Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Задачи работы:
Определить значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях
дать оценку практики взимания имущественного налога в России
рассмотреть перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях ..…………………………………………………………4
1.1 Этапы формирования имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………..…………………………….....4
1.2 Содержание имущественного налогообложения физических лиц и тендедции его развития………………………………………… ……………….6
1.3 Вывод по первой главе……………………………….……………………..10
2. Оценка практики взимания имущественного налога в России……………12
2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в РФ…………………………………………………………….12
2.2 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в Оренбургской области……………………...........................12
2.3 Вывод по второй главе ……………………………………………………..13
3. Перспективы развития имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………………………………………15
3.1 Проблемы взимания имущественных налогов и пути их решения……...15
3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц
и перспективы его применения в отечественной практике…………………21
3.3 Вывод по третьей главе……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

курсач но ф.л.2.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Значение имущественного налогообложения  физических лиц в современных  условиях ..…………………………………………………………4

1.1 Этапы формирования имущественного налогообложения физических

лиц в России ……………………………………..…………………………….....4

1.2 Содержание имущественного налогообложения физических лиц и тендедции его развития………………………………………… ……………….6

1.3 Вывод по первой главе……………………………….……………………..10

2. Оценка практики взимания имущественного налога в России……………12

2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за

2010-2012 годы в РФ…………………………………………………………….12

2.2 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за

2010-2012 годы в Оренбургской  области……………………...........................12

2.3 Вывод по второй главе ……………………………………………………..13

3. Перспективы развития имущественного налогообложения физических

лиц в России ……………………………………………………………………15

3.1 Проблемы взимания имущественных налогов и пути их решения……...15

3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц

и перспективы его  применения в отечественной практике…………………21

3.3 Вывод по третьей  главе……………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………..28

Список использованных источников……………………………………........30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. Поэтому в данной работе я бы хотела рассмотреть действующие налоги с физических лиц.

Проблемы имущественного налогообложения физических лиц  до настоящего времени в специальной литературе рассматривались редко и фрагментарно. Существует несколько причин, по которым эта отрасль долго оставалась на периферии интересов специалистов по налоговому праву. Во-первых, действующим законодательством, регламентирующим налогообложение доходов физических лиц, был предусмотрен такой уровень налоговых льгот, при котором подавляющее большинство сделок между физическими лицами не порождало налоговых обязательств. Во-вторых, многие граждане, заключавшие сделки, связанные с объектами жилья в России, соглашались на неполное отражение в регистрируемых договорах реальных сумм. В-третьих, контроль государственных органов за доходами физических лиц не был действенным и эффективным. В-четвертых, отсутствовала единая система государственной регистрации, что практически исключало возможность систематизации и обработки информации. В-пятых, сами системы налогообложения доходов, имущества, сделок постоянно подвергались реформированию, что, с одной стороны, затрудняло анализ норм действующего налогового законодательства, а с другой стороны, неизбежно порождало противоречия между этими актами и создавало возможности как по легальному избеганию возникновения налоговых обязательств, так и нелегальному уходу от уплаты налогов.

На рубеже третьего тысячелетия  ситуация существенно изменилась. Налоговые правила и льготы в сфере налогообложения физических лиц существенно сократились в реальном объеме в результате инфляционных процессов и роста курса доллара. За последние годы повысился уровень работы налоговых органов, в том числе и в области контроля над доходами физических лиц. Кроме того, государство приступило к осуществлению мероприятий по специальному контролю за соответствием расходов физических лиц фактически полученным и декларированным доходам. Создана единая система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Методики налогообложения, законодательные акты, инструктивные материалы в России постоянно совершенствуются, что позволяет сокращать количество вносимых в них изменений и дополнений, а также разъяснений налоговых органов. [30]

Все изложенные факты  обусловили актуальность темы данной курсовой работы.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.

Задачи работы:

    • Определить значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях
    • дать оценку практики взимания имущественного налога в России
    • рассмотреть перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России.

В курсовой работе применены следующие методы исследования: сравнительный анализ, экономико-статистический анализ. В первую очередь это касается анализа теоретического материала, накопленного на настоящий день по данной проблеме

Теоретической основой написания  курсовой работы являются законодательные  и нормативные документы по вопросам налогообложения, труды отечественных и зарубежных авторов по теме работы, материалы периодической печати, информационно-аналитические обзоры, материалы собственных исследований. Основной теоретической базой является Налоговый кодекс РФ.

Предметом исследования выступают отношения, складывающиеся между налоговым органом и налогоплательщиком. Объектом является налог на имущество физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Значение  имущественного налогообложения  физических лиц в 

современных условиях

 

    1. Этапы формирования имущественного налогообложения

физических  лиц в России

 

Налоги применялись  ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми  общественными потребностями. Никакое  государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан.

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков  государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI – начало XIX вв. – в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Итак, налоговая система  возникла и развивалась вместе с  государством. Ещё в XIII – XII вв. до н. э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому  же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и  на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Намного позже стала  складываться налоговая система  Руси. Этот процесс также можно  условно разбить на насколько  этапов. Первый из них затрагивает  период княжеской Руси, когда основным источником дохода казны выступала дань с подвластных князю племён и народностей. Дань уплачивалась деньгами – чаще всего арабскими монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источника дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Второй этап развития отечественной налоговой системы начинается во время царствования Алексея Михайловича. При нём происходить упорядочивание финансовой системы посредством введения  в 1655 г. счётного приказа, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.

Надо заметить, что  некоторый хаос финансовой системы  в то время был характерен и для других стран.

Политическое объединение  русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало ещё долго. Большинство прямых налогов  собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV – ХVII веке была чрезвычайно сложна и запутана.

Третий этап развития налоговой системы начинается в  эпоху Петра I и характеризуется  постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщики, обязанностью которых было изобретать новые источники доходов казны.

В то же время Петром I был принят ряд мер для обеспечения  справедливости налогообложения, равномерную  раскладку налоговых тягот. Тяжесть  некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься  налог с городских строений. Отмена подушной подати произошла в 1882 г.

Второе место среди  прямых налогов занимал оброк. Это  была плата казенных крестьян за пользование  землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Купечество платило гильдейскую подать – процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов I, II и III гильдии вместо подушной подати. Он составлял 1 % от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5 % для купцов III гильдии и на 4 % для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался «По совести каждого». Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности. Были введены билеты на лавки, т. е. плата за каждое торговое заведение.

Четвертый этап - это начало XX века, которое ознаменовалось для  России несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы. Так, например, октября 1917 года, основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счёт контрибуции. Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику.

И, наконец, последним этапом формирования налоговой системы нашей страны можно назвать начало девяностых годов, которое явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, и которое, в сущности, продолжается и по сей день. Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога. В соответствии с данным законом, порядок и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный орган власти субъекта Российской Федерации.

Глава 30 НК РФ, непосредственно  регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

Сегодня налоговая система  призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и  одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых  слоев.

Итак, подытоживая всё  вышесказанное можно сказать, что  налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались  вместе с государством. Поскольку  налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

1.2 Содержание  имущественного налогообложения  и тенденции его развития

Изучение налогов с  населения в развитии предоставляет  возможность сделать выводы о  том, что налогообложение граждан  в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов  с граждан стимулирует рост доходов  населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

После 1917 г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды  даже самые высокие налоги не имели  определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения  формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Информация о работе Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России