Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение роли налогов в формировании финансов государства, перспективы развития и совершенствования прямого налогообложения, анализ структуры прямых налогов в составе доходов государственного бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
ГЛАВА I Сущность прямых налогов: понятие, принципы, классификация.
1.1 Общая характеристика прямых налогов Стр.5
1.2 Особенности прямого налогообложения Стр.6
1.3 Виды прямых налогов и их историческое развитие Стр.8

ГЛАВА II Динамика прямого налогообложения в Республике Молдова
2.1 Поступления прямых налогов в Национальный бюджет
за 2005-2008 годы Стр.17
2.2 Эволюция налоговой политики Республики Молдова Стр.29

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова
3.1 Прямое налогообложение в Республике Молдова Стр.34
3.2 Роль прямых налогов в формировании финансовых ресурсов государства Стр.44


ВЫВОД Стр.46
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Налоговое бремя

В период с 2001 по 2005 год произошло увеличение темпа  роста налогового бремени за счет прямых налогов по сравнению с  косвенными. Налоговое бремя на физические лица в 1998-2004 годах выросло с 3,6% в 1998 году до 10% в 2005 году.  Несмотря на снижение налоговых ставок, повышение размеров освобождений, изменение структуры шкалы налогооблагаемых доходов и роста средней заработной платы по стране  налоговое бремя увеличилось с 10,4% в 2006 году до 13,6% в 2008 году, уменьшаясь незначительно в 2009 году (в результате предложенных на 2007-2009 годы изменений налоговой политики). Это объясняется увеличением индивидуальных взносов медицинского и социального страхования.

Рисунок 2.2.1 Динамика налогового бремени в зависимости  от прямых и косвенных налогов  за 1998-2009 годы

Таблица 2.2.1 Эволюция общего уровня налогового бремени по типам налогов и сборов в Республике Молдова в1998-2009 годах. 

Влияние изменений налоговой  политики

Меры налоговой политики на 2007-2009 годы направлены на обеспечение справедливости, стабильности и прозрачности, а также на оптимизацию налогового давления и дальнейшее расширение налоговой базы. В частности эти меры предусматривают следующее:  
    • дальнейшее снижение нижних ставок налога на доход с физических лиц с одновременным изменением начиная с 2008 года структуры и размера шкалы облагаемого дохода. Две первые шкалы облагаемого дохода будут заменены одной, с размером облагаемого дохода до 21000 леев в год по ставке 7%, и сохранением последней шкалы облагаемого дохода в размере, превышающем 21000 леев по максимальной ставке 18%;  
    • увеличение годовых персональных освобождений с 4500 леев - в 2006 году до 5400 леев - в 2007 году, 6300 леев - в 2008 году и 7200 леев - в 2009 году;  
    • увеличение годовых освобождений на иждивенцев с 840 леев - в 2006 году до 1440 леев - в 2007 году, 1560 леев - в 2008 году и 1680 леев - в 2009 году;  
    • дальнейшее перераспределение тарифа взносов на государственное социальное страхование с учетом его ежегодного снижения на 1% для работодателя и соответствующего увеличения индивидуальной ставки для работника. К 2009 году эти ставки составят 23% для работодателя и 6% для работника в сравнении с 26% и 3%, установленными на 2006 г.;  
    • увеличение тарифа взноса на обязательное медицинское страхование с 4% в 2006 году до 5% в 2007 году, из них 2,5% для работодателя и 2,5% для работника, с рассмотрением возможности роста этих взносов на 2008-2009 годы;  
    • сохранение ставки подоходного налога с юридических лиц на уровне 2006 года - в размере 15%;  
    • предоставление дополнительных налоговых стимулов по подоходному налогу с юридических лиц в целях привлечения частных инвестиций (проценты за кредиты, вычет расходов, роялти, период отражения в учете налоговых убытков и др.);  
       • поэтапное внедрение новой системы налогообложения для различных категорий владельцев недвижимого имущества в зависимости от его рыночной стоимости;

  • внедрение в период с 2009 по 2011 год новых разделов Налогового

кодекса – раздел X «Социальные налоги», раздел XI «Таможенные пошлины» , раздел XII «Другие налоги и сборы». 

Основным доходным источником бюджета остаются налоговые  доходы, которые в общей сумме доходов возрастут с 85,8% в 2006 году до около 90% к 2009 году. (Диаграмма A).  
   
 
   

 Будет наблюдаться  значительный рост, около 59%, прямых  налогов преимущественно за счет  отчислений на государственное  социальное страхование и за  счет роста объема страховых взносов на медицинское страхование.  

Таким образом, налоговая политика Республики Молдова  проходит процесс оптимизации состава  и структуры налогов, системы  налоговых льгот и освобождений, улучшения налогового администрирования  для усовершенствования налоговой системы и дальнейшего развития фискальных отношений. 
 
 
 

ГЛАВА III Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова

3.1 Прямое налогообложение  в Республике Молдова 

Основными видами прямых налогов в республике Молдова  являются:

  1. Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог  с физических лиц представляет собой  вычет из дохода налогоплательщика. Этот налог является общегосударственным.

Субъектами налогообложения являются физические лица, получающие в течение налогового периода доход из любых источников, находящихся на территории Республики Молдова, а также физические лица, получающие инвестиционный и финансовый доход из источников, находящихся за пределами Республики Молдова.

Объектом  налогообложения является валовой доход,  включая льготы, предоставленные работодателем, полученный  физическим лицом из всех источников, находящихся в Республике Молдова, а также доход от инвестиций и финансовый доход, полученный физическими лицами-резидентами, являющимися гражданами-резидентами  из источников, находящихся за пределами Республики Молдова, за минусом освобождений, на которые эти лица имеют право.

В валовой доход  включаются:

  • Заработная плата
  • Гонорары
  • Комиссионные
  • Премии и другие виды вознаграждений
  • Льготы, предоставленные работодателем
  • Выплаты работодателем за жилье, транспорт и т.д.
  • Другие доходы, предусмотренные законодательством

Не включаются в доход:

  • Полученные страховые суммы и возмещения
  • Пособия социального страхования
  • Компенсации в связи с инвалидностью, травмой, профессиональным заболеванием, несчастным случаем
  • Компенсации материального и морального ущерба
  • Стипендии
  • Имущество, полученное в наследство или в дар
  • Пособия от благотворительных организаций
  • Полученные алименты
  • Выигрыши от азартных игр и от рекламных акций
  • Премия Республики Молдова в области литературы, искусства, архитектуры, науки и техники, а также премии учащимся и их педагогам за выдающиеся результаты, достигнутые на олимпиадах и конкурсах
  • Другие доходы, предусмотренные законодательством

Ставка подоходного налога с физических лиц составляет:

  • 7%  для физических лиц, чей доход не превышает 25200 леев в год
  • 18% для физических лиц, чей доход превышает 25200 леев в год

Каждый налогоплательщик (физическое лицо- резидент) имеет право  на личное освобождение в размере 7200 леев в год. Личное освобождение составляет 12000 леев в год для определенных категорий граждан (инвалиды с детства, инвалиды войны, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и другие).  

  1. Подоходный  налог с юридических  лиц

Подоходный налог  с юридических лиц представляет собой вычет из доходов юридических лиц. Этот налог был введен в Республике Молдова с 1 января 1998 года взамен налога на прибыль. Подоходный налог с юридических лиц является общегосударственным налогом.

Субъектами налогообложения являются юридические лица, получающие в течение налогового периода  доход из любых источников, находящихся на территории Республики Молдова, а также юридические лица-резиденты, получающие инвестиционный и финансовый доход из источников, находящихся за пределами Республики Молдова.

Объектом  налогообложения является валовой доход, полученный юридическими лицами из всех источников, находящихся в Республике Молдова, а также доход, полученный юридическими лицами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью,    из любых источников, находящихся за пределами Республики Молдова, за минусом вычетов, на которые эти лица имеют право.

Валовой доход  включает:

  • Доход от осуществления предпринимательской деятельности или профессиональной либо другой подобной деятельности
  • Доход от деятельности товариществ, полученный членами товариществ, и доход, полученный акционерами инвестиционных фондов
  • Доход от сдачи имущества в аренду
  • Прирост капитала
  • Доход, получаемый в виде процентных начислений
  • Роялти (периодические платежи)
  • Суммы, получаемые по договору (соглашению) о невступлении в конкуренцию
  • Дивиденды, за исключением уплачиваемых в пользу физических лиц-резидентов
  • Другие доходы

В валовой  доход не включаются следующие виды дохода:

  • Страховые суммы и возмещения, полученные по договорам страхования и сострахования, кроме полученных при вынужденной замене собственности
  • Доходы от безвозмездного получения собственности, в том числе денежных средств
  • Вложения в капитал хозяйствующего субъекта
  • Доходы организаций иностранных государств, международных организаций и их персонала
  • Доходы, полученные в результате использования налоговых льгот
  • Компенсации материального и морального ущерба
  • Доходы, полученные от списания задолженностей перед национальным публичным бюджетом
  • Другие доходы, предусмотренные законодательством

Ставки  подоходного налога с юридических  лиц:

  • для юридических лиц, реинвестирующих прибыль – 0%
  • для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 0%
  • для юридических лиц, не реинвестирующих полученную прибыль в– 15%

Каждый  налогоплательщик имеет право на определенные вычеты (расходы предпринимательской деятельности, расходы на командирование работников, представительские расходы, безнадежные долги и другие).

  1. Приватный налог

Приватный налог  представляет собой единовременный платеж, взимаемый при передаче в процессе приватизации имущества, находящегося в публичной собственности, независимо от вида используемых для этого средств. Приватный налог входит в число общегосударственных налогов.

Субъектами обложения приватным налогом являются юридические и физические лица Республики Молдова, а также иностранные юридические и физические лица, которым передается в процессе приватизации в частную собственность имущество, находящееся в публичной собственности.

Объектом  обложения приватным налогом выступает имущество, находящееся в публичной собственности, включая акции.

Ставка приватного налога устанавливается в размере 1 %  цены приобретения подлежащего  приватизации имущества, находящегося в публичной собственности, в  том числе стоимости акций, подлежащих приватизации.

Приватный налог  уплачивается до подписания договора купли-продажи и вносится в зависимости  от принадлежности имущества в государственный  бюджет или бюджет административно-территориальной  единицы. Приватный налог не уплачивается в случае безвозмездного получения в частную собственность имущества, находящегося в публичной собственности, физическими лицами – резидентами, не занимающимися предпринимательской деятельностью. В случае расторжения с последствиями на будущее или обратной силой договора купли-продажи, вызванного неисполнением или ненадлежащим исполнением покупателем своих обязательств, суммы уплаченного приватного налога не возвращаются.  
 

  1. Дорожные  сборы

Дорожными сборами  являются сборы, взыскиваемые  за пользование автомобильными дорогами и/или охранной зоной автомобильных дорог за чертой населенного пункта. Этот налог также является общегосударственным.

Система дорожных сборов включает:

  1. Сбор за пользование автомобильными дорогами автомобилями, зарегистрированными  в Республике Молдова.
  2. Сбор за пользование автомобильными дорогами Республики Молдова автомобилями, не зарегистрированными  в Республике Молдова
  3. Сбор за пользование  автомобильными дорогами автомобилями с превышением допустимых общей массы, весовых нагрузок на ось или габаритов
  4. Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населенного пункта для ведения строительно-монтажных работ
  5. Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населенного пункта для размещения наружной рекламы
  6. Сбор за пользование охранной зоной автомобильных дорог за чертой населенного пункта для размещения объектов дорожного сервиса
  7. Налог на недвижимое имущество

Информация о работе Перспективы развития прямого налогообложения в Республике Молдова