Система электронного документооборота в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Для изучения данной темы работы мной были поставлены следующие задачи: Дать понятие электронного документооборота, изучить его функции и задачи. Выяснить, какими нормативными актами регулируется электронный документооборот и каковы основные проблемы в формировании электронного документооборота в современных условиях. Описать современные программные продукты, через которые осуществляется современный электронный документооборот. Узнать, каковы требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система электронного документооборота в налогообложении в современных условиях…………………………………………………6
1.1. Электронный документооборот: понятие, функции и задачи……………………………………………………………..6
1.2. Нормативное регулирование электронного документооборота………………………………………………10
1.3. Основные проблемы в формировании документооборота в современных условиях…………………………………………11
2. Современные технологии электронного документооборота………13
2.1. Виды современных технологий электронного документооборота………………………………………………13
2.2. Программные продукты, через которые осуществляется электронный документооборот………………………………..18
2.3. Формат документов, используемых налоговыми органами…………………………………………………………22
3. Формирование и представление налоговой отчетности в электронном виде……………………………………………………...27
3.1. Основные требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………….27
3.2. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде………………………………………………………………30
3.3. Проблемы при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 373.38 Кб (Скачать файл)

Формат числового значения указывается в виде N(m.к), где m - максимальное количество знаков в числе, включая  знак (для отрицательного числа), целую  и дробную часть числа без  разделяющей десятичной точки, к - максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части  числа равно 0 (т.е. число целое), то формат числового значения имеет  вид N(m).

Для простых элементов, являющихся базовыми в XML (определенными в http://www.w3.org/TR/xmlschema-0), например, элемент с типом "date", поле "Формат значения элемента" не заполняется. Для таких элементов  в поле "Дополнительная информация" указывается тип базового элемента.

Признак обязательности элемента определяет обязательность наличия  элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле  обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле  обмена обязательно; "Н" - наличие  элемента в файле обмена необязательно, т.е. элемент может отсутствовать. Если элемент принимает ограниченный перечень значений (по классификатору, кодовому словарю и т.п.), то признак  обязательности элемента дополняется  символом "К". Например: "ОК". В случае, если количество реализаций элемента может быть более одной, то признак обязательности элемента дополняется символом "М". Например: "НМ, ОКМ".

К вышеперечисленным признакам  обязательности элемента может добавляться  значение "У" в случае описания в XSD схеме условий наличия (отсутствия) элемента в файле обмена или к  принимаемым значениям элемента. Например: "НУ", "ОКУ".

Дополнительная информация. Для сложных элементов указывается  ссылка на таблицу, в которой описывается  состав данного элемента. Для элементов, принимающих ограниченный перечень значений из классификатора (кодового словаря и т.п.), указывается соответствующее  наименование классификатора (кодового словаря и т.п.) или приводится перечень возможных значений. Для  классификатора (кодового словаря и  т.п.) может указываться ссылка на его местонахождение. Для элементов, использующих пользовательский тип  данных, указывается наименование типового элемента.

XSD схема файла обмена  в электронном виде приводится  отдельным файлом и размещается  на сайте ФНС России.

 

 

  1. Формирование и представление налоговой отчетности в электронном виде.
    1. Основные требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде.

 

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена налоговым законодательством. При этом организации и индивидуальные предприниматели могут представлять в налоговый орган отчетность как в электронном виде (по установленным форматам), так и на бумажном носителе (п. 3 ст. 80 НК РФ). Права выбора лишаются только те налогоплательщики, которые в соответствии с налоговым законодательством состоят в рядах «обязанных».

К сожалению, следует констатировать тот факт, что налоговое законодательство не раскрывает понятие электронной  отчетности, поэтому иногда на практике возникают споры между налоговым  органом и налогоплательщиками. По сути, все разногласия между  сторонами связаны с вопросом: может ли налогоплательщик сдавать  электронную отчетность, представляя  ее в налоговый орган на дискете  или ином носителе информации (CD-диске, «флэшке» и т. д.)?

Налоговики считают, что  электронная отчетность может быть представлена в инспекцию только с помощью телекоммуникационных каналов связи. В других случаях  она не считается электронной. Свою позицию чиновники обосновывают п. 4 ст. 80 НК РФ, в соответствии с которым  порядок представления налоговой  декларации (расчета) и документов в  электронном виде определяется Минфином. На основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином такого документа действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – Порядок).

В соответствии с п. 5 данного документа представление налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется налогоплательщиком посредством специализированного оператора связи. Такой способ представления обеспечивает использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) в электронных документах, которая признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Это, в свою очередь, защищает данный электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (п. 8 Порядка).

Более того, аналогичная точка зрения озвучивалась в средствах массовой информации и заместителем директора  Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С. В. Разгулиным. По мнению чиновника, представление  декларации в электронном виде не может производиться налогоплательщиком такими способами, как сдача на магнитном  носителе в налоговый орган лично  или через представителя, направлением в виде почтового отправления  с описью вложения.

Однако некоторые эксперты придерживаются иной, противоположной точки зрения, суть которой сводится к тому, что  телекоммуникационные каналы связи (Интернет) – это лишь способ представления  отчетности, а электронный вид  – это, собственно, формат отчетности. Более того, НК РФ не отождествляет  эти понятия. Следовательно, отчетность, представленная в налоговый орган  на дискете или ином магнитном  носителе (CD-диске, flash-накопителе), также  считается сданной в электронном  виде.

Схожая позиция по данному вопросу  изложена Минфином в Письме от 12.07.2006 № 03-02-07/1-178: в целях сокращения затрат времени на сдачу отчетности налогоплательщики могут направить ее в налоговые органы в электронном виде – по телекоммуникационным каналам связи (по Интернету) или на магнитных носителях.

Вместе с тем, по мнению автора, данное письмо, скорее, исключение из правил, нежели догма, и такая точка зрения, принятая налогоплательщиком, наверняка  приведет к конфликту с налоговым  органом. В данном случае отстаивать свою позицию налогоплательщику  придется в суде.

Требования о представлении отчетности в электронном виде не распространяются на форму 4-ФСС (Письмо ФНС России от 12.03.2007 № 05-3-07/46), соответственно, ее можно сдавать на бумажном носителе. Связано это с тем, что согласно ст. 80 НК РФ обязанность представления в электронном виде установлена только в отношении налоговых деклараций и (или) расчетов, однако данная форма к таковым не относится.

По тем же основаниям данное требование не распространяется и на бухгалтерскую  отчетность. Более того, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям в установленной форме на бумажных носителях и только при наличии технических возможностей может представляться организацией в электронном виде. Это подтверждает и Минфин – Письмо от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.

Таким образом, требования налоговиков  по представлению данной отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следует расценивать  как превышение полномочий, а их действия – незаконными.

 

 

    1. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде.

 

Помимо вышеназванного Порядка при представлении в инспекцию налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщикам следует также принимать во внимание Методические рекомендации и Регламент. Данные документы действуют в части, не противоречащей п. 3 ст. 80 НК РФ.

В соответствии с п. 5 Порядка налоговая отчетность в электронном виде представляется через специализированного оператора связи(далее – спецоператор), деятельность которого регулируется Законом «О связи», Законом «Об электронной цифровой подписи» и рядом других федеральных законов (п. 3 разд. I Порядка).

Информацию о местных  спецоператорах можно узнать в налоговом  органе по месту учета или на сайтах региональных управлений ФНС России, а также в средствах массовой информации. Налогоплательщик сам выбирает более «симпатичного» и заключает  с ним договор, в котором следует  предусмотреть, что в случае привлечения  налогоплательщика к ответственности  за несвоевременное представление  налоговой отчетности по вине спецоператора (технические неполадки, сбои и т. д.) последний возмещает все понесенные налогоплательщиком издержки (штрафные санкции). Однако налогоплательщику  надо быть готовым к судебным разбирательствам.

Помимо программного обеспечения  спецоператор предоставляет налогоплательщику  средства криптографической защиты информации и ключи ЭЦП, которые  необходимы для идентификации конкретного  налогоплательщика, сохранения конфиденциальности и защиты передаваемой информации.

Налоговики принимают  от спецоператора электронную отчетность по телекоммуникационным каналам связи  и проверяют подлинность электронной  цифровой подписи. В соответствии с п. 3.2 Регламента датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ). Причем налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, заверенное ЭЦП спецоператора (п. 6.10 Методических рекомендаций). Помимо этого в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) налогоплательщик должен получить из инспекции квитанцию о приеме отчетности и протокол входного контроля (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Второй экземпляр квитанции о приеме отчетности в электронном виде сохраняется в налоговой инспекции (п. 3.3.3 Регламента).

Далее согласно п. 6.7.3 Методических рекомендаций налогоплательщик подтверждает подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме налоговой отчетности в электронном виде, которую необходимо сохранить. Протокол входного контроля после подтверждения подлинности ЭЦП налогового органа заверяется ЭЦП налогоплательщика и также в течение суток высылается им в адрес налоговой инспекции. Второй экземпляр протокола входного контроля налоговой декларации, подписанного ЭЦП налогового органа и заверенного ЭЦП налогоплательщика, сохраняется у налогоплательщика (п. 6.7.3 Методических рекомендаций).

Обратите внимание: если в протоколе содержится информация о том, что налоговая отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик устраняет указанные в протоколе  ошибки и повторяет всю процедуру  сдачи тех форм отчетности, по которым  они зафиксированы (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Вместе с тем налогоплательщик может самостоятельно обнаружить ошибку в уже отправленной налоговой  отчетности. В этом случае ошибку следует  исправить и повторно отправить  отчетность. Причем если это будет  сделано до истечения срока сдачи  отчетности, то верным будет считаться  последний из отправленных файлов. Если же установленный срок сдачи  отчетности уже прошел, то следует  представить уточненные налоговые  декларации, не забыв при этом указать  на титульном листе отчетности номер  корректировки.

Если налогоплательщик не получил от налогового органа в установленное  время квитанцию о приеме налоговой  отчетности в электронном виде или  протокол входного контроля, он должен заявить об этом налоговому органу и спецоператору и при необходимости  повторить процедуру сдачи электронной  отчетности.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка, если налогоплательщик направляет в инспекцию налоговую декларацию (расчет) по телекоммуникационным каналам связи, то обязанность представлять бумажные экземпляры у него не возникает.   

Кроме Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, существует Порядок   представления   налоговой  и бухгалтерской  отчетности   в   электронном   виде  через Интернет-сайт ФНС России

Данный Порядок  определяет правила проведения пилотного проекта по эксплуатации Интернет-сервиса « Представление   налоговой  и бухгалтерской  отчетности », реализующего возможность  представления  налоговой  и бухгалтерской  отчетности  налогоплательщиками через Интернет-сайт ФНС России (далее – Интернет-сервис).

Участниками информационного  взаимодействия при эксплуатации Интернет-сервиса  являются:

-налогоплательщики, кроме представителей налогоплательщиков и налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших;

-УФНС России по субъектам Российской Федерации и подведомственные им ИФНС России;

-МИ ФНС России по ЦОД (Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных). 

Представление   налоговой  и бухгалтерской  отчетности  осуществляется через Интернет-сайт ФНС России по схеме (Приложение 1).

Информация о работе Система электронного документооборота в налогообложении