Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

В зависимости от длительности периода  реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии  налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой  политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики.

Субъектами налоговой политики, в зависимости от государственного устройства, выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы, городские округа, поселения и т. д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, городские округа, поселения, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание    пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность.

Нередко к принципам налоговой  политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

В целом указанные принципы обуславливают  основные направления налоговой  политики, ее социальный характер и  структурные элементы. Используя  указанные принципы, государство  в условиях стабильно развивающейся  экономики: стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, к которым стремится государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок      Налоговая  политика  проводится   (осуществляется)   ими   посредством методов:

  • Управление заключается в организующей и распорядительной  деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на  создание совершенной системы  налогообложения и основывается на познании   и   использовании объективных закономерностей ее развития.
  • Информирование (пропаганда)  —  деятельность  финансовых  и  налоговых органов по доведению до налогоплательщиков  информации  необходимой  им  для правильного исполнения налоговых обязанностей. В  данном  случае  имеется  в виду информация о действующих налогах и  сборах,  порядке  их  исчисления  и сроках уплаты и т.п.
  • Воспитание имеет своей целью  привитие  налогоплательщикам  осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих  налоговых  обязанностей, и  предполагает  осуществление  просветительской   работы   по   разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
  • Консультирование  сводится  к  разъяснению  финансовыми  и  налоговыми органами  лицам,  ответственным   за   исполнение   налоговых   обязанностей положений  законодательства  о  налогах  и  сборах,  применение  которых  на практике вызывает у них затруднения.
  • Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков  (плательщиков  сборов)  возможности не уплачивать налоги или сборы.
  • Контролирование представляет собой деятельность  налоговых  органов  с использованием  специальных  форм   и   методов   по   выявлению   нарушений законодательства о  налогах  и  сборах,  в  конечном  счете,  нацеленную  на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди  налогоплательщиков  и налоговых агентов.
  • Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению  налоговых  обязанностей  посредством  применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:

  • экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций;
  • фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;
  • социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства;
  • международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Практическое проведение налоговой  политики осуществляется через налоговый механизм. Именно налоговый механизм признан в настоящее время во всех странах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в  регулировании экономики при  проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

Важным средством осуществления  политики государства в области  регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от про ведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулировании доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных  и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам  централизованная единая налоговая  система является достаточно гибкой, что обеспечивается уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальной экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой  ставкой эффективным средством  реализации налоговой политики являются налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой  политики способствует также то, что  законодательство устанавливает, как  правило, многочисленные и разнообразные  основания предоставления налоговых  льгот, связанные с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство  прежде всего активизирует воздействие  налогового регулятора на различные  экономические процессы. Формы и  способы предоставления льгот в  любом государстве постоянно  развиваются. К наиболее типичным используемым формам налоговых льгот следует  отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта  от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования - инвестиционная деятельность. Во многих государствах (а в России до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему.

В системе налогообложения  ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот  во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий  экономических и финансовых кризисов.

Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название "налоговых каникул".

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение  консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран  предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы  собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных  расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых  льгот. Это связано с тем, что  установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок. Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г