Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:24, реферат
Налоговая система Кыргызстана, как и любого государства, является основой экономики. Значение налоговой системы резко возрастает в условиях перехода к рынку, от того насколько построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система приобретает роль регулятора рыночной экономики, она способствует развитию приоритетных отраслей народного хозяйства и ликвидации неэффективных производств.
Целью данной курсовой работы является изучение налога как инструмента государственного регулирования экономики, изучение совершенствования налоговых поступлений и налогового законодательства Кыргызстана.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность налогов в развитии государства…………………….7
1.1 Понятие налогов и их классификация…………………………………………………7
1.2 Принципы налогообложения и функции налогов…………………………………….15
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………………....18
Глава 2. Анализ влияния системы налогообложения на экономический рост Кыргызской Республики………………………………………………………………………………………23
2.1 Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики………………23
2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет Кыргызской Республики…………………………………………………………………………………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений Кыргызской Республики...42
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………………..55
Список использованной литературы………………………………………………………58
Почему косвенные налоги так стабильно удерживают свои позиции в государственном бюджете, мы узнаем из следующего анализа.
Как видно из таблицы № 1, НДС в доходах государственного бюджета Кыргызской Республики занимает самую весомую долю. Даже в структуре доходов государственного бюджета страны на его долю приходится третья часть, это 34-39 %. Как видно из таблицы, роль НДС в формировании государственного бюджета была наиболее весома в 2007 году, когда на его долю приходилось 39 % доходов, а в предстоящем финансовом году на НДС хотят возложить столько же процентов доходов страны. За весь анализируемый период доля НДС в доходах государственного бюджета составляет порядка третьей части казны государства.
Что касается акцизных сборов, то данный налог прочно удерживает свои позиции и составляет в доходах порядка 6 %. Из таблицы № 1, видно что в структуре государственного бюджета они занимают от 5,6 % в 2005 году до 6,4 % в 2006-м и имел тенденцию значительного роста, а в 2008 году данный налог в структуре государственного бюджета по плану должен составить порядка 6,3 %. Поступление акцизного налога увеличиваются из года в год, хотя удельный вес в доходах бюджета остается стабильным, что вызвано общим увеличением доходов государственного бюджета Кыргызской Республики.
За анализируемый период доля таможенных пошлин в доходах государственного бюджета Кыргызской Республики резко сократилась и составила менее 3 %. В 2005 году за счет данных поступлений было сформировано 8,2 % казны государства, в 2006 – 2.5 %, в 2007 – 2.4 % и на предстоящий финансовый год планируют за счет данного источника покрыть 2,4 % расходов государства. Столь незначительная доля данных поступлений является следствием необдуманной таможенно - тарифной политики государства. Как было описано в предыдущей главе, данную политику надо проводить с целью защиты внутреннего производителя, а не с целью пополнения бюджета. Зачастую, мы смотрим на этот платеж как на инструмент пополнения бюджета и проведенная с целью увеличения поступлений политика оборачивается нам снижением поступлений данного налога.
Что касается последнего косвенного налога – налога с товарооборота и розничных продаж который по назначению является местным, то его роль в доходах государственного бюджета незначительна, но стабильна. Хотя по объему поступлений за последние три года он даже превзошел, таможенные пошлины и составлял от 3,0 % в 2005 году до 3,2 % в 2008 году. Хотя доля данного налога в структуре государственного бюджета незначительна, но в структуре местного бюджета, куда она поступает, данный налог является основным источником. Это является положительным моментом развития регионов Кыргызстана, так как основой самостоятельности регионов является наличие собственных доходных источников. Согласно Закону «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» основой самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством собственных источников доходов. Согласно данному акту за местными органами власти в Кыргызстане закреплены собственные источники доходов. К собственным источникам местных бюджетов относят:
1. местные налоги и сборы;
2. земельный налог с юридических лиц,
3. земельный налог с физических лиц;
4. государственная пошлина;
5. арендная плата за землю;
6. отдельные виды неналоговых поступлений и штрафов закрепленные за местными органами власти.
Все собственные доходные источники кроме налога с товарооборота и с розничных продаж не являются косвенными налогами, поэтому мы не будем эти источники анализировать, а рассмотрим систему местных налогов и сборов, куда входит данный налог. Для выявления роли косвенных налогов в формировании местных бюджетов построим следующую таблицу № 3.
В таблицу № 3 мы отразили только основные налоги, составляющие закрепленные доходы местных бюджетов. Хотя законодательно установленных местных налогов и сборов 8, из таблицы видно, что на их долю приходится совершенно незначительная доля.
В системе закрепленных доходов основным косвенным налогом является налог с товарооборота и розничных продаж. Как видно из таблицы № 3, в 2005 году косвенный налог с товарооборота и с розничных продаж составил порядка пятой части закрепленных доходов, в 2006 году на их долю приходится порядка четвертой части, а в 2008 году на этот налог планируют 38 % собственных доходов. Это свидетельствует о том, что возложенные на него функции он выполняет, т.е. функцию пополнения местного бюджета.
Следовательно, в структуре собственных доходов косвенные налоги имеют тенденцию увеличения, и составляют порядка трети. Увеличение доли данного налога является следствием суммарного увеличения поступлений данного налога в местные бюджеты.
В перспективе доля данного налога будет увеличиваться, так как до 2007 года администрированием данного налога занималась районная государственная налоговая инспекция, в последующем его передадут налоговым работникам органов местного самоуправления. А так как они являются заинтересованной стороной то и пополнение должно быть увеличено.
Из проведенного анализа формирования бюджетов Кыргызской Республики можно сделать следующий вывод, НДС является централизованным налогом, т.е. он полностью поступает в республиканский бюджет Кыргызской Республики. Хотя НДС является централизованным налогом поступающим в республиканский бюджет, для стимулирования местных органов власти в полной мобилизации НДС установлен повышенный норматив отчислений. Согласно этому порядку регионы которые перевыполняют контингент НДС получает в свой бюджет 70 % от фактически перевыполненной суммы. В структуре же государственного бюджета он составляет основную долю.
На втором месте среди косвенных налогов по собираемости находятся акцизные сборы, затем налог с товарооборота и с розничных продаж и последним по объёму поступлений является таможенная пошлина, на долю которой приходится менее 3 % общих поступлений.
В целом косвенные налоги являются основным источником пополнения бюджета страны, т.к. порядка 50 % доходов государственного бюджета это более половины налоговых поступлений. Данное являение нельзя считать негативным фактором, т.к. во всем мире наметилась тенденция увеличения косвенных налогов, но тем не менее по мере экономического развития страны прямые налоги должны увеличиться. И этот процесс уже можно наблюдать в экономике Кыргызской Республики – на втором месте по собираемости после НДС уже находится подоходный налог с физического лица и это позитивный результат экономического развития страны.
Каким образом нужно сохранить сложившуюся ситуацию, а при возможности и улучшить, мы узнаем из следующей главы нашего исследования.
В Кыргызстане, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляться в условиях глубокого экономического кризиса, тотального дефицита: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала дисциплины труда и поставок, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерности роста эффективности труда и повышения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособности населения.
Таким образом, в силу ряда объективных и субъективных причин степень готовности республики к переходу к рыночной экономике оказалась недостаточной.
В новом экономическом курсе современной республики одним из направлений было:
Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынок ценных бумаг и формирование рыночных инфраструктуры- сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аудиторских фирм.
Правительством был взят курс на создание многоукладной экономики смешанного типа. Кыргызская республика находится на стадии перехода от контролируемой экономике к экономике рыночной. Процесс развития очень сложный, поскольку предприятие должно отвечать требованиям рынка а не просто требованиям, связанным с поставкой или производством, а также планировать работу в ситуации чистого накопления прибыли.
Многие предприятия в стадии развития не выживут по многим причинам, как, например: не работали эффективно ранее; недостаточное качество; для этой продукции не существует более рынка, руководство не может приспособить свое производство к рыночным условиям.
Другие предприятия будут преуспевать по прямо противоположным причинам. Более того, многие новые производства и другие формы экономической деятельности будут развиваться, чтобы использовать новые доступные возможности. В такой момент возникают некоторые основные требования к налоговой политике:
1. Создание налоговой системы, справедливо
распределяющей налоговое
2. Создание стимулов для
3. Создание стимулов для труда, когда эффективно использовались бы трудовые ресурсы.
4. Создание стимулов для
5. Создание стимулов для
6. Создание стимулов для
7. Государственные методы
8. Решение проблем теневой
Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и со организатора наряду с другими государствами регионального хозяйства)[
2.3. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений Кыргызской Республики.
Теперь проанализируем динамику и структуру налоговых поступлений в Кыргызской Республике. Для этого построим таблицу следующего вида.
Таблица 2. Основные виды налоговых поступлений за 2001-2007 гг.
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Налоги всего |
2432,2 |
2947,0 |
3839,2 |
4865,0 |
5972,5 |
7675,8 |
9187,9 |
Подоходный налог |
287,0 |
288,2 |
331,8 |
405,4 |
546,2 |
753,8 |
960,9 |
Налог на прибыль |
433,2 |
372,1 |
336,1 |
452,4 |
567,6 |
572,8 |
993,7 |
Таможенные пошлины |
134,3 |
196,6 |
244,9 |
380,5 |
306,6 |
275,0 |
301,4 |
Как видно из таблицы 2, налоговые поступления за анализируемый период, возросли в 9,6 раза. В разрезе налогов наибольший рост наблюдается по подоходному налогу, таможенному пошлину.
Вторым видом налогов по темпу роста является акцизный налог, что связано с некоторым оживлением производства. Однако, как видно из таблицы, в 2001 и 2004 году произошло резкое снижение поступления данного вида налогов, что было связано с ростом ставок на спирт и на некоторые другие подакцизные товары, когда реализация вино водочной продукции резко упала.
Рост подоходного налога составил 10,2 раза, что связано с некоторым ростом заработной платы (пусть даже и инфляционным).
Рост налога на прибыль небольшой - 2,5 раза. это объясняется большими размерами теневого бизнеса, неучтенных доходов.
Данная таблица не раскрывает реальной картины в области сбора налогов, так как налоговые поступления в абсолютном выражении не могут подвергаться анализу, так как мы не знаем, инфляционный ли это рост того или иного налога. Поэтому данную таблицу переведем на проценты и рассмотрим структуру налоговых поступлений и удельный вес каждого налога в общих налоговых поступлениях.
Рассмотрим структуру налоговых поступлений.
Как видно из ниже приведенной таблицы в структуре налоговых поступлений в бюджет Кыргызской Республики, значительную долю средств занимает косвенный налог – НДС. На его долю приходиться свыше 30 % налоговых поступлений.
На начало анализируемого периода он составлял 30,4 % всех налоговых поступлений и сейчас он составляет 46 %.
Таблица 3. Структура налоговых поступлений в Кыргызской Республике за 2001-2007г.(%)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Налоги всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Подоходный налог |
12 |
10,0 |
8,6 |
8,3 |
9,1 |
10,0 |
10,4 |
Налог на прибыль |
18 |
12,6 |
9,0 |
9,2 |
9,5 |
7,4 |
10,8 |
Таможенные пошлины |
5,5 |
6,6 |
6,3 |
8,0 |
5,1 |
3,5 |
3,2 |
Снижение доли косвенных налогов в 2001 году на 4,6 % и в 2002 году на 2,6 %, по сравнению с предыдущими годами, еще ни о чем не говорят, так как, поступления НДС в абсолютной сумме неуклонно растет с каждым годом. Начиная с 2003 года до 2006 года НДС увеличился, в 2002 году он снизился и составил 38%. В 2003 году НДС составил 39%, а в 2004 году он увеличился на 7% и составил 46%.Это был самый высокий показатель, начиная с 1991 год Данная таблица свидетельствует о значимости НДС на сегодняшнем этапе развития экономики. Его доля за анализируемый период остается одной из самых значительных источников поступлений финансовых ресурсов страны
Фактические поступления подоходного налога за 2006 год составили 1820,3 млн. сом или 103,0% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 76,1 млн. сом или на 4,4%. Доля данного налога к ВВП составила 1,6 процента.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике