Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Задачи работы:
Определить значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях
дать оценку практики взимания имущественного налога в России
рассмотреть перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях ..…………………………………………………………4
1.1 Этапы формирования имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………..…………………………….....4
1.2 Содержание имущественного налогообложения физических лиц и тендедции его развития………………………………………… ……………….6
1.3 Вывод по первой главе……………………………….……………………..10
2. Оценка практики взимания имущественного налога в России……………12
2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в РФ…………………………………………………………….12
2.2 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в Оренбургской области……………………...........................12
2.3 Вывод по второй главе ……………………………………………………..13
3. Перспективы развития имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………………………………………15
3.1 Проблемы взимания имущественных налогов и пути их решения……...15
3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц
и перспективы его применения в отечественной практике…………………21
3.3 Вывод по третьей главе……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

курсач но ф.л.2.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

В ряде зарубежных стран эффективность деятельности налоговых органов характеризуется только несколькими показателями, основным из которых является рентабельность налога. В России на этапе становления налоговой системы обеспечение реализации положений вышеприведенных принципов построения налоговой системы представляется возможным лишь при анализе соответствующей системы показателей как развития страны в целом, так и процессов, происходящих в системе налогообложения, что возможно при условии создания аналитической отчетности, специфической для каждой отрасли экономики и направления деятельности налоговых органов. Результатом анализа такой отчетности в области налогообложения должны стать предложения по совершенствованию налогового законодательства, форм и методов контроля, а также осуществление функций оперативного управления процессами налогообложения. Проведение глубокого анализа деятельности налогового органа по взиманию тех или иных налогов возможно лишь при организации структуры управления по отраслевому, а не функциональному принципу.[31]

Одной из важных проблем  действующей системы налогообложения  является определение стоимости (рыночной цены) дохода (работ, услуг) налогоплательщика  и имущества, принадлежащего ему  на праве собственности. Действующими в настоящее время законодательными и нормативными актами не установлен механизм определения рыночной цены названных объектов налогообложения. Определение рыночной цены имущества возложено фактически на налогового инспектора, который должен определить конъюнктуру рынка, собрать все имеющиеся заключения о цене дохода (имущества), проанализировать и определить сумму налогооблагаемого дохода. Кроме того, отсутствие четкого механизма определения рыночной цены привело к тому, что органы, призванные осуществлять оценку объектов для целей налогообложения, используя политические мотивы (привлечение населения к приватизации жилья, расширение вторичного рынка недвижимости и др.), манипулируют стоимостью, игнорируя налоговое законодательство.

Таким образом, из-за отсутствия научно-обоснованных методик определения рыночной цены товара (работ, услуг) для целей налогообложения сложилась ситуация, когда один объект имеет как минимум две оценочные стоимости, используемые для целей налогообложения.

Поэтому для определения  реальной рыночной стоимости объектов налогообложения и сокращения потерь налогов представляется целесообразным в кратчайшие сроки решить вопрос о создании в структуре налоговых органов института специалистов-оценщиков по определению рыночной цены товара (работ, услуг) для целей налогообложения.

В соответствии с действующим  законодательством, положениями о  структурных подразделениях и должностными обязанностями налоговые органы страны осуществляют контрольно-экономическую  работу и собирают налоги (ведут  поиск и привлекают к налогообложению плательщика, начисляют и взимают пени, штрафные санкции, привлекают к административной и судебной ответственности и т.п.) одновременно. Причем, работа по сбору налога занимает значительно больше времени у инспектора, чем проведение документальной проверки, что приводит к уменьшению количества и снижению качества документальных проверок. В этих условиях заслуживает внимания опыт ряда зарубежных стран, которые предусмотрели разделение названных функций налогового органа. Контрольно-экономической работой и работой по сбору налогов занимаются разные департаменты (офисы). Так, например, в Англии налоговый офис осуществляет камеральные и документальные проверки налогоплательщиков, проводит налоговые расследования в соответствии с разработанными едиными методическими указаниями на основе анализа автоматизированной в централизованном порядке базы данных о налогоплательщике, по результатам которых составляется акт (заключение). Затем согласованные с налогоплательщиком материалы проверок передаются в офис по сбору налогов для взыскания исчисленных налогов и штрафов, привлечения к административной, судебной и уголовной ответственности, обеспечения исполнения налогового обязательства за счет имущества налогоплательщика, а также организации хранения, вывоза и реализации арестованного имущества за неуплату налогов и сборов.[31]

Таким образом, на современном  этапе в условиях сложной экономической  обстановки в стране представляется необходимым проведение не эволюционных преобразований, а кардинальное изменение  действующей системы налогообложения на основе целостной концепции развития налоговой системы страны.

3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц и перспективы его применения в отечественной практике

В поисках путей выхода из тяжелой ситуации, переживаемой в настоящее время российской экономикой, большое значение придается налоговой реформе. Известно, что в идеале система налогообложения должна нести в себе три функции: фискальную, то есть обеспечивать необходимый уровень поступлений в государственный бюджет, стимулирующую - способствовать развитию экономики, и социальную - обеспечивать выполнение принципа социальной справедливости и поддерживать группы населения с низкими или фиксированными доходами (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). Проблемы выработки политики налогообложения, в той или иной мере отвечающей перечисленным требованиям, привлекали внимание ученых и практиков в различных странах на протяжении по крайней мере нескольких столетий.

Так, еще Адам Смит предлагал  перенести основную часть налогового бремени с прибыли и заработной платы на земельную ренту. Это, по его мнению, должно было способствовать, во-первых, вложениям средств в совершенствование производства, во-вторых, сдерживанию роста цен, и в-третьих, перераспределению обязанностей по уплате налогов в основном на наиболее материально обеспеченный слой населения того времени - крупных земельных собственников (лендлордов).

Разумеется, для конкретной ситуации, складывающейся в определенной стране на каком-либо отрезке истории, необходим поиск адекватных именно этой ситуации путей решения возникающих проблем. Современное состояние российской экономики характеризуется продолжающимся спадом производства в ряде отраслей, несением основной налоговой нагрузки производителями товаров и услуг, высокими ставками налогов и значительным общим количеством их видов. Это приводит, с одной стороны, к сокращению базы для сбора налогов, а с другой- к стремлению к сокрытию доходов, и в результате - к недостаточным поступлениям средств в бюджеты различных уровней. При этом доходная база местных бюджетов характеризуется особенной нестабильностью и зависимостью от трансфертов.

Для выхода из создавшейся  ситуации необходим целый комплекс мер по реформированию существующей системы налогообложения, в частности, сокращение общего числа налогов и снижение их ставок. Наряду с этим он должен решать и задачи, способствующие повышению собираемости налогов. В этой связи в качестве одной из составляющих проводимой налоговой реформы весьма перспективным представляется введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, плата за землю). Действительно, по своему содержанию этот новый налог мог бы выполнять все три вышеперечисленные функции.

Фискальная функция. Налог  на недвижимость способен обеспечить достаточный и устойчивый уровень  поступлений в местные бюджеты, поскольку именно недвижимое имущество  является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами. С другой стороны, создаются условия для повышения собираемости налогов, так как недвижимость и значительно труднее скрыть от налогообложения.

Стимулирующая функция. Во-первых, для предприятий обложению новым налогом подвергалось бы только недвижимое имущество, в то время как при существующей системе в базу налога на имущество предприятий включается и стоимость активной части основных фондов, а также товарно-материальные запасы. Это могло бы способствовать инвестициям в техническое перевооружение производства. Во-вторых, оценка недвижимости для налогообложения по ее рыночной стоимости ведет к более высоким налогам за более дорогие здания и землю, что стимулирует их более рациональное применение, заставляя тех собственников, которые используют недвижимость неэффективно, передавать ее в руки тех, кто сможет ее использовать с наибольшей выгодой. В-третьих, узаконенная государством оценка зданий и земли по их реальной стоимости будет способствовать развитию рыночных отношений в сфере недвижимости, и в четвертых - такая оценка способна улучшить планирование городской застройки.

Социальная функция. Взимание большей суммы налога за более  ценную и более выгодно расположенную  недвижимость распределяет налоговое бремя более справедливым образом, нежели другие виды платежей, не основанные на качестве и площади или использующие неадекватные оценки стоимости. В то же время при существующей системе существенной дифференциации величины налогов в зависимости от размера и качества недвижимости не происходит, так как не учитывается ее рыночная цена.

Для того, чтобы налог  на недвижимость обеспечивал в должной  мере выполнение перечисленных функций, необходима проработка различных аспектов налогообложения по рыночной стоимости, исходя из особенностей каждой конкретной страны. Вообще говоря, с данным налогом связан целый ряд специфических понятий.

Недвижимое имущество  для целей налогообложения включает в себя земельные участки, а также  соотнесенные с ними здания и сооружения, которые не могут быть перемещены без нарушения их функционального назначения. Следует отметить, что интерпретация понятия недвижимого имущества, связанная с рассматриваемым налогом, может отличаться от принятого в законодательстве той или иной страны. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (Статья 130, п.1) включает в состав недвижимого имущества не только здания, сооружения и землю, но и летательные аппараты, морские суда и космические корабли. Последние не рассматриваются в контексте концепции налога на недвижимость.

Рыночная стоимость  недвижимого имущества - наиболее вероятная  цена данного имущества на конкурентном и открытом рынке при наличии  всех признаков справедливой сделки и при условии, что действия продавца и покупателя являются расчетливыми и компетентными, а на цену продажи не влияют нетипичные факторы / 3, с. 515 /.

Оценочная стоимость  недвижимости - это стоимость имущества (объекта недвижимости), определенная индивидуальным оценщиком либо с  помощью стандартизованных процедур так называемой массовой оценки на определенную дату исходя из его рыночной стоимости. В отличие от собственно рыночной стоимости, которая, вообще говоря, представляет собой некоторую абстракцию, оценочная стоимость - это уже чисто конкретная величина, которая может быть выражена в единицах национальной валюты и использована в практических целях, в том числе и для налогообложения.

Налогооблагаемая стоимость  объекта (недвижимого имущества) либо идентична оценочной стоимости  объекта, либо составляет ее часть, установленную определенным нормативным актом.

Налогооблагаемая база - суммарная налогооблагаемая стоимость  всех объектов недвижимости в данной юрисдикции (городе, регионе).

Ставка налога на недвижимость (номинальная) равна отношению начисленной  суммы налога к налогооблагаемой стоимости той недвижимости, с которой берется налог.

Эффективная ставка налога, в отличие от номинальной, есть отношение  начисленной суммы налога к оценочной  стоимости облагаемой данным видом  налога недвижимости.

Коэффициент налогообложения представляет собой зафиксированное определенными нормативными актами отношение налогооблагаемой стоимости объекта недвижимости к его оценочной стоимости. Тогда эффективная ставка налога будет равна произведению номинальной ставки на коэффициент налогообложения. В принципе, для того, чтобы сделать налогообложение дифференцированным по видам недвижимости, могут использоваться либо различные номинальные ставки налога для разных типов недвижимости при включении в налогооблагаемую базу всей оценочной стоимости, либо единая номинальная ставка налога и разные коэффициенты налогообложения. Если коэффициент налогообложения по какому-либо типу (группе) недвижимости будет равен единице, то это означает, что налогооблагаемая стоимость равна оценочной для всех объектов данного типа.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение отдельных  категорий недвижимости или определенных групп налогоплательщиков от уплаты налога. Налоговые льготы могут устанавливаться  различными способами, в том числе  и через коэффициенты налогообложения (которые меньше единицы).

К настоящему времени  во многих странах накоплен богатый  опыт налогообложения недвижимости. Мировая практика уже выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение наиболее рациональным образом. Эти принципы в той или иной степени нашли отражение в законодательстве большинства стран. К ним можно отнести, в частности, следующее.

1. Объектом налогообложения  как правило выступают именно  земля, здания и сооружения, поскольку  их в отличие от движимого имущества относительно легко выявить и идентифицировать.

2. В качестве основы  для исчисления базы налога  чаще всего выступает рыночная  стоимость облагаемых объектов, что стимулирует их экономически  наиболее рациональное использование. 

3. При определении стоимости недвижимого имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. В настоящее время при проведении массовой оценки широко используются компьютеры.

Информация о работе Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России