Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

В случае нарушения налоговым органом  срока отмены решения о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика  в банке или срока вручения представителю банка (направления  в банк) решения об отмене приостановления  операций по счетам налогоплательщика  в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые налогоплательщику за каждый календарный день нарушения  срока.

Уточнены также составы нарушений  банками законодательства о налогах  и сборах и размеры санкций  за эти нарушения.

Помимо перечисленного с 1 января 2009 года вступили в силу нормы Кодекса  об обязательном апелляционном обжаловании, предшествующем обращению налогоплательщика  в суд, в случае обжалования решения  налогового органа о привлечении  либо об отказе в привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

 

Выводы.

Основные изменения налоговой  политики Российской Федерации в  прошедшем периоде были направлены на большой спектр налогов и сборов. По этим направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений, которые были обусловлены тяжелым международным кризисом. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования. И уже сегодня можно сделать вывод, что большинство из принятых решений оправдали себя и помогли стране удерживать шаткий и хрупкий баланс.

Важным и существенным шагом  для государства и для субъектов  хозяйствования является снижение ставки налога на прибыль организации. Изменения в 2008-2009 гг. позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников. Так же проведен целый ряд мер по увеличению пенсионного обеспечения населения. Органы государственной власти так же осуществили политику поощрения расходов организации на научные следования. Были так же внесены изменения в осуществление амортизационной политики.

Для преодоления кризиса ликвидности 2008 г. был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость. Такие изменения помогли снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить изменения порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций. В настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки  порядком.

В целях создания благоприятных  налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с  привлечением государственного софинансирования было установлено освобождение от обложения  налогом на доходы физических лиц  и единым социальным налогом взносов  работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц  со 100 000 рублей до 120 000 рублей. Был так  же увеличен размер налогового вычета для налогоплательщиков, у которых  на обеспечении находится ребенок, с 600 р. до 1000 р.  А сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет  право на стандартный налоговый  вычет в размере 400 рублей, увеличена  с 20 000 рублей до 40 000 рублей. (В США  этот вычет составляет 1000$).

В кризисных условиях в целях  активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность  по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство.

Основными направлениями налоговой  политики на 2009 - 2011 годы, было предусмотрено  введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и  налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

Были внесены поправки в налог  по добыче полезных ископаемых. А именно, это коснулось налога на добычу нефти, использование водных биологических  ресурсов и водного налога.

В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию  специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, которые  позволили усилить стимулирующее  и социальное значение этих налоговых  режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых  режимов.

 

2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов

В период 2010 - 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 - 2011 годы" и "Основными направлениями  налоговой политики на 2009 год и  плановый период 2010 и 2011 годов".

При этом реализация основных направлений  налоговой политики будет проводиться  во взаимосвязи с основными направлениями  Программы антикризисных мер  Правительства Российской Федерации  и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года.

Предлагается внесение изменений  в законодательство и уточнение  ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

  • совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
  • создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
  • совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

Помимо этого планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям.

 

2.1. Налог на прибыль организаций

Амортизационная политика

В части налога на прибыль организаций  следует отметить, что в 2008 году была, по сути, проведена масштабная реформа  налога на прибыль организаций, которая  помимо снижения налоговой ставки, принятия иных решений, в значительной степени относилась к изменению  системы начисления амортизации. Поэтому  в ближайшие годы необходимо оценить  результаты проведенных преобразований, а также (в случае необходимости) внести отдельные изменения в  Кодекс, направленные на корректировку  установленного порядка. При этом указанная  реформа начисления амортизации  не завершена так, как предусматривалось  в "Основных направлениях налоговой  политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В Кодексе  закреплен нелинейный метод начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом  убывающего остатка не пообъектно, а на всю стоимость амортизационной  группы. Вместе с тем в связи  с краткими сроками принятия подобного  решения реформа начисления амортизации  в налоговых целях не была доведена до конца - речь идет о пересмотре принципов  построения амортизационных групп.

В настоящее время состав амортизационных  групп, утвержденный Постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные  группы", основан на сроке службы того или иного объекта основных средств. Следует отметить, что определение  сроков службы отдельных активов  является очень сложной задачей. Так, в Советском Союзе производились  оценки сроков службы активов, при этом определялись нормы амортизации (для  целей бухгалтерского учета) исходя из линейного способа начисления амортизации. Однако с момента этих оценок прошло около 30 лет, поэтому  полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого  оборудования. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета  норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском  Союзе, с корректировкой, выполненной  по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям. Например, для начисления амортизации важны не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние на процесс начисления амортизации, в частности скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства до истечения физического срока их службы. В результате Правительство Российской Федерации вынуждено постоянно менять состав амортизационных групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными.

Предлагается в ближайшие годы пересмотреть подходы к классификации  основных средств на группы и определению  норм амортизации для этих групп, для чего возможно использование  предложений, разработанных Министерством  финансов Российской Федерации в  ходе подготовки проекта Кодекса  во второй половине 90-х годов.

Следует отметить, что в ходе анализа  правоприменительной практики возникает  все больше вопросов, связанных с  недостатками законодательного регулирования  отдельных аспектов применения налога на прибыль организаций. Эти вопросы  также должны быть решены в ближайшее  время в ходе работы по совершенствованию  налогового законодательства.

Сокращение возможностей по минимизации налогообложения

1. Должны быть внесены изменения  в законодательство о налогах  и сборах, направленные на сокращение  возможностей минимизации налогообложения,  связанных с переносом на будущее  убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие  ограничений создает на рынке  искаженные стимулы, направленные  на приобретение неэффективного  бизнеса без последующего его  развития. В настоящее время существует  возможность посредством присоединения  убыточных организаций направить  на погашение их убытков всю  полученную прибыль. В этой  связи уже начиная с 2010 года  в законодательстве о налогах  и сборах будет установлен  особый порядок переноса убытков  при реорганизации, предусматривающий  ограничения как по сроку, так  и по размеру прибыли, направляемой  на погашение убытка для реорганизуемых  организаций.

2. В 2010 году необходимо решить  вопрос нормативного регулирования  отнесения процентов по долговым  обязательствам на расходы, учитываемые  при формировании налоговой базы  по налогу на прибыль организаций.  В настоящее время эти правила  являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают  уклонение от налогообложения  путем неправомерного отнесения  процентов на расходы, с другой  стороны, являются трудоемкими  и обременительными для добросовестных  налогоплательщиков.

Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области  предполагается внесение следующих  изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие  правила, ограничивающие отнесение  процентов на расходы, установленные  пунктом 1 статьи 269 Кодекса. В частности, в рамках регулирования трансфертного  ценообразования необходимо разработать  правила определения "рыночного" уровня процентной ставки для их использования  при определении допустимого  уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а  также между лицами, сделки между  которыми будут признаваться контролируемыми. При условии внесения таких изменений  необходимо исключить из статьи 269 Кодекса  требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для  принятия решения об отнесении процентов  на расходы в налоговых целях, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.

Вопрос об определении рыночного  уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам  от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к  доходам от таких операций в настоящее  время неприменимы положения  статьи 40 Кодекса, т.к. эти правила  относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования  норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых  целях следует распространить правила  определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

Во-вторых, с учетом внесения изменений  в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения  посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию  практике "недостаточной капитализации". Под практикой "недостаточной" или "тонкой" капитализации понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в  капитале, что подразумевает распределение  получаемой прибыли с помощью  облагаемых налогом дивидендов, финансированием  при помощи предоставления заемных  средств и последующем распределении  прибыли через уплату относимых  на расходы процентов.

Ограничения на отнесение процентов  по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия "недостаточной капитализации" следует уточнить с учетом новых  правил определения взаимной зависимости  лиц. Также предполагается распространить предусмотренные в настоящее  время правила, основанные на расчете  финансового рычага, на взаимоотношения  как с иностранными, так и с  российскими лицами.

Возможным вариантом также может  являться более простой подход, основанный на применении правила, согласно которому расходы по выплате процентов  ограничиваются фиксированной долей  налогооблагаемого дохода в пределах действительного размера указанных  расходов. При этом под расходами  по выплате процентов понимаются расходы по выплате чистых процентов, то есть превышения сумм расходов по уплате процентов, осуществленных в налоговом  периоде, над доходами в виде процентов, полученных в налоговом периоде. Этот подход возможно применять без  определения взаимной зависимости  лиц как условия для ограничения  по принятию процентов к расходам.

В краткосрочной перспективе в  качестве оперативной меры предполагается увеличить предельную ставку процента по долговым обязательствам, принимаемую  к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, до величины, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Предполагается, что такое значение норматива отнесения процентов  будет носить временный характер и распространится на отношения  до 31 декабря 2009 года.

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г