Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44


ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Таким образом, прямые налоги имеют длительную историю  развития с древних времен и до наших дней. В мировой практике различают следующие виды прямых налогов:

  1. Подоходный налог с физических лиц

В  податных системах многих государств фигурирует подоходный налог. Подоходным  является такой  налог, который имеет своим объектом доход лица, безразлично от источника  этого дохода.

С теоретической  точки зрения это самая правильная форма налога, так как при ней податной объект совпадает с податным источником. Подоходный налог является прогрессивным, то есть он в большей степени ложится на более обеспеченные слои населения. Подоходный налог обладает многими достоинствами, но установление его представляет много трудностей. Профессор Лeбедев говорит, что осуществление подоходного налога просто потребует развитие чувства гражданского долга в обществе, а равно и образованного и добросовестного чиновничества.

Подоходные налоги, как они понимаются теперь, явление сравнительно новое. Впервые такой подоходный налог был установлен в Англии в 1798 г., по предложению Вильяма Питта. Это был налог, взимавшийся исключительно с лиц состоятельных и ложившийся сильнее на лиц более богатых. Высшие классы общества относились враждебно к подоходному налогу и отменяли его при первой возможности, но при критических обстоятельствах его снова устанавливали. В 1842 г. подоходный налог был введен на время по предложению Роберта Пиля; с тех пор он был постоянно продолжаем и беспрерывно существует до настоящего времени.

Ныне подоходный налог существует во многих государствах и получает все большее и большее  распространение.

Итальянский подоходный налог был установлен в 1804 году под  названием налог на движимые имущества, и взимался в размере 13,2% облагаемых доходов.

В России подоходный налог в современном виде появился в результате принятия Декрета Совета Народных Комиссаров от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов». Сейчас в России действует налог на доходы физических лиц в размере 13%.

В США подоходный налог был введен в 1862 году  после  начала Гражданской войны. Американцы, зарабатывавшие от $600 до $10 тыс. в год  платили налог в размере 3%, более  богатые - 4-6%.  С началом Второй Мировой войны налоги в США достигли пика - некоторые из них доходили до 96%.  В 1986 году были введены три постоянные ставки подоходного налога на частных лиц - 15%, 28% и 33%. В 2001 году появился новый минимум подоходного налога - 10%.

В современном  обществе максимальная ставка  подоходного налога с физических лиц  установлена в Дании и составляет 59%, при минимальной ставке подоходного налога в 38%. В более чем 20 странах мира подоходный налог с физических лиц отсутствует.

В последние  десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее, в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога, так как подоходный налог с физических лиц играет наибольшую роль среди прямых налогов.

  1. Земельный налог

Среди прямых налогов  одно из первых мест, как по историческому, так и по современному значению принадлежит  земельному налогу. Земельным налогом  называется налог, имеющий своим  объектом землю, а податным источником приносимый ею доход.

В средние века самым распространенным способом обложения  земли было обложение по величине земельных участков, причем единицей меры были: плуг, соха, рало - от орудий обработки земли, т. е. за единицу  меры принималось пространство земли, какое в состоянии обработать человек одним плугом.

В Древней Руси земля была главным источником государственных  доходов. К концу XVII века земельный  налог теряет свой прежний характер, когда его непосредственным объектом была земля. Земельный налог снова появился в ряду русских государственных доходов только в 1875 г. под именем «государственного поземельного налога».

Во французской  податной системе, вновь созданной  после Французской революции, земельный  налог занял первое место. Несмотря на все заботы правительства об упорядочении земельного налога, он поступал туго и вызывал много жалоб со стороны плательщиков на его тяжесть (20% с дохода) и несправедливость. Вследствие этого, земельный налог был понижен.

В Пруссии каждая провинция имела свое особое обложение  земли, так что насчитывалось до 100 видов налога. Подобный порядок продолжался до 1861 года, пока не совершилось преобразование прусского земельного налога.

На данном этапе  земельный налог несколько утратил  свое значение и доля средств, мобилизуемых при помощи данного налога в бюджет, существенно снизилась.

  1. Налог на доходы от денежных капиталов

Данный вид  налога до сих пор встречает много  противников, которые приводят против него разные возражения. Одним из главных  аргументов против данного вида налога является опасность, что налог на денежные капиталы может вытеснить последние из страны и тем причинить ущерб экономике и производству. Тем не менее, налог на денежные капиталы получает все большее распространение и существует уже почти во всех государствах.

В России налог на доходы от денежных капиталов был установлен 1885 году в размере 5% с этих доходов. Этот налог был распространен на доходы от процентных бумаг, а также на проценты по текущим счетам и вкладам в банках, выигрыши по государственным займам В виде поощрения от налога были освобождены вклады, внесенные в сберегательные кассы, ссудо-сберегательные товарищества и сельские банки.

Во Франции  налог на доходы от денежных капиталов, был установлен в 1872 году под названием  налога на движимые ценности. Этот налог взимался с разного рода процентных бумаг, акций и паев. Облигации департаментов, общин и разных общественных учреждений были подвергнуты налогу; но от него освобождались все государственные фонды. При установлении этот налог был назначен в 3% облагаемых доходов; но с 1890 года он был повышен до 4%.

В Австрии доходы от денежных капиталов облагаются рентным  налогом, который взимается в  размере 10% с доходов от публичных  фондов, за исключением тех, которые  по любым законам обложены выше или  освобождены от налога. Этот налог распространен и на доходы от сдачи в аренду разных промыслов  и объектов, не надлежащих платежу земельного налога. С этой категории доходов налог берется в размере 3%.

  1. Имущественный налог

В некоторых  государствах, рядом с налогами на отдельные виды имуществ, существует и общий имущественный налог. Объектом этого налога является все имущество плательщиков. Обыкновенно этот налог взимается в умеренном размере и от него освобождаются мелкие имущества, а иногда и домашняя движимость, инструменты производства и т. п.

Общий поимущественный  налог теперь существует в Нидерландах  и в некоторых штатах Северной Америки и кантонах Швейцарии.

Прусский имущественный  налог был установлен законом 14 июля 1893 года в дополнение к преобладавшему в 1891 г. подоходному налогу. Налог не распространялся на лиц, стоимость имущества которых не превышала 6000 марок. Освобождались от налога также женщины, имеющие малолетних детей, сироты и неспособные к заработку, если их имущество стоит не более 20000 марок или, если их доходы не превышают 1200 марок. С остальных имуществ налог взимался в размере 1/2 марки с тысячи марок их стоимости. В 1995 г. В Германии метод оценки имущества был признан несоответствующим конституции и поэтому налог в 1997 г. был отменён.

В Нидерландах имущественный налог был введен с 1 мая 1893 года. Этот налог взимается со всего движимого и недвижимого имущества плательщиков. В облагаемое имущество не включаются: мебель, одежда, предметы искусства и науки, ювелирные изделия, не составляющие предмета торговли, полисы на застрахованные жизни, пенсии. Лица, обладающие имуществом, оцененным, по указанным в законе правилам, ниже 13000 флоринов, не подлежат налогообложению.

  1. Налог на прибыль предприятий (организаций, корпораций, фирм)

Налог на прибыль – это существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

• классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале  налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, Россия);

• система снижения налогообложения на уровне компании (Австрия, Германия, Япония, Испания, Финляндия);

• система  снижения налогообложения на уровне акционеров ( Дания, Канада, Великобритания, Ирландия, Франция);

• система  полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия).

Наибольшая  ставка налога на прибыль организаций  действует в Объединенных Арабских Эмиратах и составляет  55%.

  1. Государственная пошлина

Государственная пошлина (state fee) - вид пошлины, взимаемой государственными учреждениями и уполномоченными органами за определенные действия и услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам.

В средние века государственная пошлина взималась  государством, городами, отдельными феодалами за пользование дорогами, мостами, портовыми сооружениями и т.д. С укреплением централизованного  государства право взимания пошлины становится государственной монополией.

Государственная пошлина  уплачивается физическими лицами (резидентами и нерезидентами) и юридическими  лицами,  независимо от форм собственности, за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Ставки государственной пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. 

К прямым налогам  относятся также: налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследство, транспортный налог, социальные взносы и местные сборы. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова

2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет за 2005-2008 годы

Конкретное представление  о роли прямых налогов в формировании финансовых ресурсов можно получить из анализа бюджетных поступлений, администрируемых Государственной налоговой инспекцией, за 2005-2008 годы. 

Рисунок 2.1.1 Состав поступлений в бюджет за 2005 год

Итоговые поступления  в Национальный Публичный Бюджет, администрируемые Государственной  Налоговой инспекцией, за 2005 год  составили 9865034,0 тыс. лей, что на 319269,9 тыс. лей или 3,34% больше, чем планируемый уровень поступлений.  

В соответствии с данными о поступлениях в  Национальный Публичный Бюджет, администрируемых Государственной Налоговой инспекцией, за 2005 год основные поступления прямых налогов составили:

Название  поступлений План на 2005 год Фактические поступления за 2005 год
Итого в бюджет Гос. бюджет Местные бюджеты
Подоходный  налог  1583763,4 1671147,9 301835,6 136912,3
Земельный налог 206991,2 195976,3 0 195976,3
Налог на недвижимое имущество 34795,1 36491,7 0 36491,7
Дорожные  сборы 108674,6 108604,3 79932,7 28671,6
Сборы за пользование природными ресурсами 18202,8 24057,9 0 24057,9
Государственная пошлина 72144 75336,5 42233,4 33103,1
Фонд  государственного социального страхования 2957560,1 2685297    
Фонд  обязательного медицинского страхования 410000 408365,9    

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова