушений может состоять в активных действиях и в бездействиях. Субъективная сторона правонарушений предполагает наличие у виновного лица умысла. За правонарушения влечет взыскания в виде штрафа.
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Исходя из налогового законодательства Российской Федерации, различают три вида налоговых правонарушений:
3.1. Общие и специальные правонарушения
Налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации, которые в свою очередь делятся на общие и специальные налоговые правонарушения. К общим налоговым правонарушениям относятся правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, а также лиц, принимающих участие в налоговом контроле экспертов, переводчиков, специалистов. Специальные налоговые правонарушения составляют правонарушения, совершенные банком (кредитными организациями);
Частью первой Налогового
кодекса РФ эти налоговые
Налоговые правонарушения рассматриваемого вида объединяет не столько единство субъекта этих нарушений (то, что нарушителями выступают банки), сколько направленность этих правонарушений.
Как уже упоминалось
выше, основной макроэкономической
ролью банков (и в целом банковской
системы) в национальном и
Поэтому точность
и полнота соблюдения банками
норм налогового законодательст
В противном случае (например, в случае массового совершения банками указанных выше противоправных деяний) налоговые органы страны просто утратят контроль над экономическими отношениями в стране (расчетами и операциями, совершаемыми налогоплательщиками) и не смогут исполнять свои функции. В этом случае, по образному выражению известного английского юриста А. Оперкента, «налоговые службы превратятся в огромного безглавого циклопа».
В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено 5 видов подлежащих наказанию противоправных деяний банков, так или иначе ведущих к нарушению нормального функционирования налоговой системы.
В соответствии
с положениями главы 18 части
первой НК РФ в эту группу
налоговых правонарушений
При этом напомним, что в соответствии с банковским законодательством Российской Федерации банк и кредитная организация не одно и то же. Понятие «кредитная организация» значительно шире. В банковском праве помимо банков в объем этого понятия включаются также небанковские кредитные организации (к которым относятся, например, клиринговые палаты, расчетные центры, общества взаимного кредитования и т.д.).
В свою очередь,
налоговое законодательство
Таким образом,
используемое в налоговом
Рассмотрим юридический состав этой группы налоговых правонарушений более подробно:
Статья 132 НК РФ. «Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику»
1. Открытие банком
счета организации или
2. Несообщение банком
налоговому органу сведений об
открытии или закрытии счета
организацией или
Статья 133 НК РФ. «Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора»
1. Нарушение банком
установленного настоящим
Объект правонарушения-
Объективная сторона правонарушения, это нарушение банком установленного законодательством срока исполнения поручения налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента о перечислении налога или сбора.
В соответствии
с п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на
перечисление налога или
Субъективная сторона этого правонарушения - прямой умысел.
Статья 134 НК РФ. «Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента»
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Объект правонарушения
— финансовые интересы
Объективная сторона
правонарушения состоит в
Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле или неосторожности.
Статья 135 НК РФ. «Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени»
1. Неправомерное неисполнение
банком в установленный
2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Статья 135.1 НК РФ. «Непредставление
налоговым органам сведений о
финансово-хозяйственной
1. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Непредставление банками
по мотивированному запросу
Таким образом, банки (кредитные организации) – особые субъекты налогового правонарушения. С одной стороны, кредитные организации такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица. С другой стороны, кредитные организации участвуют в системе национального хозяйства страны в роли финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами. Поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на них (кроме общих для всех налогоплательщиков обязанностей, по уплате установленных законом налогов) специальные обязанности. Ответственность за неисполнение этих обязанностей установлена отдельно и закреплена в гл. 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.2. Административные правонарушения в сфере налогообложения