Заключение
В целях совершенствования
организации работы с налогоплательщиками
ФНС России утвердила Регламент
организации работы с налогоплательщиками,
плательщиками сборов, страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами.
Перейдём к рассмотрению нормативно-правового
обеспечения деятельности налоговых органов
по обслуживанию налогоплательщиков.
Реализуя конституционные
нормы, Налоговый кодекс РФ установил,
что если международным договором Российской Федерации, содержащим
положения, касающиеся налогообложения
и сборов, установлены иные правила и нормы,
чем предусмотренные Налоговым кодексом
и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами о налогах и (или) сборах,
то применяются правила и нормы международных
договоров РФ. Далее исследуем качество
организации работы территориальных налоговых
органов по обслуживанию налогоплательщиков.
Улучшение качества
предоставления услуг повышает степень
доверия налогоплательщиков к налоговой службе, что укрепляет налоговую
дисциплину, а, следовательно, будет способствовать
росту уровня собираемости налогов, сборов
и других обязательных платежей в бюджетную
систему.
Постановка
на учет налогоплательщика осуществляется
в МРИ ФНС России № 1 по Республике
Мордовия по налогоплательщикам, к компетенции
которой отнесен налоговый контроль за
соблюдением данным налогоплательщиком
законодательства о налогах и сборах.
В МРИ ФНС России № 1 по Республике
Мордовия приоритетным направлением информирования
налогоплательщиков является публикации
статей в СМИ.
Информация о размещение сведений
для налогоплательщиков МРИ ФНС
России № 1 по Республике Мордовия через
телевидение свидетельствует об ежегодном
увеличении использования этого информационного
канала. Так в 2007 и 2008 годах через рекламные
ролики, объявления, бегущую строку на
местном телевидении прошло одинаковое
количество информации 6 шт., с 2009 года
наблюдалось увеличении данного источника
информирования налогоплательщиков МРИ
ФНС России № 1 по Республике Мордовия
на 16,67 %, в 2010 году по сравнению
с 2009 годом увеличение составило 14,29 %,
а в отчётном 2011 году наблюдалось максимальное
увеличение потока информации для налогоплательщиков
через телевидение на 37,5 %.
Значительное
количество выданных справок налогоплательщика
на МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия
наблюдалось в 2010 году и составляло 3123
справки, Наибольшее сокращение количества
выданных справок наблюдалось в 2011 году
по сравнению с 2010 годом на 28,66 %.
Максимальное
количество принятых деклараций
от налогоплательщиков на МРИ ФНС России
№ 1 по Республике Мордовия наблюдалось
в 2009 году и составляло 56229 деклараций,
с 2010 года произошло сокращение принятых
деклараций на 17,69 %, а в 2011 году на 10,63 %.
Данная ситуация свидетельствует о возросшем
количестве нарушений при подаче деклараций
связанных либо с искажением информации
о налогооблагаемом объекте, либо с не
знанием и не компетентностью налогоплательщиков
при заполнении деклараций.
Наибольшее количество публикаций
статей в СМИ на МРИ ФНС России № 1 по Республике
Мордовия наблюдалось в отчётном 2011 году
по сравнению с предыдущим увеличение
составило 8,89 %. Сокращение публикаций
статей в СМИ на МРИ ФНС России № 1 по Республике
Мордовия наблюдалось только в 2008 году
по сравнению с 2007 годом и составило 17,78
%.
Значительное количество проведённых
семинаров для налогоплательщиков
в СМИ на МРИ ФНС России № 1 по
Республике Мордовия наблюдалось в 2007
году – 21 семинар. Наибольшее сокращение
проведённых семинаров для налогоплательщиков
наблюдалось в 2010 году по сравнению с 2009
составило 41,18 %, а в отчётном 2011 году произошло
максимальное за весь период исследование
увеличение количества семинаров на 3,00
%.
До налогоплательщиков МРИ ФНС
России № 1 по Республике Мордовия необходимо
доводить информацию о специализированных
операторах связи в регионе.
Исследование
показало необходимость осуществления
ряда мероприятий по преодолению
факторов низкой информированности
налогоплательщиков МРИ ФНС России № 1 по Республике
Мордовия. Среди них можно выделить, повышение
компьютеризации и доступности информатизации
налогоплательщиков, развитие интернет
ресурсов инспекции, создании телефонной
службы поддержки налогоплательщиков
на МРИ ФНС России № 1 по Республике Мордовия.
Необходимо поддержание и улучшение проведения
письменной и устной работы сотрудниками
инспекции по распространению информации
среди налогоплательщиков, ибо в отчётном
2011 году наблюдалось положительная
тенденция увеличения расклеенных листовок
на 4 вида или 66,67 %, также количества распространения
памяток на 2 вида или 40,00 %.
Качество работы
с налогоплательщиками зависит
от того, насколько услуги, предоставляемые
налоговыми органами, соответствуют
потребностям и запросам налогоплательщиков.
Качественное обслуживание является ключевым
фактором повышения уровня добровольного
исполнения налогоплательщиками своих
обязательств, что в свою очередь значительно
упрощает контроль за уплатой налогов,
сокращает административные затраты и
способствует высвобождению людских ресурсов,
которые могут быть перенаправлены на
работу с категорией недобросовестных
налогоплательщиков.
Важной мерой
при внедрении автоматизированных
информационных технологий в налоговую
систему является изучения опыта
зарубежных стран, где электронное декларирования и внедрение
автоматизированных информационных технологий
достигло значительного прогресса. АИС
играют значительную роль в работе налоговых
органов. Они значительно снижают издержки
документооборота, как внутри самой структуры
органов, так и между налоговыми органами
и налогоплательщиками. Создание единой,
эффективно работающей автоматизированной
системы налоговых органов является приоритетной
задачей ФНС РФ.
В качестве факторов,
способствующих эффективной работе
налоговых служб в США, Германии и других развитых
странах, можно выделить следующие:
- детализированное, подробное налоговое законодательство, в котором четко прописаны все процедуры налогообложения, а также реальное равноправие сторон в налоговых правоотношениях;
- преобладание функционального подхода в организации налоговых служб над отраслевым. Функциональный принцип создает систему контроля и противовеса, дает возможность повысить квалификацию сотрудников и увеличить производительность труда за счет специализации и комплексного подхода. Данный принцип обеспечивает единство при проведении налоговых процедур, например, обжаловании действии налоговых органов, разборе претензии налогоплательщиков;
- наличие концепции налогового контроля концентрация усилии специалистов на ключевых направлениях контроля, целенаправленный отбор предприятии для проверки на основе широкой информационной базы;
- оценка работы подразделений и сотрудников налоговой службы на базе четких критериев, создание стимулов для повышения эффективности налогового контроля.
- наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации системы налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия на налогоплательщиков.
Список
использованных источников
- Налоговый Кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с
изм. от 17.03.2009) (с изм. и доп., от 2011 г.)
- Налоговый Кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 14.03.2009)
(с изм. и доп., от 2011г.)
- Конституция Российской Федерации:
официальный текст. − Ростов-на-Дону: изд-во
Владис, 2011. − 50с.
- Налоговый кодекс Российской
Федерации (Ч.I и II): официальный текст. – М.:
изд-во Элит, 2011. – 600 с.
- О внесении изменений в часть
первую и часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию налогового администрирования:
Федеральный закон от 22.10.2011 №137−ФЗ// СПС
Гарант.
- Об утверждении Положения
о Федеральной Налоговой службе Российской
Федерации: Постановление Правительства
Российской Федерации от 30. 09.2011 №506// СПС
Консультант.
- Об основах налоговой системы в Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации
от 28.06.2011 №118// СПС Консультант.
- «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Федеральный закон от 8 августа 2005 г. № 129-ФЗ // СПС Консультант.
- Типовое положение о структурном подразделении организации учета налогоплательщиков государственной налоговой инспекции по субъекту Российской Федерации //СПС Гарант.
- Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование и налоговыми
агентами // СПС Консультант.
- Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков // СПС Консультант.
- Адамов Д. К. Порядок проведения налоговых проверок / Д. К. Адамов //Финансы, №3.-2010.- С.41-50
- Адамов Н. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт / Н. Адамов, А. Смирнова - 2011г.-120 с. - Режим доступа: http://innm.clan.su.
- Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия / Е. В. Акчурина. – М.: Экзамен, 2010.- 214 с
- Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 486 с.
- Александров И. М. Налоги и налогообложение: учебник /
И. М. Александров. – 7-е изд. – М.: Дашков и К, 2011. – 323 с.
- Алехин С. Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков / С. Н. Алехин // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 15. – С. 51–54.
- Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение / Б. Х. Алиев. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 416 с.
- Астафьев А.В. Налоговые проверки / А.В. Астафьев // Налоговый вестник. – 2010. – № 5. – С.5-19
- Баштанов А. Н. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта / А. Н. Баштанов // Региональная экономика и социология. – 2012. – № 2. – С. 38–47.
- Баязитова А. В. Необоснованная налоговая выгода: мифы и реальность / А. В. Баязитова. – М: Актион-медиа, 2011. – 366 с.
- Беркут О. А. Налоговые проверки как форма налогового контроля / О. А. Беркут // Журнал «Российский налоговый курьер». – 2011. – № 7. – С.3-10
- Бобоев М. В. Важнейшие вопросы налоговой реформы России / М. В. Бобоев // Финансист. – 2011. – № 7. – С. 28–33.
- Бобоев М. В. Налоговая политика России на современном этапе / М. В. Бобоев, В. И. Кашин // Вопросы экономики. – 2011. – № 7. – С. 54–69.
- Болтроменюк В. Германия: Штойфа выходит из тени /
В. Болтроменюк //Налоговая полиция.
– 2007. – № 5. – С. 5–15
- Брежнева Т. К. Анализ показателей эффективности контрольной работы и направления совершенствования методики и организации контроля налоговых платежей / Т. К. Брежнева // Сборник научных трудов СевКавГТУ, Серия «Экономика». – 2010. – № 5. – С.7-13
- Брусницын А. В. Новый порядок оформления результатов проверок и принятия решений налоговыми органами / А. В. Брусницын // Налоговед. – 2010. – № 12. – С.13-20
- Брызгалин А. В. Налоги и налоговое право / А. В. Брызгалин. – М.: Центр, Налоговое право и финансы, 2010. – 210 с.
- Брызгалин А. В. Налоговый контроль и производство по делам о налоговых правонарушениях / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин. – М.: Норма, 2011. - С. 11.
- Брызгалин В. В. Защита прав и интересов налогоплательщиков при несогласии
с результатами налоговых проверок / В.
В. Брызгалин // Налоговый учет для бухгалтера.
– 2011 г. – № 8. – С. 9–15
- Варнавская Н. Вторая американская революция./ Н. Варнавская, В. Козловский
//Коммерсантъ власть. – 2011 г. –№ 26. – С.36
–43
- Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации / П. И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2011. – 385 с.
- Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / П. И. Вахрин. – М.: Дашков и К, 2011. – 339 с.
- Вахрин П. И. Финансы / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. – М.: Изд. центр «Маркетинг», 2011. – 511 с.
- Вебер М. Избранные произведения. / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 175 с.
- Владимирова Н. П. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Н. П. Владимирова. – М.: КНОРУС, 2011. – 236с.
- Воловик Е. М. Концепция модернизации Федеральной налоговой службы США./ Е. М. Воловик //Финансовая газета – региональный выпуск. – 2011. –№ 36. – С.52 –59
- Воробьева Л. В. Комментарий к письму Федеральной налоговой службы № 09-2-04/2348 «По вопросу
постановки на учет (учета) в налоговых
органах налогоплательщиков водного налога»./
Л. В. Воробьева. // Нормативные акты для
бухгалтера. – 2010. – № 14. – С.20-26
- Глухов В. В. Налоги. Теория и практика / В.В. Глухов, И.В. Дольде, Т.П.Некрасова. - Спб, 2010.- 270 с.
- Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. Пособие/ А. М. Годин, И. В. Подпорина. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 349 с.
- Горинова И. В. О проведении налоговых проверок / И.В. Горинова // Налоговый вестник, 2011. –№ 8. –С.10-23
- Горкунов И. В. Организация и проведение налоговых проверок / И. В. Горкунов // Налоговый вестник, 2010. –№6. –С.7-11
- Горский И. Н. Налоги в экономической стратегии государства / И. Н. Горский // Финансы. – 2011. – № 8. – С. 36–39.
- Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования
государственного финансового контроля.
/ Е. Ю. Грачева. – М.: Юрайт, 2011. - с.141.
- Григорьев А. Г. Методика проведение налоговых проверок / А.Г. Григорьев // Налоговый вестник, 2010. –№ 11. –С.17-23
- Гуев А. Н. Постатейный комментарий к части налогового кодекса Российской Федерации / А. Н. Гуев. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА, 2010. – 100 с.
- Гурьяков
Л. Право налогоплательщика получать от
налоговых органов по месту учета бесплатную
информацию / Л.
Гурьяков // Финансовая газета. –
2011. – №
47. – С.10-18
- Гусева Т. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок и оформления их результатов / Т. Гусева // Право и экономика. – 2010. – № 10. –С.8-16
- Дадашев А. З. Финансовая система России / А. З. Дадашев, Д. Г. Чернин. – М.: Инфра, 2010. – 253с.
- Дворкович А. В. О целях, направлениях налоговой реформы и ее влиянии на экономику / А. В. Дворкович // Налоговая политика и практика. – 2009. – № 6. – С. 28–34.
- Дернберг Р. Л. «Международное налогообложение» /
Р. Л. Дернберг. – М.: ЮНИТИ, 2009 г. – 210
с.
- Дмитриева Н. Г. Налоги и налогообложение в РФ / Н. Г.Дмитриева, Д. Б. Дмитриев. – М.: 2010.- 301 с.
- Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение / Л. В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 118 с.
- Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права / Е. Н. Евстигнеев. – М.: ИНФРА-М, 2010 г. – 526 с.
- Егоров
В. В. Регламент работы с налогоплательщиками:
так будет или так нужно? / В.
В. Егоров // Новое в бухгалтерском учете
и отчетности. –
2009. – №
20. – С.8-13
- Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение / Е. Ю.Жидкова. - М.: Эксмо, 2010.-278 с.
- Журихина
Т. Н. Порядок снятия с учета налогоплательщика-организации
/ Т.
Н. Журихина // Аудиторские ведомости.
– 2012.
– №
1. – С.10-25
- Заяц Н. Е. Налоги: Учебн. пособие./ Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской.– Мн.: БГЭУ, 2010. – 368 с.
- Заяц Н. Е. Современное налогообложение и его развитие /
Н. Е. Заяц, Е. Ф. Киреева, А.Н.Заяц // Финансы,
учет, аудит. – 2011. – № 10. – С. 51-53.
- Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебное пособие / Н. Е. Заяц– Мн.: БГЭУ, 2011. – 280 с.
- Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов/ В. Г. Князева, Д. Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон
и право, ЮНИТИ, 2011. - 191 с.
- Королева
М. Г. Общие вопросы постановки на учет
налогоплательщиков –
физических лиц / М.
Г. Королева // Новое в бухгалтерском учете
и отчетности. –
2011. –№
4. – С.19-25
- Короткова
Л. А. О постановке на учет крупнейших налогоплательщиков./ Л.
А. Короткова // Налоговый вестник.
–
2010. – №
2. – С.15-23
- Крюков
С. Е. Неисполнение процедурных обязанностей
налоговыми органами и налогоплательщиками
/ С. Е. Крюков // Бухгалтерский учет.
–
2012. – №
2. – С.5-9
- Кучеров И. И. Международное налоговое право / И. И. Кучеров. –М.: ЮрИнфоР, 2011. – 152 с.
- Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность законодательства о налогах и сборах / И. И. Кучерова, О. Ю. Судаков,
И. А. Орешкин. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР»,
2011. –101 с.
- Кучеров И.И. Налоговое право России / И. И. Кучеров. – М.: Норма, 2011. – 280 с.
- Мещерякова О. В. Налоговые системы развитых стран мира /
О. В. Мещерякова.– М.: Правовая культура,
2011. – 165 с.
- Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории
/ О. А. Ногина. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
- Пепеляев
С. Г. Об учете крупнейших налогоплательщиков
/
С. Г. Пепеляев // Налоговый вестник.
– 2011.
– №
2. – С.18-26
- Пепеляев
С. Г. Об учете крупнейших налогоплательщиков
/
С. Г. Пепеляев // Налоговый вестник.
–
2012. – №
2. – С.19-32
- Пикунов Н. И. Организация работы налоговых органов США /
Н. И. Пикунов //Финансы. – 2011. – № 6.
– С.15-32
- Платонова Л. Они приходят без приглашения / Л. Платонова // Налоговая
полиция. – 2009. – № 10. – С.18-29
- Разгулин
С. В. Комментарий к приказу Минфина России
от 11.07.2009 № 85н «Об
утверждении Особенностей постановки
на учет крупнейших налогоплательщиков»/ С.
В. Разгулин // Налоговый вестник: комментарии
к нормативным документам для бухгалтеров.
–
2009. – №
10. – С.13-21
- Разумовская
Е. А. Налоговое администрирование крупнейших
налогоплательщиков / Е.
А. Разумовская // Бухгалтерский учет.
– 2009.
– №
4. – С.11-15
- Ракитина
М. Постановка на учет: что изменилось
для налогоплательщиков / М.Ракитина
// Бухгалтерское приложение к газете
«Экономика
и жизнь».
– 2011.
–
№ 9. – С.10-19
- Родионова В. М. Финансовый контроль: Учебник /
В. М. Родионова, В. И. Шлейников. – М.:
ИД ФБК-ПРЕСС, 2011. – 320 с.
- Романовский М. В. Налоги и налогообложение /
М. В. Романовский, О. В. Врублевская.
– СПб.: ПИТЕР, 2011г. – 252 с.
- Сашичев В. В. Опыт организации налоговых проверок в Германии и некоторые проблемы совершенствования процедур налогового
контроля в России / В. В. Сашичев // Налоговый
вестник. – 2011. – № 10. – С.15-26
- Соловьев И. Организация борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями / И. Соловьев // Налоги. – 2012. –№2. – С.10-16
- Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные
технологии в налоговой и бюджетной системах
/ Г. А. Титоренко. – М.: 2011. – 125 с.
- Титоренко Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Г. А. Титоренко. – М.: 2010. – 210 с.
- Федченко
С. И. О порядке учета налогоплательщиков
в налоговых органах / С.
И. Федченко // Налоговый вестник.
–
2011 – №
9. – С.12-19
- Фридкин Л. Б. Налоговый покой только снится / Л. Б. Фридкин // Национальная экономическая газета. - 2011. – № 9. – С.2-15
- Фридкин Л. Б. Слова о деле / Л. Б. Фридкин,
А. Герасименко // Национальная экономическая
газета. – 2012. – №2. – С.3-10
- Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии /
Е. Ю. Хрусталев, К. А. Багриновский. – М.:
2011. – 250 с.
- Худяков А. И. Налоговое право / А. И. Худяков.
- М.: Спарк, 2011. - 589 с.
- Шаталов
С. Д. Комментарий к Налоговому кодексу
Российской Федерации части первой (постатейный):
Учебное пособие / С.
Д. Шаталов. –
М.: МЦФЭР, 2010. –
403 с.
- Шулейко О. А. Налоги -2012: Между стимулами и ограничениями / О. А.
Шулейко // Национальная экономическая
газета. – 2011. – № 9. – С.3-15
- Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие / В. Н. Ясенев. – Н. Новгород.: 2011. – 152 с.
Последний лист дипломной
работы
Дипломная работа
выполнена мною самостоятельно. Имеются
ссылки на использованные материалы
и концепции из опубликованной научной
литературы.
Вся необходимая
аналитическая информация по объекту
исследования представлена базой практики – Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы №1 по Республике
Мордовия. Черновой вариант дипломной
работы передан научному руководителю.
01 июня 2012
г.
Сехчина Т. Н.