2.16. Налог на
имущество организаций
В рамках совершенствования налога
на имущество организаций будет
рассмотрен вопрос о целесообразности
временного освобождения от налога на
имущество организаций вновь
вводимых объектов транспортной инфраструктуры,
строительство которых осуществлялось
в том числе за счет средств
федерального бюджета. При этом необходимо
учитывать, что подобная мера может
привести к временному снижению доходов
бюджетов субъектов Российской Федерации
от данного налога.
3. Заключение.
Изменения затрагивают первую часть
Кодекса, а также главы об НДС,
акцизах, НДФЛ, спецрежимах, транспортном
и земельном налогах, налоге на имущество
организаций. Большое количество внесенных
изменений касается порядка расчета
налога на прибыль. Однако самым значимым
событием текущего года стала замена
ЕСН страховыми взносами.
Итак.
коротко об основных изменениях Налогового
Кодекса РФ:
Страховые
взносы в ПФР, ФСС РФ и ФОМС
- страховые взносы перечисляются отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный);
- страховые взносы начисляются на все выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц независимо от того, признаны они в расходах или нет;
- предельная величина доходов каждого физлица для начисления страховых взносов будет составлять 415 тыс. руб. (она будет определяться нарастающим итогом с начала календарного года). При превышении лимита страховые взносы взиматься не будут. Регрессивной шкалы, применявшейся для целей ЕСН, в отношении страховых взносов не предусмотрено;
- претерпел изменения перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами: некоторые выплаты из него исключены (например, компенсация за неиспользованный отпуск), но при этом имеется и ряд дополнений;
- что касается тарифов, то в 2010 г. плательщики, производящие выплаты и начисляющие иные вознаграждения физлицам, всего должны перечислить в страховые фонды взносов 26 процентов за каждого работника с суммы, не превышающей 415 тыс. руб. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕСХН или уплачивающих ЕНВД, а также для лиц, использующих труд инвалидов, на 2010 г. установлен пониженный тариф;
- отчитываться по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, должны будут четыре раза в год. Расчеты по начисленным и уплаченным взносам нужно будет подавать в территориальные органы ПФР и ФСС РФ (по месту учета плательщика).
Первая
часть НК РФ
- при нарушении срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срока направления в банк такого решения налоговые органы должны будут уплачивать налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки;
- инспекции не вправе требовать документы, которые ранее были представлены налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок.
- НДС
- если экспортируемые товары помещены под соответствующий таможенный режим в период с 1 июля 2008 г. до 31 марта 2010 г., то срок подтверждения нулевой ставки НДС составляет 270 календарных дней;
- ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, если они не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога, не влекут отказ в вычете НДС у покупателя;
- не облагаются НДС коммунальные услуги, а также услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту такого имущества, оказываемые управляющими организациями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами.
- НДФЛ
- налогоплательщики вправе воспользоваться имущественным вычетом при приобретении не только квартир, домов, комнат (долей в них), но и жилого дома (или его доли) с земельным участком или земельного участка, предназначенного для индивидуального строительства;
- при продаже имущества, находившегося в собственности более трех лет, декларацию по НДФЛ подавать не нужно;
- увеличен до 250 тыс. руб. вычет с сумм, полученных при продаже имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в них), которое находилось в собственности налогоплательщика менее трех лет;
- налогоплательщик вправе обратиться к своему работодателю за получением социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или добровольного пенсионного страхования.
Налог
на прибыль
- при получении или выдаче авансов в иностранной валюте организация не должна учитывать в доходах или расходах положительные или отрицательные курсовые разницы;
- при реализации материально-производственных запасов и прочего имущества, не являющегося амортизируемым, которое выявлено в ходе инвентаризации, доходы от его продажи можно уменьшить на рыночную стоимость имущества;
- при амортизации капитальных вложений в арендованное имущество арендатор может определить сумму ежемесячных амортизационных платежей, исходя из срока полезного использования самого неотделимого улучшения, если этот срок можно установить в соответствии с Классификацией основных средств;
- проценты по договору займа включаются организацией в доходы (расходы) на последнее число каждого месяца;
- изменен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
- УСН
- до 45 млн руб. увеличен предельный размер доходов, ограничивающий право организации перейти на УСН. Лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН, будет равен 60 млн руб. При этом указанные величины не будут корректироваться на коэффициент-дефлятор.
Транспортный
налог
- законами субъектов РФ установленную в Налоговом кодексе РФ ставку транспортного налога можно увеличить или уменьшить не более чем в 10 раз;
- инспекция может направить физлицу уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления.
Налог
на имущество организаций
- организации, не имеющие собственных основных средств, не должны подавать "нулевые" декларации по налогу на имущество.
Земельный
налог
- организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются плательщиками соответствующего налога и не должны подавать по нему декларации;
- предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от их фактического использования.
Основные направления налоговой
политики Российской Федерации на 2010
год и на плановый период 2011 и 2012
годов разработаны Минфином России
в рамках цикла подготовки проекта
федерального бюджета на очередной
период и являются одним из документов,
которые необходимо учитывать в
процессе бюджетного проектирования,
как при планировании федерального
бюджета, так и при подготовке
проектов бюджетов субъектов Российской
Федерации.
Помимо решения задач в области
бюджетного планирования Основные направления
налоговой политики позволяют участникам
налоговых отношений определить
ориентиры в налоговой сфере
на трехлетний период, что должно способствовать
стабилизации и определенности условий
ведения экономической деятельности
на территории Российской Федерации. Несмотря
на то, что Основные направления налоговой
политики не являются нормативным правовым
актом, этот документ представляет собой
основание для внесения изменений в законодательство
о налогах и сборах, которые разрабатываются
в соответствии с предусмотренными в нем
положениями. Такой порядок приводит к
увеличению прозрачности и прогнозируемости
налоговой политики государства.
Особое значение настоящий документ
приобретает в условиях мирового
финансового кризиса и разработки
приоритетов социально-экономического
развития Российской Федерации в
среднесрочной перспективе, комплекса
мер, направленных на повышение устойчивости
российской экономики.
В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов
приоритеты Правительства Российской
Федерации в области налоговой
политики остаются такими же, как и
ранее - создание эффективной налоговой
системы, сохранение сложившегося к
настоящему моменту налогового бремени.
Таким образом, Основные направления
налоговой политики составлены с
учетом преемственности ранее поставленных
базовых целей и задач.
Однако при этом следует принимать
во внимание, что налоговая политика,
с одной стороны, будет направлена
на противодействие негативным эффектам
экономического кризиса, а с другой
стороны, - на создание условий для
восстановления положительных темпов
экономического роста. В этой связи
важнейшим фактором проводимой налоговой
политики будет являться необходимость
поддержания сбалансированности бюджетной
системы.
Сокращение объемов промышленного
производства, негативная тенденция
изменения иных макроэкономических
показателей может привести к
росту задолженности по налогам
и сборам перед бюджетной системой
Российской Федерации и увеличению
масштабов уклонения от уплаты налогов.
В целях минимизации указанных
рисков потребуется повышение качества
налогового администрирования, а также
развитие института изменения срока
уплаты налогов и сборов (инвестиционный
налоговый кредит, рассрочки и
отсрочки).
Необходимо постоянно анализировать
ситуацию в мировой, российской экономике
и исходя из имеющихся возможностей
изыскивать варианты поддержки участников
экономической деятельности, стимулировать
темпы роста экономики, в том
числе и с помощью механизмов
налоговой политики.
В рамках антикризисных мер налогового
стимулирования в 2008 году в оперативном
порядке были внесены целый ряд
уточнений и изменений в законодательство
о налогах и сборах. В частности,
увеличены размеры налоговых
вычетов по налогу на доходы физических
лиц, снижена ставка налога на прибыль
организаций, увеличена "амортизационная
премия" по налогу на прибыль организаций,
введены налоговые льготы по налогу
на добычу полезных ископаемых при
добыче нефти, включая снижение его
ставки.
В ходе обсуждения мер налоговой
политики в период экономического кризиса
одним из самых актуальных является
вопрос о том, насколько меры в
области налогового стимулирования
экономики способны создать предпосылки
для преодоления кризисных явлений.
Необходимо ли создавать стимулы
для экономического роста с помощью
мер налогового стимулирования (т.е.
снижения налогов для всей экономики
или отдельных ее секторов), либо
приоритетными являются меры бюджетной
поддержки, а налоговая нагрузка,
являющаяся источником ресурсов для
бюджетных расходов, должна оставаться
неизменной? Различные страны по-разному
отвечают на этот вопрос, однако представляется,
что подобный выбор в Российской
Федерации уже сделан - основной
"антикризисный налоговый пакет"
был принят в конце 2008 года. В ближайшие
годы антикризисные меры будут реализовываться
путем осуществления бюджетной
политики.
В новой налоговой системе, исходя
из Федерального устройства России в
отличие от предыдущих лет, более
четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления
(Федерального и территориального)
в вопросах налогообложения. Введение
местных налогов и сборов, как
дополнение перечня действующих
Федеральных налогов, предусмотренное
законодательством, позволило более
полно учесть разнообразные местные
потребности и виды доходов для
местных бюджетов.
Однако, главный недостаток налоговой
системы это нестабильность наших
налогов, постоянный пересмотр ставок,
количества налогов, льгот и т.д.
Несомненно, вся эта неразбериха
с налогами приводит к нестабильному
положению в нашей экономике
и еще больше усугубляет экономический
кризис. Все это играет отрицательную
роль, особенно в период кризиса, а
также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы
на сегодняшний день – главная
проблема, на которую должна быть нацелена
налоговая политика страны. Стоит
отметить, что изучение зарубежного опыта.
безусловно. заслуживает большого внимания.
Очень важно анализировать и делать выводы
из опыта зарубежных стран в сфере налоговой
политики, несмотря на то что осуществление
налоговой политики должно определяться
с учетом менталитета и исторически сложившихся
факторов каждой страны индивидуально.
Источники
- Конституция РФ.
- Налоговый Кодекс РФ.
- Законы РФ:
- Федеральный Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с изменениями от 25 ноября 2009 г.
- «Об основах налоговой системы в РФ» (в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1)
- «Об акцизах»;
- «О налоге на добавленную стоимость»;
- «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
- «О налоге на имущество предприятий»;
- «О плате за землю»;
- «О налогах на имущество физических лиц»;
- «О подоходном налоге с физических лиц»;
- «О налоге на операции с ценными бумагами»;
- «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- «О государственной пошлине»;
- «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;
- «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»;
- «О государственной налоговой службе РФ»;
- «О федеральных органах налоговой полиции»;
- «О правах налоговых органов»
- «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания»;
- «О налоге на доходы банков»