Система электронного документооборота в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Для изучения данной темы работы мной были поставлены следующие задачи: Дать понятие электронного документооборота, изучить его функции и задачи. Выяснить, какими нормативными актами регулируется электронный документооборот и каковы основные проблемы в формировании электронного документооборота в современных условиях. Описать современные программные продукты, через которые осуществляется современный электронный документооборот. Узнать, каковы требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система электронного документооборота в налогообложении в современных условиях…………………………………………………6
1.1. Электронный документооборот: понятие, функции и задачи……………………………………………………………..6
1.2. Нормативное регулирование электронного документооборота………………………………………………10
1.3. Основные проблемы в формировании документооборота в современных условиях…………………………………………11
2. Современные технологии электронного документооборота………13
2.1. Виды современных технологий электронного документооборота………………………………………………13
2.2. Программные продукты, через которые осуществляется электронный документооборот………………………………..18
2.3. Формат документов, используемых налоговыми органами…………………………………………………………22
3. Формирование и представление налоговой отчетности в электронном виде……………………………………………………...27
3.1. Основные требования при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………….27
3.2. Порядок представления налоговой отчетности в электронном виде………………………………………………………………30
3.3. Проблемы при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде………………………………..39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..47

Вложенные файлы: 1 файл

Doc1.docx

— 373.38 Кб (Скачать файл)

При  представлении  НБО (налоговых  деклараций (расчетов), бухгалтерской  отчетности  и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты  налогов  и сборов) налогоплательщиком используются: электронная подпись, средства криптографической защиты информации и ПК «Налогоплательщик ЮЛ».

Квалифицированные сертификаты  ключей проверки  электронной  подписи участникам эксплуатации Интернет-сервиса выдаются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных УЦ (далее – сеть ДУЦ) ФНС России.

Ответные  электронные  документы доступны налогоплательщику при его авторизации по квалифицированному сертификату на Интернет-сайте ФНС России.

Если у налогоплательщика  имеется действующий (валидный) ключ ЭП, квалифицированный сертификат которого выдан УЦ, входящим в сеть ДУЦ  ФНС России. Налогоплательщику необходимо обратиться в УЦ, ранее выдавший ключ ЭП, с просьбой обеспечить ему возможность представления НБО через Интернет-сайт ФНС России с использованием ранее полученного ключа ЭП. После выполнения процедуры регистрации налогоплательщика для работы через Интернет-сайт ФНС России, УЦ выдает налогоплательщику код абонента (уникальный идентификатор абонента) для работы с Интернет-сервисом. Налогоплательщик, имеющий ключ ЭП и уникальный идентификатор абонента, может представлять НБО через Интернет-сайт ФНС России.

Если у налогоплательщика  нет ключа ЭП: Налогоплательщику необходимо обратиться в любой УЦ, входящий в сеть ДУЦ ФНС России.

Список удостоверяющих центров, аккредитованных в сети ДУЦ ФНС  России, и в которых можно получить ключ ЭП для возможности работы с  Интернет-сервисом, представлен на Интернет-сайтах ФНС России (http://nalog.ru/otchet/el_vid/obshaia_infa/3778043/) и ФГУП ГНИВЦ ФНС России (http://www.gnivc.ru/doc/uc/spisok_akkred.xls).

Квалифицированный сертификат, полученный в ДУЦ ФНС России для  сдачи  отчетности  через Интернет-сайт ФНС России, должен удовлетворять требованиям, изложенным в приказе ФНС России «Об утверждении Требований к сертификату ключа подписи и списку отозванных сертификатов для обеспечения единого пространства доверия сертификатам ключей  электронной  цифровой подписи»  
от 02.07.2009 № ММ-7-6/353@.

После выполнения процедуры  регистрации налогоплательщика  для работы через Интернет-сайт ФНС  России, УЦ выдает налогоплательщику  уникальный идентификатор абонента для работы с Интернет-сервисом.

Налогоплательщик, имея ключ ЭП и уникальный идентификатор абонента, может представлять НБО через  Интернет-сайт ФНС России.

Для обеспечения возможности  представления   налоговых  деклараций (расчетов)  в   электронном   виде  с применением ЭП создана единая точка приема. Налогоплательщик может представить НБО, находясь в любом месте, имеющем подключение к сети Интернет.

Для предоставления НБО  в   электронном   виде  налогоплательщик должен:

    1. подготовить файл транспортного контейнера (с помощью ПК «Налогоплательщик ЮЛ», см. раздел 4 настоящего  Порядка ), содержащий зашифрованную на открытом ключе получателя (МИ ФНС России по ЦОД) подписанную ЭП налогоплательщика  налоговую  декларацию (расчет);
    2. передать полученный зашифрованный файл в МИ ФНС России по ЦОД, используя сервис загрузки файла.

Переданный налогоплательщиком транспортный контейнер поступает  в МИ ФНС России по ЦОД.

При получении от налогоплательщика  для передачи в налоговый орган  электронного документа, выполняется  следующая последовательность действий:

фиксируется дата отправки электронного документа;

формируется подтверждение  даты отправки электронного документа  и подписывается ЭП ФЦОД;

формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭП ФЦОД подтверждение даты отправки электронного документа;

формируется транспортное сообщение, содержащее подписанный ЭП налогоплательщика  зашифрованный электронный документ и подписанное ЭП ФЦОД подтверждение  даты отправки электронного документа, и направляется в территориальный  налоговый орган.

Срок хранения подписанного ЭП ФЦОД подтверждения даты отправки составляет три года.

После поступления подтверждения  получения от налогового органа транспортный контейнер удаляется.

При получении от налогового органа извещения о получении  подтверждения даты отправки, подписанного ЭП налогового органа, проверяется  подлинность ЭП налогового органа.

При получении от налогового органа электронного документа для  налогоплательщика выполняется  следующая последовательность действий:

формируется извещение о  получении, подписывается ЭП ФЦОД;

формируется транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭП ФЦОД извещение  о получении, и направляется налоговому органу.

Обеспечивается хранение электронных документов, полученных от налогового органа для передачи налогоплательщику, в течение трех лет с момента поступления.

С момента получения электронного документа налогоплательщика, осуществляет первичный контроль на приемных комплексах налоговых органов. Для документа, соответствующего указанным требованиям, приемный комплекс выполняет следующую последовательность действий:

проверяет подлинность ЭП налогоплательщика, которой подписан электронный документ налогоплательщика;

формирует извещение о  получении электронного документа  налогоплательщика и подписывает  своей ЭП;

формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭП налогового органа извещение о получении  электронного документа и отправляет в ФЦОД;

проверяет подлинность ЭП ФЦОД, которой подписано подтверждение  даты отправки;

формирует извещение о  получении подтверждения даты отправки и подписывает своей ЭП;

формирует транспортное сообщение, содержащее подписанное ЭП налогового органа извещение о получении  подтверждения даты отправки и отправляет в ФЦОД;

сохраняет в хранилище  электронных документов электронный  документ налогоплательщика, подписанный  ЭП налогоплательщика и подтверждение  даты отправки, подписанное ЭП ФЦОД.

Для электронного документа, не соответствующего требованиям форматно-логического  контроля, с помощью приемного  комплекса:

формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет  в хранилище электронных документов;

формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика, подписанное ЭП налогового органа уведомление  об отказе и направляет в ФЦОД.

При отсутствии оснований  для отказа в приеме с помощью  приемного комплекса направляет для дальнейшей обработки в программный  комплекс налогового органа:

электронный документ;

подтверждение даты отправки  электронного  документа;

информацию о дате поступления  электронного  документа в налоговый орган;

Информация, поступившая  от налогоплательщика, не относящегося к категории крупнейших, подлежит дальнейшей обработке в программном  комплексе  налогового  органа по месту  представления налогоплательщиком  налоговой  декларации (расчета). С момента поступления в программный комплекс налогового органа  выполняет следующую последовательность действий:

проводит окончательный  контроль на соответствие требованиям  форматно-логического контроля;

при отсутствии нарушений  регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию  о приеме. При регистрации дата  представления   налоговой  декларации (расчета) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления в приемный комплекс  налогового  органа по месту  представления ;

при выявлении нарушения программный комплекс налогового органа формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.

Квитанцию о приеме налоговой  декларации (расчета) или уведомление  об отказе в приеме налоговой декларации (расчета), не позднее следующего рабочего дня за днем поступления, направляет в ФЦОД. С помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий:

квитанцию о приеме или  уведомление об отказе в приеме подписывает  своей ЭП и сохраняет в хранилище  электронных документов;

формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованную для налогоплательщика  подписанные ЭП налогового органа квитанцию  о приеме или уведомление об отказе в приеме и направляет в ФЦОД.

Получив с помощью приемного  комплекса извещение о получении  квитанции о приеме или извещение  о получении уведомления об отказе, не позднее следующего рабочего дня  с момента получения проверяет  подлинность ЭП ФЦОД и сохраняет  в хранилище электронных документов. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) с помощью программного комплекса налогового органа формирует извещение о вводе или уведомление об уточнении, в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете). Извещение о вводе или уведомление об уточнении налоговой декларации (расчета) не позднее следующего рабочего дня за днем поступления направляет в ФЦОД. С помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий:

извещение о вводе или  уведомление об уточнении подписывает  своей ЭП и сохраняет в хранилище  электронных документов;

формирует транспортное сообщение, содержащее зашифрованное для налогоплательщика  подписанное ЭП налогового органа извещение  о вводе или уведомление об уточнении и направляет в ФЦОД.

Получив с помощью приемного  комплекса от ФЦОД извещение о  получении извещения о вводе  или извещение о получении  уведомления об уточнении, проверяет  подлинность ЭП ФЦОД и сохраняет  в хранилище  электронных документов.

 

    1. Проблемы при формировании и представлении налоговой отчетности в электронном виде.

 

Налогоплательщики обязаны  представлять в установленном порядке  в налоговый орган по месту  учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах (ст. 23 НК РФ). Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику  выбор способа сдачи отчетности: лично, через представителя, по почте  с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи (ст. 80).

При этом отдельные категории  налогоплательщиков обязаны подавать в налоговый орган отчетность только в электронном виде. К ним  относятся:

- налогоплательщики, среднесписочная  численность работников которых  за предшествующий календарный  год превышает 100 человек, а  также вновь созданные (в том  числе при реорганизации) организации,  численность работников которых  превышает указанный предел;

- налогоплательщики, отнесенные  к категории крупнейших в соответствии  со ст. 83 НК РФ.

Кроме того, декларации по НДС  только в электронном виде с 1 января 2014 года придется представлять налогоплательщикам, налоговым агентам, а также лицам, перечисленным в п. 5 ст. 173 НК РФ. К  последним относятся лица, не являющиеся налогоплательщиками или освобожденные  от уплаты НДС, а также налогоплательщики  при осуществлении необлагаемой реализации – в случае выставления  ими счетов-фактур с выделением НДС. Такие изменения внесены ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ.

Порядок расчета среднесписочной  численности работников утвержден  Приказом Росстата от 12.11.2008 №278. Сведения о среднесписочной численности  работников за предшествующий календарный  год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация  была создана (реорганизована) (п. 3 ст. 80 НК РФ). Указанные сведения представляются по форме "Сведения о среднесписочной  численности за предшествующий календарный  год". Рекомендации по поводу порядка  заполнения данной формы приведены  в Письме Минфина России и ФНС  России от 26.04.2007 №ЧД-6-25/353@.

Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном  и региональном уровнях, утверждены Приказом Минфина России и ФНС  России от 16.05.2007 №ММ-3-06/308@.

Налогоплательщики, не подпадающие  под данные критерии, также имеют  право подавать в налоговые органы отчетность в электронном виде, но это не является их обязанностью. Аналогичное  мнение приведено в Письме Минфина  России от 10.12.2008 №03-02-08/26.

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, если налогоплательщик должен прилагать  к налоговой декларации документы, он имеет право представить их в электронном виде.

Порядок представления налоговой  декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи  утвержден Приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка  представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок). Методические рекомендации об организации  и функционировании системы представления  интернет-отчетности утверждены Приказом МНС России от 10.12.2002 №БГ-3-32/705@ "Об организации и функционировании системы представления налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Методические рекомендации).

Информация о работе Система электронного документооборота в налогообложении