Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:24, реферат

Краткое описание

Налоговая система Кыргызстана, как и любого государства, является основой экономики. Значение налоговой системы резко возрастает в условиях перехода к рынку, от того насколько построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система приобретает роль регулятора рыночной экономики, она способствует развитию приоритетных отраслей народного хозяйства и ликвидации неэффективных производств.
Целью данной курсовой работы является изучение налога как инструмента государственного регулирования экономики, изучение совершенствования налоговых поступлений и налогового законодательства Кыргызстана.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность налогов в развитии государства…………………….7
1.1 Понятие налогов и их классификация…………………………………………………7
1.2 Принципы налогообложения и функции налогов…………………………………….15
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………………....18
Глава 2. Анализ влияния системы налогообложения на экономический рост Кыргызской Республики………………………………………………………………………………………23
2.1 Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики………………23
2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет Кыргызской Республики…………………………………………………………………………………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений Кыргызской Республики...42
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………………..55
Список использованной литературы………………………………………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Вики.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Сборы подоходного налога, удерживаемого работодателями, составили 1373,7 млн. сом, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года сборы увеличились на 29,7 млн. сом, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 11,9 %(источник – данные НСК за 2006 год).

Подоходный налог, взимаемый налоговыми органами, составил 43,5 млн. сом, что по сравнению с прошлогодним периодом больше на 4,1 млн. сом или на 10,3%.

Сборы подоходного налога, взимаемого на патентной основе, составили 378,0 млн. сом или 112,5% от уровня прошлогодних сборов. За 2006 год выдано 684643 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 75336 патента или на 12,4 процентов.

Наибольший удельный вес по патентам, выданным физическим лицам по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления и продовольственных товаров – 61,9%, на бытовое обслуживание населения – 18,6%, другие виды деятельности – 15,3%. 

По сравнению с 2005 годом отмечен рост поступлений платы за патент в сфере производства и реализации товаров народного потребления и продовольственных товаров на 30,3 млн. сом, платы за патент в сфере бытового обслуживания на 6,9 млн. сом, в социально-культурной сфере на 0,5 млн. сом, в сельскохозяйственной сфере на 0,4 млн. сом. Вместе с тем, наблюдается снижение поступлений в других видах деятельности на 4,2 млн.сом.

Поступления налога на прибыль за 2006 год составили 1191,6 млн.сом или 101,7% от планового уровня. Доля к ВВП данного налога составила 1,1%.

 

Диаграмма 1. Сборы ГНИ за 2006 год

 

 
  Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики за 2006 год составили 2317,4 млн.сом или 104,7% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 497,1 млн. сом или на 27,3%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,06 процентных пункта и составила 1,7 процента.

Сборы подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, составили 1841,4 млн. сом или 105,7% от планового уровня, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года сборы увеличились на 467,7 млн. сом, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 20,1% (источник – данные НСК за 2007 год).

Подоходный налог с индивидуальных предпринимателей, составил 46,8 млн. сом или 102,2% от прогноза в сумме 45,8 млн. сом, что по сравнению с прошлогодним периодом больше на 3,3 млн. сом или на 7,6%.

Сборы подоходного налога на патентной основе, составили 429,3 млн.сом или 101,2% при доведенном прогнозе 424,0 млн.сом, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 13,6%. За 2007 год выдано 786024 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 101381 патента или на 14,8 процентов.

Наибольший удельный вес по патентам, выданным физическим лицам по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления и продовольственных товаров – 61,0%, на бытовое обслуживание населения – 18,5%, другие виды деятельности – 16,2%.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечен рост поступлений платы за патент в сфере производства и реализации товаров народного потребления и продовольственных товаров на 31,4 млн. сом, платы за патент в сфере бытового обслуживания на 9,6 млн. сом, в других видах деятельности на 8,4 млн.сом.

Поступления налога на прибыль за 2007 год составили 1343,8 млн.сом или 103,8% от планового уровня, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 152,2 млн.сом или на 12,8%. Доля к ВВП данного налога сократилась на 0,09 процентных пункта и составила 1,0%.

 

Диаграмма 1.2.Сборы ГКНС за 2007 год

 
Фактические поступления подоходного налога с физических лиц - резидентов Кыргызской Республики за 2008 год 3373,5 млн.сом или 102,8% от установленного плана. По сравнению с прошлогодним показателем сборы увеличились на 1056,1 млн. сом или на 45,6%. Доля данного налога к ВВП увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 1,8 процента.

Сборы подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, составили 2657,9 млн. сом или 102,8% от планового уровня, по сравнению с 2007 годом увеличились на 816,5 млн. сом, что обусловлено увеличением реального уровня средней заработной платы на 8,8% (источник – данные НСК за 2008 год).

Подоходный налог с индивидуальных предпринимателей, составил 62,0 млн. сом или 106,4% от прогноза в сумме 58,3 млн. сом, что по сравнению с прошлым годом больше на 15,3 млн. сом или на 32,7%.

Сборы подоходного налога на патентной основе, составили 653,6 млн.сом или 102,6% при доведенном прогнозе 637,2 млн.сом, по сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 224,3 млн.сом или на 52,2%. За 2008 год выдано 849046 патентов, что по сравнению с прошлым годом больше на 63022 патента или на 8,0 процентов.

Наибольший удельный вес по патентам, выданным физическим лицам по сферам предпринимательской деятельности приходится на производство и реализацию товаров народного потребления и продовольственных товаров – 59,5%, на бытовое обслуживание населения – 18,6%, другие виды деятельности – 30,1%.

По сравнению с 2007 годом отмечен рост поступлений платы за патент в сфере производства и реализации товаров народного потребления и продовольственных товаров на 165,3 млн. сом, платы за патент в сфере бытового обслуживания на 21,6 млн. сом, в социально-культурной сфере на 3,7 млн.сом, в сельскохозяйственной сфере на 2,0 млн.сом, в других видах деятельности на 29,1 млн.сом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 1.3. Сборы ГКНС за 2008 год

 
Поступления налога на прибыль за 2008 год составили 2492,7 млн.сом или 103,8% от планового уровня, по сравнению с прошлым годом поступления увеличились на 1148,9 млн.сом или на 85,5%. Доля к ВВП данного налога увеличилась на 0,4 процентных пункта и составила 1,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике

Обретение Кыргызской Республикой экономического и политического суверенитета положило начало реформ в налоговой системе. С введением НДС и акцизов в 1992 году налоговая система Кыргызской Республики была практически полностью перестроена. За этот период налоговая система подвергалась многочисленным реформам. Данные реформы проводились в 90-х годах 20-го века и были проведены в несколько этапов.

Первый этап налоговой реформы завершился введением 1 июля 1996 г. Налогового кодекса Кыргызской Республики, который значительно изменил как организационную сторону деятельности налоговых служб, так и экономическую основу налогообложения: порядок установления и ввода в действие налогов, виды налогов, права (способы защиты прав) и обязанности налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность участников налоговых отношений.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы.

Самое главное, что с введением Налогового кодекса в Кыргызской Республике изменился сам принцип уплаты налогов. Если при ранее существовавшей налоговой системе принцип уплаты налогов был обязательно-принудительным, т.е. действовал закон, предоставляющий налоговой службе право бесспорного и первоочередного взыскания в принудительном порядке задолженности налогоплательщика по платежам в бюджет, то с введением Налогового кодекса уплата налогов производится на основе принципа добровольности.

Налогоплательщики теперь декларируют свои доходы и сами уплачивают причитающиеся с них налоги. В случае возникновения недоимки налоговая служба может взыскать в бюджет при помощи налогового платежного требования только сумму задолженности, признанную налогоплательщиком, а основная задолженность по платежам в бюджет может быть взыскана по решению суда.

Введенный в действие Налоговый кодекс позволил определить:

1. порядок установления и ввода в действие налогов;

2. виды налогов;

3. права (способы защиты прав) и обязанности налогоплательщиков;

4. формы и методы налогового контроля;

5. ответственность участников налоговых отношений.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система Кыргызстана возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы КР был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.

В нашей стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременною уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно оказывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговою систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

В данный момент налоговая реформа нацелена на сокращение диспропорций путем перехода к однородности налогообложения, повышения прозрачности налоговой системы, а также расширения налоговой системы в целях повышения охвата сельскохозяйственного сектора и возникающих видов деятельности частного сектора.

Одним их важнейших шагов налоговой политики государства было принятие 1 июля 2006 года Налогового Кодекса Кыргызской Республики, где впервые были рассмотрены все виды налогов, раскрыта их структура и определены ставки. Однако Налоговый Кодекс, в силу его несовершенства, является. недостатком в кыргызском налоговом законодательстве. Принятый в 2006 году одним из первых в странах бывшего СССР, Налоговый кодекс КР к настоящему времени практически не изменился. Совершенно не определены основные начала налогового законодательства, то есть:

  • нигде не сказано, какой характер должны иметь налоги в Кыргызской Республике - экономический или иной - произвольный;
  • могут ли налоги быть дискриминационными по каким-либо признакам;
  • допускается ли установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц и пр. Это негативным образом влияет на предпринимательскую среду и в конечном счете на доходы граждан и соответственно на их жизненный уровень.

Один из основных аспектов налоговой реформы, который не терпит отлагательства, это решение проблемы научной необоснованности налоговой нагрузки и ее воздействия на предпринимательскую активность граждан и предприятий. В апрельском послании 2002 г. Президента Кыргызской Республики депутатам ЗС и СНП Жогорку Кенеша заявлено намерение о постепенном снижении налоговой нагрузки с плеч юридических лиц на плечи физических лиц.

При оценке количества налоговых платежей необходимо расстаться с иллюзией небольшого количества налогов. Обычно говорят о 5 общегосударственных, 16 местных налогах к 2 отчислениях в специализированные фонды. Реальное их количество гораздо больше. Таким образом, задача сокращения количества налогов кардинально не решена, так как хозяйствующие субъекты к налогам относят также все платежи как в бюджет, так и все виды сборов государственных органов, которые в общей сумме уплачиваемых налогов составляют значительную долю.

Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не только количество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее трудными являются налоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частично перелагаемые на конечного потребителя. Предложения исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи, как налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, отчисления во внебюджетные социальные фонды необоснованны. Аргументом здесь служит характеристика этих налогов как транзитных, нейтральных для предприятия. Но нейтральных для предприятия налогов просто не существует они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна и осуществляется не в полном объеме, тем более когда в экономике страны имеет место теневая экономика, создающая неравные возможности (нездоровую конкуренцию) для легального бизнеса.

Исследования по налоговой нагрузке показали, что общего решения на основе единого показателя не имеется. Здесь скорее уместна ориентировка на социальную психологию и наличные бюджетные резервы. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не принимает ее, когда она "зашкаливает" за 50%. Чрезмерная налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. Поиск критической точки, оптимальной налоговой нагрузки может быть направлен на разработку отраслевых нормативов предельной налоговой нагрузки путем обоснования доли оплаты труда, амортизации и чистой прибыли в добавленной стоимости. Нормативы налоговой нагрузки могут иметь максимальное и минимальное значения в зависимости от наличных бюджетных резервов.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике