Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 19:24, реферат
Налоговая система Кыргызстана, как и любого государства, является основой экономики. Значение налоговой системы резко возрастает в условиях перехода к рынку, от того насколько построена система налогообложения, зависит функционирование всего народного хозяйства. Налоговая система приобретает роль регулятора рыночной экономики, она способствует развитию приоритетных отраслей народного хозяйства и ликвидации неэффективных производств.
Целью данной курсовой работы является изучение налога как инструмента государственного регулирования экономики, изучение совершенствования налоговых поступлений и налогового законодательства Кыргызстана.
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая сущность налогов в развитии государства…………………….7
1.1 Понятие налогов и их классификация…………………………………………………7
1.2 Принципы налогообложения и функции налогов…………………………………….15
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………………....18
Глава 2. Анализ влияния системы налогообложения на экономический рост Кыргызской Республики………………………………………………………………………………………23
2.1 Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики………………23
2.2 Динамика поступлений прямых косвенных налогов в бюджет Кыргызской Республики…………………………………………………………………………………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых поступлений Кыргызской Республики...42
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике……………………………………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………………..55
Список использованной литературы………………………………………………………58
Стабильность налоговой системы можно характеризовать коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения налогоплательщиков (граждан), который рассмотрен в разделе "Налоговая система и ее структура", п.1.4.
Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система и которые изложены в предыдущем разделе. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.
Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.
Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:
Количество налоговых служащих, задействованных в обслуживании всех налогоплательщиков или по отношению к общему числу населения страны, при условии, что они обеспечивают собираемость налогов.
Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.
Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.
Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т.д.
В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого элемента налоговой системы.
Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.
В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран.
Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.
Глава 2. Анализ влияния системы налогообложения на экономический рост Кыргызской Республики
2.1. Общая характеристика налоговой системы Кыргызской Республики на современном этапе
В Кыргызской Республике, как и в других странах СНГ, переход к рыночным отношениям начал осуществляется в условия глубокого экономического кризиса: отсталости технологического уровня и низкого профессионализма работающих, развала поставок и дисциплины труда, неэффективности старого механизма хозяйствования, несоразмерность роста эффективности труда и понижения доходов населения, роста цен и снижения уровня удовлетворения платежеспособного спроса населения, то есть страна в силу существования множества причин оказалась не готова к переходу к рыночным отношениям. При преобразовании экономики Кыргызстан столкнулся со следующими болезнями экономики:
· Отсутствие элементарной дисциплины, порядка, ответственности, инициативы, наличие настроения иждивенчества, пассивности, а также некомпетентности, низкого профессионализма и делового уровня многих руководителей государственного управления, министерств и ведомств, предприятий и организаций;
· Проведение общественно-экономических преобразований без тщательно продуманной и обоснованной программы действий, их непоследовательности, часто авантюристического эксперимента, сопровождаемое кадровой чехардой, пренебрежение общественным мнением, объективными факторами экономического развития;
· Отсутствие оптимальной идеологии перехода к новым отношениям, некомпетентности ее проводников на практике;
· Полный развал роли государства в регулировании экономики, появление и расцвет таких элементов теневой экономики, как хищение, рэкет, взяточничество, коррупция, воровство, уклонение от налогов, мошенничество и др.11
В условиях рыночных отношений возникает острая необходимость создания и функционирования сложной инфраструктуры, служащей в качестве приводного ремня механизма рыночной экономики, который движется по определенным правилам, вырабатываемым и действующим с учетом удовлетворения интересов участников рыночного процесса. Все это обуславливает объективную необходимость в постоянном контроле соблюдения законов и правил функционирования рыночной экономики, изыскание путей достижения высоких конечных результатов, рентабельности работы, соблюдения деловой этики партнерских отношений.
Рыночная экономика также нуждается в управлении, как и любая модель государственного устройства, но это управление строится не на командах, а на экономических мерах воздействия и косвенного регулирования с использованием в основном методом бюджетной, налоговой и денежно- кредитной политики.
Если бюджет нормальный, здоровый, он "покрывает "государственные нужды, то есть обеспечивает содержание не только органов управления и воспроизводства, но и тех сфер, которые государство традиционно берет на себя обеспечение здравоохранения, образование, пенсионные вопросы, социальную защиту и т. д. Осуществляемый переход к рыночным отношениям позволил Правительству по новому посмотреть на многие привычные органы управления народным хозяйством, изменить деятельность старых органов и создать новые организационные структуры. Например, к числу последних относятся образование налоговых инспекций, которые действуют на основе Закона "О государственной налоговой службе КР". Их главная функция - соблюдение налогового законодательства, налоговой дисциплины.
С начала 1992 года, то есть с момента появления в КР финансовых законодательств, первых систем налогообложения и до наших дней, данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития. И хотя в настоящее время еще рано говорить о налогово-учетной системе как о сложившемся и устоявшемся экономическо-правовом явлении, весь ход развития хозяйственно-финансового законодательства дает возможность проследить этапы развития налогообложения. Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству необходимо выделить 2 этапа развития системы налогообложения:
1) До принятия Налогового Кодекса;
2) После принятия Налогового Кодекса.12
Первый этап, в свою очередь, состоит из нескольких ступеней развития. Осуществление рыночных преобразований в экономике активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного "сателлита" (в 1991 году) - налога продаж были введены 2 других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 года НДС соответствовало требованиям рыночных отношений, ибо охватывало и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех статьях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.
Последующие 1992-1996 годы серьезные изменения и дополнения были внесены в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики на начало 1996 года, представлен совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков- юридических и физических лиц на территории страны. Действовавшая до июля 1996 года система налогов КР состояла из 12 республиканских налогов и 12 местных налогов и сборов.
Все налоги, сборы и другие платежи "питают" бюджетную систему страны. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимателей и вело к большим затратам в администрировании. Отсутствие знаний в своих обязательствах по налогам у большинства налогоплательщиков, также потребовало пересмотра законодательных актов. В связи с чем был введен Налоговый Кодекс Кыргызской Республики (НККР).
История создания государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с Постановления Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 «О государственной налоговой службе», в соответствии с которым в министерстве финансов СССР была создана Государственная налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР, Государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по АССР, краям, областям, районам и городам.
В соответствии с вышеуказанным Постановлением Совмина СССР совет министров Кыргызской СССР своим постановление от 6 апреля 1990 года № 91 создал в системе Министерства финансов Кыргызской СССР Государственную налоговую службу в составе Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Киргизской СССР и государственных налоговых инспекций по областям, районам и городам.
Образование государственной налоговой службы происходило на базе бывшего Управления государственных доходов Министерства финансов и отделов госдоходов облфо, райфо и горфо.
С получением суверенитета Указом Президента Кыргызской от 10 февраля 1992 года № УП-39 «Об образовании государственных агентств и государственных инспекций при Правительстве Республики Кыргызстан» Государственная налоговая инспекция была передана в ведение Правительства Кыргызской Республики и стала называться в соответствии с Положением, утвержденным распоряжением Президента Кыргызской Республики от 4 марта 1992 года № 23, Государственной налоговой инспекцией при Правительстве Республики Кыргызстан.
В связи с принятием Закона «О государственной налоговой службе Республики Кыргызстан» от 6 марта 1992 года распоряжением Президента Кыргызской Республики от 8 июня 1992 года № РП – 83 Налоговая инспекция стала называться «Государственная налоговая инспекция Республики Кыргызстан».
Государственная налоговая инспекция Республики Кыргызстан подчинялась непосредственно Правительству Кыргызской Республики, а местные государственные налоговые инспекции – вышестоящим налоговым инспекциям.
В 1994 году Налоговая служба была передана в подчинение Министерству финансов Кыргызской Республики и стала называться «Государственная налоговая инспекция при министерстве финансов Кыргызской Республики». ныне она переименована в Государственный комитет по налогам и сборам Кыргызской Республики
В Кыргызской Республике Государственный комитет по налогом и сборам является единым государственным органом контроля за соблюдением налогового законодательства и своевременностью уплаты налогов и других платежей в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, правильностью их исчисления.В Кыргызской Республике за период 1991-1994 годов были введены Законы, регулирующие основные налоги: "О налогах с предприятий, объединений и организаций", "О налоге с населения", "Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике", а затем и другие налоги, косвенно касающиеся вопросов налогообложения. В результате сложилась громоздкая и неэффективная система, осложняемая частыми изменениями. Это потребовало проведения налоговой реформы, основным этапом которой стало принятие в 1996 году Налогового кодекса.
С 1 июля 1996 года вступил в действие Налоговый кодекс, в результате которого были изменены законодательная и экономическая основы налогообложения, а также организационная форма деятельности налоговой службы. Администрирование налогов начало проводиться в Налоговом кодексе по линии его унификации с международными стандартами и предусматривало принятие многочисленных мер, позволяющих увеличить эффективность и беспрепятственность регистрации всех налогоплательщиков. В нем определены основные обязанности и полномочия налоговых органов, процедуры исчисления и взимания налогов, взимания финансовых и штрафных санкций, а также права и обязанности налогоплательщика.
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в Кыргызской Республике