Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44


ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   Стр. 3

ГЛАВА I  Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.                                                                                           

    1.1 Общая характеристика  прямых налогов                                      Стр.5

    1.2 Особенности  прямого налогообложения                                     Стр.6

    1.3 Виды прямых  налогов и их историческое  развитие                   Стр.8 

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова

    2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет

    за 2005-2008 годы                                                                                 Стр.17           

    2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова               Стр.29 

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

    3.1 Прямое налогообложение  в Республике Молдова                     Стр.34

    3.2 Роль прямых  налогов в формировании финансовых ресурсов государства                                                                                           Стр.44 
     
     
     

ВЫВОД                                                                                                           Стр.46

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Налоги играют ведущую, определяющую  роль в мобилизации  средств в государственный бюджет. Они являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Посредством налогов создается финансовая база для выполнения государством своих функций и задач.

В современных  условиях все большая роль отводится налогам. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и осуществлять различные функции государства.

Одним из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов.

Взимание налогов  – древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Одна из наиболее острых проблем национальной экономики, особенно в условиях экономического и финансового кризиса, - это нехватка финансовых ресурсов. Среди всех приемлемых способов решения данной проблемы особое значение имеет совершенствование налогового  регулирования при помощи возрастающей роли прямых налогов.

В мировой практике бюджет стран с высоким уровнем  экономического развития формируется  в основном за счет прямого налогообложения, тогда как в развивающихся  странах преобладает косвенное налогообложение.

В условиях перехода к рыночной экономике проблема прямого  налогообложения является одной  из наиболее актуальных.

В своей работе автор рассматривает понятие  налогов, их классификацию, изучает  историческое развитие прямых налогов, достоинства и недостатки  прямого налогообложения, а также состав прямых налогов в Республике Молдова.

Целью данной работы является определение роли налогов  в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования  прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I  Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.

    1. Общая характеристика прямых налогов
 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства, средство воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно - технического прогресса.

Налоги –  это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые  государством в установленном законом  размере и в установленные сроки. Как экономическая категория, налоги представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами  по поводу распределения и перераспределения национального дохода  и мобилизацией финансовых ресурсов для выполнения функций государства.

Существуют различные  виды налогов, каждый из которых имеет  свои специфические черты и функциональное назначение и занимает отдельное  место в налоговой системе.

Одним из главных  критериев классификации налогов  является способ изъятия, исходя из которого налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с дохода и имущества  налогоплательщика.

Объектом прямых налогов является:

а) доход 

б) стоимость  имущества

Субъектом прямого налога являются физические и юридические лица, получающие доход или имеющие во владении имущество.

В экономической  литературе прямые налоги подразделяются на 2 группы:

  • Реальные — это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества, исходя из внешних признаков; плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их доходов. К этим налогам можно отнести налог на землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, имущественные налоги.
  • Личные - это налоги, которые устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов. В современных условиях наибольшее распространение получили такие личные налоги как налог на прибыль, подоходный налог, налог на промысел.

В свою очередь  личные налоги могут простираться на способность человека к физическому и профессиональному труду, а реальные – на движимое и недвижимое имущество.

В настоящее  время прямые налоги составляют основу налоговых государств с развитой рыночной экономикой.

     1.2 Особенности прямого  налогообложения

Исторически прямое налогообложение возникло ранее, чем  непрямое. Первоначальными видами прямых налогов являлись десятина, подушная или поголовная подать. Следует отметить, что прямые налоги можно исторически  разграничить на три главных вида.

Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений).

Объектом второго  вида налогов является самостоятельное  проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды).

Объектом налогов  третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного  капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел).

Прямые налоги имеют ряд преимуществ по сравнению  с косвенными. Основные преимущества прямого налогообложения состоят в следующем:

    • Прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
    • В странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т. д.).
    • Прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения (прогрессивность налогообложения) большинством экономистов мира считается наиболее справедливым.
    • При прямом налогообложении плательщик точно знает сумму своего налога
    • Прямые налоги обеспечивают государству более устойчивый и определенный подход, так как имущество и доход налогоплательщиков имеют тенденцию к возрастанию

Но помимо достоинств, прямое налогообложение обладает также и недостатками:

    • Прямые налоги не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения, приуроченной к бедному классу, так как прямые налоги приурочены к доходу и имуществу налогоплательщика
    • Необходим высокий уровень сознательности налогоплательщика
    • Сложный механизм взимания налогов и сложная методика ведения бухгалтерского учета и отчетности
    • Контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков
    • Прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства налогового контроля и наличия коммерческой тайны
    • Прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета
 

1.3 Виды прямых налогов  и их историческое  развитие 

Как известно, налоговая  система возникла и развивалась  вместе государством. На самых ранних стадиях развития государства формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое зачастую являлось не добровольным, а устанавливалось в виде негласного закона. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: "... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу".

По мере развития государства возникла "светская" десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов для содержания наемных армий, строительства храмов, укреплений и т.д.

В то же время  в мире имелось и серьезное  противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что  свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Многие стороны  современного государства зародились в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей, но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Суммы налога определялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов.  Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

На  Руси основным источником доходов княжеской казны  была дань. Это был по сути сначала  нерегулярный, а затем все более  систематический прямой налог.  Иван III в 1480 году в качестве главного прямого налога  ввел "данные" деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Для определения размера прямых налогов служило "сошное письмо", которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов.

В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге "Опыты или наставления нравственные и политические" писал: "Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народ ".

Но только в  конце XVII-XVIII в. в европейских странах  стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую  систему, состоявшую из косвенных и прямых налогов. Главную роль в прямом налогообложении играл подушный и податной налог. 

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова