Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44


ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Таблица 2.1.1 Поступления прямых налогов в бюджет за 2005 год.

Итоговые поступления  этих прямых налогов составили 5205277,5 тыс. лей, из которых на долю государственного бюджета пришлось 424001,7 тыс. лей, а на долю местных бюджетов 1687612,9 тыс. лей. По полученным результатам видно, что фактические поступления в Национальный бюджет меньше плановых на 186853,7 тыс.лей или на 3,46%. На это уменьшение больше всего повлияла недостаточность поступления взносов на государственное социальное страхование. 
 
 

Рисунок 2.1.2 Анализ планового и фактического уровня поступлений прямых налогов в бюджет

В Республике Молдова  первое место среди прямых налогов занимают взносы в бюджет государственного социального страхования и составляют 51,59% поступлений.  Подоходный налог находится на втором месте по значимости и составляет 32,1% от общей суммы поступлений прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией.

Рисунок 2.1.3 Удельный вес каждого прямого налога за 2005 год

В Республике Молдова, как и в большинстве стран  мира, государственный бюджет формируется  в основном за счет налоговых поступлений.

Рисунок 2.1.4 Структура доходов государственного бюджета на 2006 год (млн. леев)

В 2006 году  удельный вес налоговых поступлений составил 82,47%.

Итоговые поступления  основных видов прямых налогов в  государственный бюджет в 2006 году составили 6481079,2 тыс.лей, что на 266594,5 тыс.лей  или на 3,95% меньше планируемого показателя. Основная причина недостаточности  поступлений – неисполнение плана по взносам на государственное социальное страхование. Поступления в государственный бюджет составили 569107,9 тыс. леев, поступления в местные бюджеты составили 2070988,3 тыс.леев.

Рисунок 2.1.5 Удельный вес каждого прямого налога за 2006 год

Как видно из диаграммы, удельный вес взносов  на государственное социальное страхование  в общей сумме уменьшился и  составил 51,45%. Удельный вес подоходного  налога увеличился и составил 34,04%.

Структура  доходов  Национального бюджета на 2007 год (согласно данным Министерства Финансов) имеет следующий вид:

Рисунок 2.1.6 Структура доходов бюджета за 2007 год

По данным Министерства финансов за 2007 год поступления прямых налогов обладают следующим составом:

Рисунок 2.1.7 Структура прямых налогов за 2007 год

Как видно из диаграммы, наибольший удельный вес  в составе прямых налогов имеют  взносы на государственное социальное страхование, которые составили 53% от общей суммы поступивших прямых налогов.

По данным отчета о поступлениях в Национальный  бюджет, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, основные поступления прямых налогов в 2007 году составили:

Название  поступлений План на 2007 год Фактические поступления за 2007 год
Итого в бюджет Гос. бюджет Местные бюджеты
Подоходный  налог 2614944,7 2717107,1 562369,1 2154738
Земельный налог 199561,7 174224,7 0 174224,7
Налог на недвижимое имущество 28684,7 30089,3 0 30089,3
Дорожные  сборы 109878,2 113702,1 79364,1 34338,1
Сборы за пользование природными ресурсами 22145,2 24624,7 0 24624,7
Государственная пошлина 112500 120249,6 120249,6 0
Фонд  государственного социального страхования 4338518,8 3947361    
Фонд  обязательного медицинского страхования 728000 760159,9    

 

Таблица 2.1.2 Поступления прямых налогов в бюджет за 2007 год

Итоговый поступления  прямых налогов, администрируемых Государственной  налоговой инспекцией, в Национальный бюджет за 2007 год составили 7887518,4 тыс.леев, что на 266714,9 тыс.леев или 3,27% меньше планируемого показателя. Как и в прошлые годы, недостаточность поступлений вызвана невыполнением плана по поступлениям взносов на государственное социальное страхование.

Поступления анализируемых  видов прямых налогов в государственный бюджет составили 761982,8 тыс. леев. Поступления в местные бюджеты составили 2418014,8 тыс. леев.

Рисунок 2.1.8 Удельный вес каждого прямого налога за 2007 год

В 2008 году поступления  прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекций, в национальный бюджет составили:

Название  поступлений План на 2008 год Фактические поступления за 2008 год
Итого в бюджет Гос. бюджет Местные бюджеты
Подоходный  налог  2117980,7 2197127,7 303205,6 1893922,1
Земельный налог 197536 197767,7 0 197767,7
Налог на недвижимое имущество 27746,5 32203,7 0 32203,7
Дорожные  сборы 119472,4 127720,6 86643,3 41077,3
Сборы за пользование природными ресурсами 34650,7 39667 0 39667
Государственная пошлина 127500 132534,5 132534,5 0
Фонд  государственного социального страхования 5428098,2 5398115,4    
Фонд  обязательного медицинского страхования 1129000 1121928,4    

 

Таблица 2.1.3 Поступления прямых налогов в бюджет в 2008 году

Итоговые поступления  от анализируемых прямых налогов за 2008 год составили 9247065 тыс. леев, что на 65080,5 тыс. леев или 0,71% больше, чем планируемый уровень поступлений. В 2008 году единственным видом прямого налога, по которому фактический уровень сбора был меньше планового, стали взносы на обязательное медицинское страхование. Они составили всего 99,4% от планового уровня.

Рисунок 2.1.9 Удельный вес прямых налогов за 2008 год

Удельный вес  взносов на государственное социальное страхование составил 58,38% от общей  суммы поступлений прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией. Удельный вес подоходного налога в 2008 году составил 23,76%. Уменьшение его удельного веса произошло вследствие введения нулевой ставки подоходного налога для юридических лиц, реинвестирующих доход.

Название  поступлений 2005 год 2006 год 2007 год  2008 год
Подоходный  налог  1671147,9 2206783,7 2717107,1 2197127,7
Земельный налог 195976,3 191932,4 174224,7 197767,7
Налог на недвижимое имущество 36491,7 40741 30089,3 32203,7
Дорожные  сборы 108604,3 94222,3 113702,1 127720,6
Сборы за пользование природными ресурсами 24057,9 25550,8 24624,7 39667
Государственная пошлина 75336,5 80866 120249,6 132534,5
Фонд  государственного социального страхования 2685297 3334831,1 3947361 5398115,4
Фонд  обязательного медицинского страхования 408365,9 506151,9 760159,9 1121928,4
Итого в Национальный бюджет: 5205277,5 6481079,2 7887518,4 9247065

Таблица 2.1.4 Поступления  прямых налогов за 2005-2008 годы.

Проанализировав данные о поступлениях в Национальный бюджет прямых налогов, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, можно заметить следующие тенденции развития исследуемых прямых налогов:

 

Рисунок 2.1.10 Эволюция взносов на страхование за 2005-2008 годы

Из диаграммы  видно, что социальные налоги в Республике Молдова имеют тенденцию к увеличению, так как из приведенных данных отмечается стабильный рост поступлений от этого вида прямых налогов.

Подоходный налог  имел тенденцию к росту вплоть до 2007 года включительно, а в 2008 его  доля в составе поступлений от прямых налогов снизилась из-за решения об отмене подоходного налога для юридических лиц, реинвестирующих доходы.

Рисунок 2.1.11 Эволюция подоходного налога за 2005-2008 годы

Анализируя другие виды прямых налогов, необходимо отметить, что в целом наблюдается рост данных поступлений в Национальный бюджет.

Рисунок 2.1.12 Эволюция других прямых налогов за 2005-2008 годы

Наиболее сильные  колебания отмечаются в поступлениях налога на недвижимое имущество. Тенденция  к снижению отмечалась у земельного налога вплоть до 2008 года. Это является подтверждением общемировой тенденции, согласно которой имущественные налоги уступили свое первенство подоходным и социальным налогам, поэтому влияние этих прямых налогов на формирование финансовых ресурсов государства существенно снизилось. 

Таким образом, роль прямых налогов в формировании государственных финансовых ресурсов в Республике Молдова является еще  недостаточной, так как большая  часть налоговых поступлений  относится к косвенным налогам. В то же время в Республике Молдова проводятся целенаправленные меры по увеличению роли взносов на социальное и медицинское страхование и подоходного налога с физических лиц. Прямое налогообложение продолжает свое развитие благодаря реформам финансовой системы и налоговой политики. 

2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова 

Начиная с  1998 года,   национальная налоговая  система была значительно улучшена и адаптирована к новым  рыночным  условиям.

Наряду с другими  мерами налоговой политики, налоговое законодательство было консолидировано в единый документ - Налоговый кодекс, который на данный момент включает 9 разделов, регулирующих налог на доход, налог на добавленную стоимость,   акцизы,   налог   на недвижимое имущество, местные сборы, налоговое администрирование,  сборы  на  природные  ресурсы и дорожные сборы.  Предусматривается  систематизирование  и  дальнейшее упрощение налогового законодательства как путем продвижения и введения в действие следующих разделов Налогового кодекса - социальные налоги, таможенная пошлина и другие налоги и сборы, так и совершенствование налогового законодательства.

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова