Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические аспекты, проанализировать действующую практику организации работы налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков и разработать рекомендации по повышению её качества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
изучение сущности и содержания работы территориальных налоговых органов по обслуживанию налогоплательщиков;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты организации деятельности налоговых органов
по работе с налогоплательщиками 10
Сущность и содержание работы территориальных налоговых
органов с налогоплательщиками 10
Нормативно-правовое обеспечение деятельности налоговых
органов по работе с налогоплательщиками 24
Исследование качества организации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с
налогоплательщиками 30
Анализ организации деятельности налоговых органов в РМ по работе
с налогоплательщиками (на примере МРИ ФНС №1 по РМ) 40
Исследование деятельности инспекции по учету
налогоплательщиков 40
Оценка качества организации информирования
налогоплательщиков по вопросам налогообложения 49
2.3 Исследование факторов, оказывающих влияние на качество
обслуживания налогоплательщиков 63
Повышение качества деятельности налоговых органов в регионе по
работе с налогоплательщиками 71
Повышение результативности работы налоговых органов
с налогоплательщиками 71
Обоснование необходимости автоматизации деятельности
территориальных налоговых органов по работе с налогоплательщиками 85
Зарубежный опыт работы налоговых органов по обслуживанию
налогоплательщиков и возможности его применения в
отечественной практике 94
Заключение 118
Список использованных источников 123

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом+(Организация+работы+налоговых+органов+по+повышению+качества+работы+с+налогоплательщиками+ИФНС1)+(1)-1.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

По итогам налоговой  проверки составляется акт, в котором  отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие существенное значение для налогообложения физических и юридических лиц, а также  внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику уведомление об отсутствии нарушений в процессе проведенной проверки [79, с.24].

В Германии используются два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

  1. Случайный отбор – предполагает выбор объектов для проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки. При этом преследуются следующие цели:
  • обеспечение максимально возможного охвата предприятий контрольными проверками;
  • профилактика налоговых нарушений внезапностью и непредвиденностью контрольных проверок;
  • оценка общего состояния налоговой дисциплины на контролируемой налоговым органом территории за счет репрезентативного отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок.

2. Специальный  отбор – обеспечивает целенаправленную  выборку налогоплательщиков, у которых  вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике. Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами контрольных проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки предприятий, содержащей всю необходимую информацию о налогоплательщиках, а также с учетом предложений отдела, занимающегося начислением налогов (для справки, действующее в Германии налоговое законодательство предполагает начисление налогов налоговой инспекцией на основании данных представленных налогоплательщиком налоговых деклараций, бухгалтерского баланса и счета прибылей и убытков с последующим направлением налогоплательщику соответствующего уведомления о размере подлежащих уплате налогов).

При отборе предприятий  для проведения проверок первоочередное внимание уделяется анализу следующих  факторов:

  • наличие крупных изменений в структуре налогового баланса предприятия по сравнению с налоговым балансом на момент последней проверки;
  • полнота учета доходов предприятий (при этом широко используются возможности сопоставления с показателями доходности других аналогичных предприятий);
  • соотношение вложений частных средств в развитие предприятия и объёмов изъятия материальных и финансовых средств для личного потребления (превышение вкладов над изъятиями в течение длительного времени является основанием для назначения проверки);
  • информация о нарушениях налогового законодательства, поступившая от других контролирующих организаций. В соответствии с законодательством Германии все государственные службы обязаны сообщать налоговым органам об известных им фактах уклонения от уплаты налогов. Вместе с тем, следует отметить, что налоговые органы имеют право получать информацию о налогоплательщике, являющуюся по законодательству его коммерческой тайной, в том числе об операциях по счетам в банках, коммерческих операциях и т.д., если только имеются существенные основания предполагать, что данным налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, и в непосредственной связи с проводимым расследованием этого правонарушения;
  • продажа (приобретение) земельных участков, изменения в правах пользования земельными участками ввиду появления в результате проведения этих операций значительных сумм доходов (расходов) предприятий;
  • реализация другого имущества предприятий в крупных размерах (например, если при продаже автомобиля предприятие в соответствующей строке налоговой декларации не показало прибыль от этой операции, возникает сомнение в правильности отражения доходов в налоговой декларации);
  • участие в других предприятиях, наличие финансовых вкладов, ценных бумаг;
  • приобретение, отчуждение, реорганизация, прекращение деятельности предприятия;
  • получение финансовых дотаций от государства, вызывающее необходимость осуществления контроля за соблюдением условий государственного субсидирования;
  • информация от Минфина Германии о совершении предприятием крупных экспортных (импортных) операции (по законодательству Германии таможенные органы входят в систему Минфина);
  • предварительные вычеты сумм налога с оборота с точки зрения соблюдения предприятием условий для осуществления этих вычетов;
  • прирост имущества налогоплательщика неясного происхождения;
  • подготовительные действия к уклонению от налогов.

Анализ деятельности налоговых органов Германии в последние годы дает основание считать, что накопленный ими положительный опыт может быть использован налоговыми органами для совершенствования законодательства и практической деятельности органов по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов [79, с.25].

Организация проведения контрольной деятельности во Франции.

Во Франции  налоговая служба включает три уровня:

  • национальный уровень (Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения, Национальное Управление налоговых расследований);
  • региональный уровень (Управление Центрального региона);
  • низовое звено (налоговые управления департаментов).

Особую роль в комплексе бюджетного контроля Франции играет налоговый контроль, поскольку налоги и сборы являются основным источником доходов государственного и местных бюджетов [68, с.123].

Первым важнейшим  принципом налогового контроля в  этой стране является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств.

Другим важнейшим  принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует  презумпция «добропорядочности» налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.

В ряде случаев  налоговые органы обязаны давать письменные разъяснения нормативных  актов в форме инструкций и  циркуляров. Кроме того, налоговая  администрация обязана в письменной форме отвечать на вопросы налогоплательщика. Эти ответы в случае необходимости налогоплательщик может использовать для своей защиты в суде.

Злоупотребления, связанные с налогами и другими  обязательными платежами, составляют во Франции от 29 до 40 млрд. евро, что  часто равняется сумме дефицита государственного бюджета. При этом налоговые злоупотребления ежегодно снижают государственные доходы во Франции на 25 млрд. евро, именно поэтому налоговый контроль является одной из важных функций государственных финансов. Налоговый контроль необходим еще и затем, чтобы обеспечить равенство граждан и предприятий перед законом.

Налоговый контроль принимает две основные формы: документальный контроль на местах и внешний контроль [69, с.120].

Контроль на местах осуществляется на основе деклараций налогоплательщиков и документов, которые государственные власти могут получить и от третьих лиц. Этот контроль призван установить отсутствие необходимых налоговых деклараций и скорректировать ошибки в поданных декларациях. При этом налогоплательщиков ставят в известность о проверке только тогда, когда от них нужна дополнительная информация. Этот контроль осуществляется департаментскими дирекциями налоговых служб [77, с.292].

Внешний налоговый  контроль заключается в проверке счетов предприятий и изучении имущественного положения физических лиц. Этот контроль для предприятий осуществляется в зависимости от размеров их оборотов: в малых предприятиях – DSF, в средних – десятью межрегиональными DSF и в крупных – дирекцией национальных и международных проверок крупных компаний.

Внешний контроль над физическими лицами проводится в зависимости от доходов налогоплательщика DSF, дирекциями налогового контроля или национальной дирекцией налоговых проверок.

В последнее  время центральная администрация  стимулирует налоговых контролеров  для того, чтобы программировать налоговый контроль на местах, используя соответствующее программное обеспечение для анализа деклараций физических лиц. Результаты контроля на местах над физическими лицами могут стать основанием для проведения внешнего контроля за имущественным положением физического лица, декларация которого вызвала сомнения.

Программирование  внешнего контроля над счетами предприятий  основывается на базе данных о счетах и на программном обеспечении, используемом при анализе предпринимательских  рисков. Это позволяет сравнивать показатели контролируемого предприятия с аналогичными предприятиями той же отрасли и таким образом выявлять аномалии. При осуществлении налогового контроля используются данные не только из налоговых, но и из других государственных ведомств: таможенной службы, судебных органов, нотариата, органов социального обеспечения и др.

В последнее  время каждые три года осуществляется контроль над декларациями о подоходном налоге и о налоге на состояния  физических лиц, годовые доходы которых превышают 200 тыс. евро или сумма активов превышает 2,5 млн. евро.

В последнее  время правительство Франции  приняло ряд мер по борьбе с  налоговыми злоупотреблениями с  использованием «налоговых убежищ». Так, Министерство по бюджету и Министерство экономики, промышленности и занятости подписали соглашения об обмене информацией с 19-ю странами и территориями, которые отказывались от подобной формы сотрудничества. Министерство по бюджету в 2010 г. предложило законодательный механизм, направленный на усиление налогового контроля и наказаний за налоговые злоупотребления через «налоговые убежища» (условия или сфера деятельности налогоплательщика, попадающего под действие предусмотренных законом налоговых льгот) [68, с.154].

В случае обнаружения  бюджетных нарушений или злоупотреблений Счетная палата устанавливает персональную ответственность государственного бухгалтера. Она имеет право на санкции только в отношении государственных бухгалтеров, которые подчиняются режиму особой ответственности. Во всех других случаях Счетная палата в обязательном порядке направляет дела в Суд по бюджетной и финансовой дисциплине, являющийся административной юрисдикцией, связанной со Счетной палатой. CDBF создан в сентябре 1948 г. для наложения санкций за нарушение государственной бюджетной и финансовой дисциплины. Среди санкционируемых нарушений фигурирует несоблюдение правил сбора бюджетных доходов, в том числе налоговых, расходования бюджетных средств и управления бюджетом. Санкции принимают форму штрафов, информация о которых может публиковаться в «Официальном вестнике Французской Республики». Срок давности нарушений, рассматриваемых CDBF, составляет пять лет. Информация о серьезных нарушениях направляется в прокуратуру для возбуждения судебного дела.

К лицам, которые  могут оказаться перед Судом, относятся члены министерских кабинетов, чиновники – распорядители бюджетом, счетные работники, сотрудники, уполномоченные осуществлять контроль над доходами и расходами (государственные и финансовые контролеры), а также лица, участвующие в управлении в органе власти или государственном учреждении. CDBF может присудить им штраф, максимум равный их двухгодичному доходу. В докладе о деятельности CDBF за 2009 г., опубликованном в феврале 2010 г., указывается, что Суд присудил ряд штрафов в размере от 300 до 3 тыс. евро.

Налоговые и  контрольные власти направляют сведения об обнаруженных злоупотреблениях в  Комиссию по налоговым нарушениям, которая в течение 30 дней может  вызвать налогоплательщика для  объяснений. Мотивированное мнение CIF направляется в прокуратуру, которая может возбудить судебное дело.

Минимальный срок за налоговое злоупотребление составляет пять лет заключения и штраф в 37,5 тыс. евро. Если злоупотребление  было осуществлено путем приобретения или продажи без счета-фактуры  или путем незаконных операций с возвратом НДС, то его участник может наказываться заключением на пять лет и штрафом в 75 тыс. евро. Если в течение пяти лет произойдет рецидив, то его участник может получить 10 лет заключения и выплатить штраф в 100 тыс. евро.

Государственные или министерские служащие, эксперты и аудиторы, являющиеся авторами или консультантами по вопросам налоговых злоупотреблений, подвергаются сначала внутренним дисциплинарным санкциям. К ним автоматически применяются следующие санкции (еще до их возможного осуждения):

  • запрет на участие в работе административных налоговых комиссий национального и департаментского уровней;
  • запрет на создание и управление ассоциациями или центрами, особенно связанными с экспертными или аудиторскими службами.

Невыплаченные налоги должны быть взысканы. Помимо публикации в «Официальном вестнике Французской Республики», информация о судебных решениях по налоговым злоупотреблениям может публиковаться в течение трех месяцев в многотиражных изданиях, в том числе издаваемых на уровне коммун.

Показателями  эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые  проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся:

  • во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение, забывчивость, небрежность) и действия, предпринятые для уплаты налогов в полном объеме;
  • во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм.

Таким образом, в качестве факторов, способствующих эффективной работе налоговых служб в США, Германии и других развитых странах, можно выделить следующие:

  • детализированное, подробное налоговое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры налогообложения, а также реальное равноправие сторон в налоговых правоотношениях;
  • преобладание функционального подхода в организации налоговых служб над отраслевым. Функциональный принцип создает систему контроля и противовеса, дает возможность повысить квалификацию сотрудников и увеличить производительность труда за счет специализации и комплексного подхода. Данный принцип обеспечивает единство при проведении налоговых процедур, например, обжаловании действии налоговых органов, разборе претензии налогоплательщиков;
  • наличие концепции налогового контроля концентрация усилии специалистов на ключевых направлениях контроля, целенаправленный отбор предприятии для проверки на основе широкой информационной базы;
  • оценка работы подразделений и сотрудников налоговой службы на базе четких критериев, создание стимулов для повышения эффективности налогового контроля.
  • наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.

Информация о работе Организация деятельности инспекции по работе с налогоплательщиками