Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44


ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Налог на недвижимое имущество - местный налог, представляющий собой обязательный платеж в бюджет от стоимости недвижимого имущества.

Субъектами налогообложения являются юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Молдова:

a) собственники  недвижимого имущества на территории  Республики Молдова

б) обладатели имущественных  прав на недвижимое имущество на территории Республики Молдова, находящееся в публичной собственности государства или публичной собственности административно-территориальных единиц, и арендаторы, арендовавшие сельскохозяйственную недвижимость, являющуюся частной собственностью.

Если недвижимое имущество находится в общей  долевой собственности (пользовании) нескольких лиц, субъектом налогообложения  признается каждое из них соразмерно своей доле.

Объектом  налогообложения является недвижимое имущество, включая земельные участки (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения) как в черте населенных пунктов, так и за их пределами; здания, сооружения, квартиры и другие изолированные помещения, в том числе недвижимое имущество, находящееся в стадии завершения строительства (80 % и более) и их строительство не завершено в течение 5 лет с его начала.

Налогооблагаемой  базой недвижимого имущества  является оцененная стоимость этого  имущества.

Предельная ставка налога составляет 0,25 процента от налогооблагаемой базы недвижимого имущества. Конкретная ставка налога на недвижимое имущество устанавливается ежегодно представительным органом местного публичного управления и не может быть ниже 0,02 процента от налогооблагаемой базы недвижимого имущества.

Если общая  площадь недвижимого имущества  превышает 100 кв. метров включительно, конкретная ставка налога на недвижимое имущество увеличивается следующим  образом:

  • от 100 до 200 кв. метров - в 3 раза
  • свыше 200 кв. метров  - в 28 раз.

От налога на недвижимое имущество освобождаются: органы публичной власти и учреждения, финансируемые из средств бюджетов всех уровней; религиозные организации - по недвижимому имуществу, используемому для проведения религиозных обрядов; дипломатические и иные приравненные к ним представительства и организации в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова; лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды III группы; семьи умерших вследствие заболевания, полученного в результате участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и лица, находившиеся на их иждивении; государственные учреждения здравоохранения, финансируемые из фондов обязательного медицинского страхования и другие организации.

  1. Государственная пошлина

Государственная пошлина – это денежная сумма, взимаемая специально уполномоченными  государственными органами с физических и юридических лиц, в интересах  которых совершены действия или которым выданы документы, имеющие юридическое значение.

Субъектами налогообложения  являются юридические и физические лица, получившие государственные услуги

Объектом налогообложения  являются:

  • подаваемые в судебные инстанции иски и выдача дубликатов и копий документов
  • регистрация актов гражданского состояния
  • выдача виз
  • прописка
  • разрешение на право охоты и рыбной ловли
  • регистрация залога и выдача выписок
  • выдача свидетельств о получении наследства и т.д.

Ставка налога может быть установлена как в  твердой денежной сумме, так и в процентном отношении к цене.

  1. Местные сборы

Местные сборы – это обязательные платежи  в бюджеты административно-территориальных  единиц.

В систему  местных сборов, регламентируемых настоящим  разделом, входят:

  • сбор на благоустройство территорий
  • сбор за организацию аукционов и лотерей в пределах административно-территориальной единицы
  • сбор за размещение рекламы
  • сбор за использование местной символики
  • сбор за объекты торговли и/или объекты по оказанию социальных услуг
  • рыночный сбор
  • сбор за временное проживание
  • курортный сбор
  • сбор за предоставление услуг по автомобильной перевозке пассажиров на территории муниципиев, городов и сел (коммун)
  • сбор за парковку автотранспорта
  • сбор с владельцев собак
  • сбор на благоустройство населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне и имеющих таможни (таможенные посты) для пересечения таможенной границы

Конкретные  ставки местных сборов устанавливаются  органами местного публичного управления с учетом характеристик объектов налогообложения.  

  1. Сборы за природные ресурсы

Эти сборы входят в состав местных сборов.

В систему сборов за природные ресурсы входят:

  • сбор за воду
  • сбор за поиск полезных ископаемых
  • сбор за геологическую разведку полезных ископаемых
  • сбор за добычу полезных ископаемых
  • сбор за использование подземных пространств для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
  • сбор за эксплуатацию подземных сооружений в целях осуществления предпринимательской деятельности, не связанной с добычей полезных ископаемых
  • сбор за отпускаемую на корню древесину

Плательщики сборов за природные ресурсы представляют территориальной государственной  налоговой инспекции соответствующий  отчет и вносят в бюджет административно-территориальной  единицы указанные сборы до последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

  1. Социальные налоги

Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение  и налоги на заработную плату и  рабочую силу. Они представляют собой  выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: социальный, пенсионный и т.д.

Основными социальными  налогами являются:

  1. Взносы в Бюджет Государственного  Социального Страхования
  • для физических лиц -  6%
  • для юридических лиц – 23%
  1. Обязательное медицинское страхование
  • для физических  лиц – 3,5%
  • для юридических лиц – 3,5%
 

3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства 

В Республике Молдова, как и в других странах с  рыночной экономикой, налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов. За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий и ряда специальных фондов. Наряду с другими мерами,  налоговая система используется государством для воздействия на развитие экономики.

И в прошлом, и в современный период в странах  с рыночной экономикой прослеживается четкая взаимосвязь между распределением всех налогов на прямые и косвенные и степенью экономического развития и соответственно уровнем жизни населения этих стран. Чем ниже уровень развития экономики страны и жизненный уровень населения, тем большую долю в общем объеме налогов занимают косвенные налоги. И наоборот, чем выше уровень развития экономики и жизненный уровень населения, тем больше доля прямых налогов.

Так, по примерным  оценкам, доля косвенных налогов  во всех собираемых налогах в развивающихся  странах составляет 60-70%, а в развитых странах - от 30 до 50%. Однако в недавнем прошлом, до Второй мировой войны, в большинстве развитых стран из-за более низкого жизненного уровня населения доля косвенных налогов составляла от 2 / 3, например, в Германии, в Японии, до 3 / 4 - во Франции, в Италии. Существуют и исключения из этой исторической тенденции, например развитие налогообложения в США. На протяжении XX в. в США косвенные налоги составляли 1 / 3 собираемых налогов, а прямые налоги – 2 / 3.

В Республике  Молдова преобладают косвенные  налоги, что является показателем  недостаточно  высокого уровня экономического  развития. Учет прогрессивной практики мирового налогообложения поможет выработать стратегию дальнейшего развития и совершенствования прямого налогообложения.

Одной из наиболее важных проблем в сфере прямых налогов является проблема уклонения от уплаты  подоходного налога среди высокообеспеченной части населения. Поэтому необходимо установление действенного контроля  над размером и источниками дохода налогоплательщиков.

Довольно остро  стоит проблема сбора подоходного налога с юридических лиц  в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли  и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в Республике Молдова она называется налоговой полицией). 
 
 
 

ВЫВОД

Подводя итоги  рассмотрения роли прямых налогов в  формировании государственных ресурсов, автор пришел к выводу, что уровень значимости прямых налогов в государстве напрямую отражает уровень экономического развития страны.

Так как налогообложение  находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества, то  по содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Для экономики  важны содержание и конечные цели действия налогового механизма. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует  столько мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

История развития прямых налогов показывает, что необходимость прямого налогообложения возникла еще с древних времен. Таким образом,   древние государства прибегали к прямым налогам как к наиболее удобному источнику привлечения  части доходов населения для финансирования нужд страны.

Однако еще  с ранних времен прямое налогообложение встречало сопротивление со стороны населения, несмотря на соответствие принципу справедливости. В связи с этим прямое налогообложение не должно ложиться тяжким бременем на плечи населения, оно должно ограничиваться определенными пределами.

В современном  обществе заметна тенденция к  снижению количества прямых налогов. Длинный  перечень налогов обременителен  как для налогоплательщиков, так  и для государства, так как  соответственно возрастают расходы  по сбору прямых налогов. Происходит также снижение роли имущественных налогов и увеличение роли подоходных и социальных налогов в общей совокупности налоговых поступлений.

Анализируя систему  прямого налогообложения в Республике Молдова, необходимо отметить возросшую  роль социальных налогов, представленных взносами на государственное социальное страхование и взносами в фонд обязательного медицинского страхования. Вместе эти взносы составляют более 2/3 налоговых поступлений в бюджет. В связи с решением о введении нулевого подоходного налога для юридических лиц в 2008 году его роль в формировании доходов бюджета существенно сократилась.

В целом в  Республике Молдова прогнозируется рост налоговых поступлений, которые  будут составлять до 90% доходов бюджета. Планируется, что прямые налоги будут  составлять до 50% всех налоговых поступлений. В основном это увеличение произойдет за счет роста поступлений от социальных налогов.

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова