Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Задачи работы:
Определить значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях
дать оценку практики взимания имущественного налога в России
рассмотреть перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях ..…………………………………………………………4
1.1 Этапы формирования имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………..…………………………….....4
1.2 Содержание имущественного налогообложения физических лиц и тендедции его развития………………………………………… ……………….6
1.3 Вывод по первой главе……………………………….……………………..10
2. Оценка практики взимания имущественного налога в России……………12
2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в РФ…………………………………………………………….12
2.2 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в Оренбургской области……………………...........................12
2.3 Вывод по второй главе ……………………………………………………..13
3. Перспективы развития имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………………………………………15
3.1 Проблемы взимания имущественных налогов и пути их решения……...15
3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц
и перспективы его применения в отечественной практике…………………21
3.3 Вывод по третьей главе……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников……
Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1.1) (При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица).
Р и с. 1.1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов
Центральное место в
системе налогообложения
Как и любой другой
налог, подоходный налог является одним
из экономических рычагов
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов. Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:
подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.
Сравнивая налоговое
законодательство зарубежных стран
с развитой рыночной экономикой в
сфере подоходного
подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия;
во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что практически во всех странах установлены довольно значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40, 50%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%;
во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых возрастала с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, а число ставок сократилось до 5.
Налогообложение доходов граждан Российской федерации также претерпело ряд изменений. До 2001 года в основе исчисления этого налога лежал принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1. С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, гл. 23). При этом ставки подоходного налога неоднократно менялись. Построены они были на основе прогрессии. В 2000 г. применялись три ставки: 12, 20 и 30% и соответственно относились к доходам до 50 000 руб., от 50 000 до 150 000 руб. и от 150 000 руб. и выше. Начиная с 1 января 2001 г. согласно ст. 224 НК РФ стали действовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка в 13%. Такой упрощенный подход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько такой подход обоснован – покажет время.
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.
Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).
В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.
Как известно, налоги в государстве вводятся с целью, чтобы общество могло выделять средства не решение своих общих проблем: оборону, экологию, социальную защиту населения и т.п. В государстве всегда существует проблема формирования бюджета, размеры которого определяются теми задачами, которые предстоит решать с помощью бюджетного финансирования.[13]
Налоговая политика - тонкий
и могучий инструмент в руках
правительства. С помощью такого
инструмента оно имеет
Сегодня, очевидно, уже можно говорить об общей тенденции изменения налоговой политики в разных странах: унификация налоговых систем, перенос тяжести налогового бремени на физических лиц.
Направленность налоговой системы России соответствует общемировой тенденции на снижение корпоративных налогов и перенос основной налоговой нагрузки на физическое лицо - гражданина страны.
Поэтому, по всей видимости, будут увеличиваться и налоги на имущество физических лиц. В первую очередь это должно коснуться налогов на транспортные средства, причем вполне возможно, что на престижные автомобили и водно-воздушные транспортные средства (яхты, вертолеты и т.д.) будет введена не регрессивная, а пропорциональная ставка налога, что в общем-то справедливо. Вероятно, будет отменена и часть налоговых льгот, что позволит увеличить поступления в бюджет.
Тем не менее, все рассмотренные нами налоги (налог на землю, налог на имущество, налог на имущество в порядке наследования и дарения), несмотря на высокие ставки имеют разовый характер взимания, и не являются существенными для бюджета. Одним из основных поступлений в бюджет является подоходный налог, несмотря на наметившееся снижение его ставок, будет им оставаться в связи с регулярным начислением и поступлением.[13]
1.3 Вывод по первой главе.
налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.
В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. На втором этапе – XVI – начало XIX вв. – в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений и государство берёт часть функций на себя.. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться.
В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.
Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.
Центральное место в
системе налогообложения
Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан.
Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.
Направленность налоговой системы России соответствует общемировой тенденции на снижение корпоративных налогов и перенос основной налоговой нагрузки на физическое лицо - гражданина страны.
2 Оценка практики взимания имущественного налога в России.
2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за 2010-2012 годы в Российской Федерации.
Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов на доходы физических лиц на сумму 1994,9 млрд.рублей, что составляет 20,5% от всех поступлений в бюждет.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012году поступление налогов на доходы физических лиц возросло на 9% (+9 млрд. руб.) относительно уровня 2011 года, составив 106 млрд. руб
Диаграмма 1.Налог на доходы физических лиц в 2010-2012 гг
2.2.Анализ динамики
поступлений имущественных
Поступление налогов и неналоговых платежей в областной бюджет в январе-ноябре 2010 года обеспечено в размере 32 млрд. рублей, что на 4,4 млрд. рублей или на 15,9% выше поступлений аналогичного периода прошлого года. Поступления в областной бюджет составили 31,2% от общего объема налоговых платежей в бюджет Российской Федерации и 77,9% от поступлений в консолидированный бюджет Оренбургской области.
Диаграмма 2. Удельный вес поступлений основных налогов в бюджет Оренбургской области.
Основную часть доходов бюджета области составляют поступления пяти налогов: налога на прибыль организаций (49,7%), налога на доходы физических лиц (26,2%), налога на имущество организаций (15,6%), акцизов (7,4%) и налога на добычу полезных ископаемых (1%).
Поступления налога на доходы физических лиц увеличились на 1 млрд. рублей или на 13,6% в связи с ростом на 8,9% фонда начисленной заработной платы за январь – сентябрь 2010 года (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области) и увеличением с 1 января 2010 года размера отчислений в областной бюджет.
Налога на доходы физических лиц поступило больше на 628 млн. рублей или 7,5% в связи с ростом на 11,6% среднемесячной заработной платы работников за январь - октябрь 2011 года к аналогичному периоду прошлого года.
Налога на доходы физических лиц поступило больше на 628 млн. рублей или 7,5% в связи с ростом на 11,6% среднемесячной заработной платы работников за 2011 год к аналогичному периоду прошлого года.
Наибольший рост поступлений в 2011году произошел по налогу на прибыль организаций. Платежи увеличились на 5,2 млн. рублей или в 1,5 раза
Информация о работе Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России