Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа
Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8
ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29
ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44
ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ
Таблица 2.1.1 Поступления прямых налогов в бюджет за 2005 год.
Итоговые поступления
этих прямых налогов составили 5205277,5
тыс. лей, из которых на долю государственного
бюджета пришлось 424001,7 тыс. лей, а на долю
местных бюджетов 1687612,9 тыс. лей. По полученным
результатам видно, что фактические поступления
в Национальный бюджет меньше плановых
на 186853,7 тыс.лей или на 3,46%. На это уменьшение
больше всего повлияла недостаточность
поступления взносов на государственное
социальное страхование.
Рисунок 2.1.2 Анализ планового и фактического уровня поступлений прямых налогов в бюджет
В Республике Молдова первое место среди прямых налогов занимают взносы в бюджет государственного социального страхования и составляют 51,59% поступлений. Подоходный налог находится на втором месте по значимости и составляет 32,1% от общей суммы поступлений прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией.
Рисунок 2.1.3 Удельный вес каждого прямого налога за 2005 год
В Республике Молдова, как и в большинстве стран мира, государственный бюджет формируется в основном за счет налоговых поступлений.
Рисунок 2.1.4 Структура доходов государственного бюджета на 2006 год (млн. леев)
В 2006 году удельный вес налоговых поступлений составил 82,47%.
Итоговые поступления основных видов прямых налогов в государственный бюджет в 2006 году составили 6481079,2 тыс.лей, что на 266594,5 тыс.лей или на 3,95% меньше планируемого показателя. Основная причина недостаточности поступлений – неисполнение плана по взносам на государственное социальное страхование. Поступления в государственный бюджет составили 569107,9 тыс. леев, поступления в местные бюджеты составили 2070988,3 тыс.леев.
Рисунок 2.1.5 Удельный вес каждого прямого налога за 2006 год
Как видно из диаграммы, удельный вес взносов на государственное социальное страхование в общей сумме уменьшился и составил 51,45%. Удельный вес подоходного налога увеличился и составил 34,04%.
Структура доходов Национального бюджета на 2007 год (согласно данным Министерства Финансов) имеет следующий вид:
Рисунок 2.1.6 Структура доходов бюджета за 2007 год
По данным Министерства финансов за 2007 год поступления прямых налогов обладают следующим составом:
Рисунок 2.1.7 Структура прямых налогов за 2007 год
Как видно из диаграммы, наибольший удельный вес в составе прямых налогов имеют взносы на государственное социальное страхование, которые составили 53% от общей суммы поступивших прямых налогов.
По данным отчета о поступлениях в Национальный бюджет, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, основные поступления прямых налогов в 2007 году составили:
Название поступлений | План на 2007 год | Фактические поступления за 2007 год | ||
Итого в бюджет | Гос. бюджет | Местные бюджеты | ||
Подоходный налог | 2614944,7 | 2717107,1 | 562369,1 | 2154738 |
Земельный налог | 199561,7 | 174224,7 | 0 | 174224,7 |
Налог на недвижимое имущество | 28684,7 | 30089,3 | 0 | 30089,3 |
Дорожные сборы | 109878,2 | 113702,1 | 79364,1 | 34338,1 |
Сборы за пользование природными ресурсами | 22145,2 | 24624,7 | 0 | 24624,7 |
Государственная пошлина | 112500 | 120249,6 | 120249,6 | 0 |
Фонд государственного социального страхования | 4338518,8 | 3947361 | ||
Фонд обязательного медицинского страхования | 728000 | 760159,9 | ||
Таблица 2.1.2 Поступления прямых налогов в бюджет за 2007 год
Итоговый поступления прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, в Национальный бюджет за 2007 год составили 7887518,4 тыс.леев, что на 266714,9 тыс.леев или 3,27% меньше планируемого показателя. Как и в прошлые годы, недостаточность поступлений вызвана невыполнением плана по поступлениям взносов на государственное социальное страхование.
Поступления анализируемых видов прямых налогов в государственный бюджет составили 761982,8 тыс. леев. Поступления в местные бюджеты составили 2418014,8 тыс. леев.
Рисунок 2.1.8 Удельный вес каждого прямого налога за 2007 год
В 2008 году поступления прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекций, в национальный бюджет составили:
Название поступлений | План на 2008 год | Фактические поступления за 2008 год | ||
Итого в бюджет | Гос. бюджет | Местные бюджеты | ||
Подоходный налог | 2117980,7 | 2197127,7 | 303205,6 | 1893922,1 |
Земельный налог | 197536 | 197767,7 | 0 | 197767,7 |
Налог на недвижимое имущество | 27746,5 | 32203,7 | 0 | 32203,7 |
Дорожные сборы | 119472,4 | 127720,6 | 86643,3 | 41077,3 |
Сборы за пользование природными ресурсами | 34650,7 | 39667 | 0 | 39667 |
Государственная пошлина | 127500 | 132534,5 | 132534,5 | 0 |
Фонд государственного социального страхования | 5428098,2 | 5398115,4 | ||
Фонд обязательного медицинского страхования | 1129000 | 1121928,4 | ||
Таблица 2.1.3 Поступления прямых налогов в бюджет в 2008 году
Итоговые поступления от анализируемых прямых налогов за 2008 год составили 9247065 тыс. леев, что на 65080,5 тыс. леев или 0,71% больше, чем планируемый уровень поступлений. В 2008 году единственным видом прямого налога, по которому фактический уровень сбора был меньше планового, стали взносы на обязательное медицинское страхование. Они составили всего 99,4% от планового уровня.
Рисунок 2.1.9 Удельный вес прямых налогов за 2008 год
Удельный вес взносов на государственное социальное страхование составил 58,38% от общей суммы поступлений прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией. Удельный вес подоходного налога в 2008 году составил 23,76%. Уменьшение его удельного веса произошло вследствие введения нулевой ставки подоходного налога для юридических лиц, реинвестирующих доход.
Название поступлений | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
Подоходный налог | 1671147,9 | 2206783,7 | 2717107,1 | 2197127,7 |
Земельный налог | 195976,3 | 191932,4 | 174224,7 | 197767,7 |
Налог на недвижимое имущество | 36491,7 | 40741 | 30089,3 | 32203,7 |
Дорожные сборы | 108604,3 | 94222,3 | 113702,1 | 127720,6 |
Сборы за пользование природными ресурсами | 24057,9 | 25550,8 | 24624,7 | 39667 |
Государственная пошлина | 75336,5 | 80866 | 120249,6 | 132534,5 |
Фонд государственного социального страхования | 2685297 | 3334831,1 | 3947361 | 5398115,4 |
Фонд обязательного медицинского страхования | 408365,9 | 506151,9 | 760159,9 | 1121928,4 |
Итого в Национальный бюджет: | 5205277,5 | 6481079,2 | 7887518,4 | 9247065 |
Таблица 2.1.4 Поступления прямых налогов за 2005-2008 годы.
Проанализировав данные о поступлениях в Национальный бюджет прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, можно заметить следующие тенденции развития исследуемых прямых налогов:
Рисунок 2.1.10 Эволюция взносов на страхование за 2005-2008 годы
Из диаграммы видно, что социальные налоги в Республике Молдова имеют тенденцию к увеличению, так как из приведенных данных отмечается стабильный рост поступлений от этого вида прямых налогов.
Подоходный налог имел тенденцию к росту вплоть до 2007 года включительно, а в 2008 его доля в составе поступлений от прямых налогов снизилась из-за решения об отмене подоходного налога для юридических лиц, реинвестирующих доходы.
Рисунок 2.1.11 Эволюция подоходного налога за 2005-2008 годы
Анализируя другие виды прямых налогов, необходимо отметить, что в целом наблюдается рост данных поступлений в Национальный бюджет.
Рисунок 2.1.12 Эволюция других прямых налогов за 2005-2008 годы
Наиболее сильные
колебания отмечаются в поступлениях
налога на недвижимое имущество. Тенденция
к снижению отмечалась у земельного
налога вплоть до 2008 года. Это является
подтверждением общемировой тенденции,
согласно которой имущественные налоги
уступили свое первенство подоходным
и социальным налогам, поэтому влияние
этих прямых налогов на формирование финансовых
ресурсов государства существенно снизилось.
Таким образом,
роль прямых налогов в формировании
государственных финансовых ресурсов
в Республике Молдова является еще
недостаточной, так как большая
часть налоговых поступлений
относится к косвенным налогам.
В то же время в Республике Молдова проводятся
целенаправленные меры по увеличению
роли взносов на социальное и медицинское
страхование и подоходного налога с физических
лиц. Прямое налогообложение продолжает
свое развитие благодаря реформам финансовой
системы и налоговой политики.
2.2
Эволюция налоговой
политики Республики
Молдова
Начиная с 1998 года, национальная налоговая система была значительно улучшена и адаптирована к новым рыночным условиям.
Наряду с другими мерами налоговой политики, налоговое законодательство было консолидировано в единый документ - Налоговый кодекс, который на данный момент включает 9 разделов, регулирующих налог на доход, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на недвижимое имущество, местные сборы, налоговое администрирование, сборы на природные ресурсы и дорожные сборы. Предусматривается систематизирование и дальнейшее упрощение налогового законодательства как путем продвижения и введения в действие следующих разделов Налогового кодекса - социальные налоги, таможенная пошлина и другие налоги и сборы, так и совершенствование налогового законодательства.
Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова