Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:24, реферат
Налоговая система Кыргызстана, как и любого государства, является основой экономики. Значение налоговой системы резко возрастает в условиях перехода к рынку, от того насколько построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система приобретает роль регулятора рыночной экономики, она способствует развитию приоритетных отраслей народного хозяйства и ликвидации неэффективных производств.
Целью данной курсовой работы является изучение налога как инструмента государственного регулирования экономики, изучение совершенствования налоговых поступлений и налогового законодательства Кыргызстана.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность налогов в развитии государства…………………….7
1.1 Понятие налогов и их классификация…………………………………………………7
1.2 Принципы налогообложения и функции налогов…………………………………….15
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………………....18
Глава 2. Анализ влияния системы налогообложения на экономический рост Кыргызской Республики………………………………………………………………………………………23
2.1 Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики………………23
2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет Кыргызской Республики…………………………………………………………………………………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений Кыргызской Республики...42
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………………..55
Список использованной литературы………………………………………………………58
По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.4
Для финансовой системы в современный период все большее значение начинают приобретать местные налоги. Они широко практикуются в странах с развитой рыночной экономикой для формирования доходной базы местных бюджетов.
Общегосударственные - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль юридических лиц, земельный налог, акцизный налог, подоходный налог с физических лиц.
Местные налоги и сборы - налог на рекламу, налог на право пользования местной символикой, налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж (2%-ный налог), налог с казино, гостиничный налог, налог на право охоты и рыболовства, налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению, налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье, налог на используемые производственные и торговые площади или их части, налог с владельцев транспортных средств, курортный сбор, сбор с владельцев собак, сбор за право проведения местных аукционов и лотереи, конкурсов и выставок, в коммерческих целях, сбор за парковку автотранспорта, сбор за вывоз мусора с территории населенных пунктов.
Кроме этих налогов, взимаемых в соответствии с Налоговым кодексом, есть налоги и платежи, предусмотренные другим действующим налоговым законодательством, - налог на пользование автомобильными дорогами, отчисления средств для предупреждения чрезвычайных ситуаций, отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, арендная плата за землю, госпошлина, прочие неналоговые поступления.
Налоги классифицируются по 5 признакам:5
1. Об объекте обложения и
а) Прямые (налог на прибыль, налог на имущество, налог на землю, подоходный налог).
б) Косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, таможенная пошлина)
2. По признаку использования:
а) Общие (поступление в бюджет)
б) Специальный (налог на транспорт, налог на приобретение транспортных средств используется для формирования дорожного фонда).
3. В зависимости от органа взывающего налоги.
а) Государственные налоги
б) Местные налоги сборы
4. По экономическому признаку
а) Налог на доходы (налоги получаемые плательщиком от любого объекта обложения)
б) Налоги на потребление (налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров).
5. По степени оценки объекта обложения
а) Реальные (земельный, на имущество, на ценные бумаги)
б) Личные (налог на прибыль, подоходный налог, налог с наследств и дарений).
Приведены следующие трактовки налогов
1. Налог на добавленную стоимость - взимаемый с предприятия налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье и материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны.
2. Налог на прибыль корпораций. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов, осуществляемых из прибыли и скидок дивидендов, расходов на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство.
3. Налог на прирост капитала - налог на доходы юридических и физических лиц, получаемый от имущественных сделок в виде продажи, дарения, обмена имущества, предоставление его в пользование другим лицам.
4. Поземельный налог - основная форма платы за пользование земельными ресурсами. Плательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Не приводит к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию.
5. Налог на личное имущество - налог на собственность физических лиц, распространяющих свое действе на отдельные виды частной собственности граждан (дома, строения, транспортные средства). Налог на ценные бумаги налог, взимаемый с эмитентов акций, облигаций и других ценных бумаг, а также налог на биржевые сделки.
6. Акциз - это один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом. Косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты.
7. Налог на экспорт и импорт - налог, выплачиваемый экспортерами и импортерами в процентах к стоимости экспортируемых и импортируемых товаров.
8. Налог на имущество предприятий - это налог на имущество юридических лиц, поступающий в федеральный и местный бюджеты.
9. Налог с наследства и дарений - налог, уплачиваемый юридическими и физическими лицами при переходе имущества от одного лица к другому по праву наследования, ибо в виде дарения.
10. К таможенным пошлинам относятся:
Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной
Антидемпинговая пошлина - вид ввозных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товаров по демпинговым ценам. Взимается с импортируемых товаров, реализуемым по бросовым ценам или ввозимых из государств, субсидирующих экспорт. Использование этой пошлины разрешается в том случае, когда демпинг наносит материальный ущерб национальной промышленности страны.6
Протекционная пошлина является инструментом протекционистской политики государства, которая осуществляется путем установления высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров. В настоящее время ГАТТ ограничил протекционизм путем установления ограничений на пошлины в пределах 10% от стоимости товаров.
Фискальная пошлина - пошлина, вводимая правительством в целях увеличения поступлений в госбюджет.
Адвалорные пошлины вид таможенных пошлин, характеризующийся тем, что они взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товара.
1.2 Принципы налогообложения и функции налогов
Основными принципами налогообложения являются: всеобщность, стабильность, справедливость, определенность, удобность, равно напряженность, достаточность, однократность, обязательность, подвижность, надежность, ведение и соблюдение календаря, разделение видов деятельности, четкое исполнение налоговых обязательств.
Налоги на современном этапе перехода к рыночным отношениям соответствуют следующим принципам:
Государственно-правовой характер и стабильность налогообложения. В связи с тем, что налоги всегда носят принудительный и обязательный характер все вопросы, регулирующие процесс налогообложения и сама система должны быть оформлены законодательно. Каждый налог должен быть точно определен. В законе должна содержаться исчерпывающая информация, которая позволила бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.7
Экономическая эффективность, гибкость и нейтральность налогообложения. Это означает, во-первых, общий уровень и структура налоговой нагрузки должны способствовать финансовой стабилизации и росту экономики (экономическая эффективность ); Во-вторых, налоговая система должна быстро и адекватно реагировать на изменения в экономической конъюнктуре, причем по возможности без внесения постоянных изменений в налоговое законодательство (гибкость); В-третьих, влияние налогов на межотраслевое распределение ресурсов и принятие экономических решений населением и предприятиями должно быть минимальным (нейтральность).8
Равенство и справедливость налогообложения. Суть этого принципа заключается в том, что распределение налогового бремени должно быть равным – каждый гражданин (или предприятие) должен вносить свою посильную, справедливую долю в общенациональные государственные доходы. Основное налоговое бремя у нас несут предприятия или так называемые юридические лица, причем преимущественно сферы материального производства и прежде всего промышленности. Тогда как сельскохозяйственные предприятия уплачивают только земельный налог и налог на добавленную стоимость в случае, если доход их превышает 300 тыс. сомов.
Простота и административная эффективность налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Существенным при оценке эффективности налоговой системы с этих позиций является не только учет административных издержек по сбору налогов, но и учет затрат налогоплательщиков на соблюдение налогового законодательства. Требует внимания проблема укрепления как кадрового, так и технического потенциала налоговой службы республики, а также правового регулирования ее деятельности, включая всю систему отношений с налогоплательщиками. Их взаимные права, обязанности и ответственность.
Функции налогов.
Под функцией налогов понимают проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налоги имеют следующие функции:
Фискальная функция реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления функций государства (оборонных, социальных, природоохранных и пр.).
Контрольная функция оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - явление частое.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств: регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.9
В налоговом регулировании возникла стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот или преференций. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.
1.3 Принципы построения налоговой системы
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой
- стабильности налогового
- рациональности и оптимальности налоговой системы;
- организационно-правового
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности
- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.
Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:
- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
- единство подхода к построению
налоговой системы или
Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.10
Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.
Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике