Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы оценить особенности налогообложения имущества физических лиц и выработать рекомендации по повышению эффективности их взимания.
Задачи работы:
Определить значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях
дать оценку практики взимания имущественного налога в России
рассмотреть перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Значение имущественного налогообложения физических лиц в современных условиях ..…………………………………………………………4
1.1 Этапы формирования имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………..…………………………….....4
1.2 Содержание имущественного налогообложения физических лиц и тендедции его развития………………………………………… ……………….6
1.3 Вывод по первой главе……………………………….……………………..10
2. Оценка практики взимания имущественного налога в России……………12
2.1 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в РФ…………………………………………………………….12
2.2 Анализ динамики поступлений имущественных налогов за
2010-2012 годы в Оренбургской области……………………...........................12
2.3 Вывод по второй главе ……………………………………………………..13
3. Перспективы развития имущественного налогообложения физических
лиц в России ……………………………………………………………………15
3.1 Проблемы взимания имущественных налогов и пути их решения……...15
3.2 Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц
и перспективы его применения в отечественной практике…………………21
3.3 Вывод по третьей главе……………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников……

Вложенные файлы: 1 файл

курсач но ф.л.2.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

4. Льготы предоставляются  либо социально незащищенным  налогоплательщикам, либо по типам  недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать “перекладывания денег из одного кармана в другой”. Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец.

Вместе с тем конкретные особенности налогообложения недвижимости могут отличаться друг от друга по странам.

При определении стоимости объектов для налогообложения обычно так или иначе используются рыночные сведения, но и при этом в одних странах (Франция, отчасти Великобритания) в качестве основы берется арендная стоимость (потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды недвижимого имущества), а в большинстве других стран, применяющих налог на недвижимость - капитальная, то есть аккумулированная, а не среднегодовая стоимость объекта. В свою очередь, сама методика определения оценочной стоимости базируется либо на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости (Австралия, Дания, Швеция, а также Индонезия и Япония - для земельных участков), либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества (некоторые кантоны Швейцарии, отдельные объекты недвижимости в Дании и Швеции), либо затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости (Индонезия, Япония и Южная Корея - для зданий), либо на сочетании всех трех перечисленных методов (США, Канада, Нидерланды).

Схемы предоставления льгот  также могут различаться по странам. Так, в Дании, Южной Корее, Чили, Швеции, Японии предоставляемые льготы относятся  только к объектам недвижимости, но не к налогоплательщикам. В других странах имеет место сочетание того и другого, хотя в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты. К льготируемым налогоплательщикам, как правило, относятся пенсионеры и инвалиды, кроме того, в некоторых странах при предоставлении льготы учитывается уровень доходов налогоплательщика. К видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Так, в Чили, Швеции, Японии и двух штатах США льгота предоставляется по новостройкам в течении нескольких лет, а в Нидерландах - на период строительства здания.

Что же касается ставок налога, то здесь все зависит от конкретной законодательной и экономической  практики в той или другой стране. В зависимости от юридически установленного способа определения ставки налога различают фиксированные и переменные (бюджетные) ставки. Фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом нельзя заранее определить размер налоговых поступлений, поскольку величина налогооблагаемой базы год от года меняется. Такой порядок установления ставок принят в Великобритании, Индонезии, Чили, Швеции, Южной Корее, Японии. В других странах (Австралия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария) местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях, как, например, в Нидерландах и некоторых кантонах Швейцарии, местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей процента до 7-10% при коэффициентах налогообложения 20-100% / 4, с.81-218 /. Логично, что если налог на недвижимость исторически вводился с одновременной отменой других имущественных налогов, как например в Индонезии в 1986 году, где новый налог заменил семь ранее действовавших / 4, с.133 /, то эффективная ставка нового налога выбирается с учетом требования компенсации отменяемых видов платежей.

3.3 Вывод по  третьей главе. 

Одной из важных проблем  действующей системы налогообложения  является определение стоимости (рыночной цены) дохода (работ, услуг) налогоплательщика и имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

В основу концепции развития налоговой системы России должны прежде всего быть заложены принципы построения налоговой системы, являющиеся основополагающими в ряде развитых зарубежных стран и показавшие свою эффективность, такие как:

    • -   системность, обеспеченная целостностью налоговой системы на базе жесткой централизации управления налогами со стороны государства, соответственно, широкой законодательной основе налогов, взаимоувязанностью налогов между собой, исключающей двойное налогообложение с правом выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, строгом разделении налогов на центральные и местные;
    • -   гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых государством законов при голосовании по вопросам государственного бюджета;
    • -   социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень Инфляции и безработицы, выравнивание экономического развития регионов.

В поисках путей выхода из тяжелой ситуации, переживаемой в настоящее время российской экономикой, большое значение придается  налоговой реформе.

Для выхода из создавшейся  ситуации необходим целый комплекс мер по реформированию существующей системы налогообложения, в частности, сокращение общего числа налогов и снижение их ставок. Наряду с этим он должен решать и задачи, способствующие повышению собираемости налогов. В этой связи в качестве одной из составляющих проводимой налоговой реформы весьма перспективным представляется введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, плата за землю). Действительно, по своему содержанию этот новый налог мог бы выполнять все три вышеперечисленные функции.

Таким образом, на современном  этапе в условиях сложной экономической  обстановки в стране представляется необходимым проведение не эволюционных преобразований, а кардинальное изменение действующей системы налогообложения на основе целостной концепции развития налоговой системы страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  особенности налогообложения имущества  физических лиц в соответствии с  нормами действующего законодательства.

Среди основных налогов  Российской Федерации налог на имущество  занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим  и физическим лицам приходится иметь  с ним дело.

Согласно нормам законодательства, плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. [7]

Объект имущественного налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, т.е. собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Объектами налогообложения  выступает только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и  иные строения, помещения и сооружения.

В перспективе ожидается, что налог на имущество предприятий, а также вкупе с ним налог на имущество физических лиц и налог на землю будут заменены единым региональным налогом — налогом на недвижимость. Однако в настоящее время для этого пока не созданы необходимые экономические и правовые условия.

Как видится, введение такого налога приблизит налоговую систему РФ к более качественному процессу налогообложения, в полной мере отвечающему потребностям защиты и развития рыночной экономики и прав человека. [3]

      В России налоги на имущество физических лиц достаточно щадящие, так как имеются значительное число льгот, низкая оценка строений и низкая ставка налога.

По моему мнению, в целях совершенствования налоговой политики и приближения ее к мировой практике в условиях цивилизованного рынка недвижимости, в особенности земли и жилья, необходимо будет принципиально изменить идеологию поимущественных налогов, так как она уже отстает от сегодняшнего дня.

В недалеком будущем  считаю необходимым:

- ввести единый налог  на недвижимость вместо действующих,  а настоящее время налога на  имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и платы за землю (объектами налогообложения, относящимися к недвижимости, являются земельные участки и все, что прочно с ними связано);

- к налогообложению  необходимо будет привлечь собственников,  владельцев и пользователей недвижимости независимо от того, физическое это или юридическое лицо;

- в период появления  цивилизованного рынка недвижимости (особенно земли и жилья) для  исчисления налога должна применяться  рыночная стоимость недвижимости, так как оценка, производимая местными органами самоуправления, в настоящее время далека от совершенства и на порядок отстает от рыночной стоимости. В противном случае введение налога на недвижимость не имеет смысла. Необходимо ввести регистрацию недвижимости в государственном реестре недвижимости или в государственном земельном кадастре;

- оценку недвижимости  и ставки налога необходимо  дифференцировать по ее расположению  и функциональному использованию, (городская, сельская местность,  коммерческое и некоммерческое  использование);

- сократить число льгот,  а в целях уменьшения налогового  бремени для малообеспеченных  и средних слоев населения  необходимо ввести необлагаемый  налогом минимум стоимости недвижимости

Все это необходимо, прежде всего, для блага собственников  недвижимости, а требования собственника к органам местной власти в качестве налогоплательщиков приобретут не декларативный, а материальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Астапов К. Л. О  реформе налоговой политики. // Финансы.  – 2008. – № 10. – С. 29 – 31.

2 Барулин С.В., Макрушин  А.В. Налоговые льготы как элемент  налогообложения и инструмент  налоговой политики. // Финансы, №  2 – 2006. – С. 39 – 42.

3 Большаков Н.С. Необходимость  совершенствования бюджетной системы. // Финансы. – 2008. – № 7. – С. 19 – 20.

4 Брызгалин А.В., Берник  В.Р., Головкин А.Н. Налог на  имущество предприятий. Профессиональный  комментарий. – Екб.: Издательство  «Налоги и финансовое право», 2008. – 566 с.

5 www.nalog.ru

6 Вишневский В., Веткин А. Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы экономики. – 2009. – № 2. – с. 96 – 108.

7 Волковский В.И. Основы  налогообложения и гражданского  права. – М.: Контур, 2008. – 624 с.

8 Дмитриева Н.Г, Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 512 с. (Серия Высшее образование).

9 Дубов В.В. Действующая  налоговая система и пути ее  совершенствования. // Финансы. –  2006. – № 4. – С. 22 – 24.

10 Инструкция МНС РФ  от 2 ноября 1999 г. № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями от 27 февраля 2003 г.) // Справочная правовая система «Гарант».

11 Кашин В.А. Налоговая  система и оздоровление национальной  экономики. // Финансы. – 2008. –  № 8. – С. 23 – 26.

12 Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. – 2007. – 312 с.

13   Лермонтов Ю.М. – Тенденции развития налогового законодательства Российской Федерации // Экономика и жизнь, 2010 г.

14 Мандрица В.М. Финансовое  право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

15 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. Н.В. Миляков // М.: ИНФРА-М, 2007 – 509 с. 30.

16 Назаров А.И. Учетная  и налоговая политика и резервы  увеличения доходов бюджета. // Финансы.  – 2007. – № 10. – С. 37 – 38.

17 Окунева Л.П. Налоги  и налогообложение в России. –  М.: Финста-тинформ, 2006. – 251 с.

18 Петрова Г.В. Налоговое  право – М: Норма, 2008. – 271 с.

19 Пушкарева В.М. Налоговая  реформа как фактор рыночного  развития. // Финансы. – 2007. – №  11. – С. 34 – 37.

20 Разгулин С.В. О  некоторых вопросах установления  налогов и сборов. // Финансы. –  2006. – № 10. – С. 27 – 29.

21 Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение DOC. Раздел: Налоги и налогообложение. СПБ: Питер, 2006. – 528 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

22 Тарасова В.Ф., Савченко  Т.В. Налоги и налогообложение,  учебное пособие. – М.: Конорус, 2007. – 288 с.

23 Трубицина Н. Налог  там, - где доход. // Экономика и  жизнь. – 2007. – № 15. – С. 22.

Информация о работе Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России