Специализированные межрайонные
инспекции ФНС России (ИФНС) создаются,
как правило, в целях осуществления налогового
контроля за крупнейшими налогоплательщиками,
которые подлежат налоговому администрированию
на региональном уровне. Специализированные
межрайонные ИФНС России подчиняются
непосредственно УФНС России по субъекту
РФ и ФНС России.
Инспекция контролирует крупнейших
налогоплательщиков:
- осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
- имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.
Территориальная инспекция
ФНС России является основным структурным
элементом системы налоговых органов
РФ. Основными задачами территориальных
налоговых инспекций служат:
- осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
- осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
- организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.
Территориальные налоговые
инспекции создаются по одному муниципальному
образованию (району, району в городе,
городу без районного деления) или
нескольким муниципальным образованиям
(ИФНС России межрайонного уровня).
Для решения поставленных
задач налоговые органы и их должностные
лица вправе:
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
- требовать и получать от налогоплательщика или налогового агента:
- документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для про ведения налогового контроля;
- проводить налоговые проверки, в том числе в ходе налоговой проверки:
- производить выемку документов;
- осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком помещения и территории;
- проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках;
- налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
- требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, выданных юридическим и физическим лицам;
- создавать налоговые посты;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах.
В состав обязанностей налоговых
органов входят:
- соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;
- проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе:
- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; .
- бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
- возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
- соблюдение налоговой тайны;
- направление налогоплательщику или налоговому агенту копий:
- акта налоговой проверки;
- решения налогового органа;
- налогового уведомления;
- требования по уплате налога и сбора;
- сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
Минфин.
Пунктом 2 Положения о
Министерстве финансов Российской Федерации
(утверждено Постановлением Правительства
РФ от 19 августа 1994 г. М 984) установлено,
что Министерство финансов РФ (Минфин
РФ), министерства финансов республик,
финансовые управления и другие органы
управления финансами в краях, областях,
городах федерального значения, автономной
области, автономных округах и органы
федерального казначейства входят
в единую систему органов по государственного
управления финансами в Российской Федерации[5,
2].
Минфин РФ является федеральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой государственной
финансовой политики и осуществляющим
общее руководство организацией
финансов в стране. Взаимоотношения
Минфина РФ с финансовыми органами
более низкого уровня строятся на
основе координации их деятельности.
Основными задачами Минфина
РФ являются разработка и реализация
стратегических направлений единой
государственной финансовой политики,
а также составление проекта
и исполнение федерального бюджета,
в частности его доходной части,
В соответствии с возложенными
на него задачами Минфин РФ осуществляет
следующие функции в налоговой
сфере:
- разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране;
- разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
- разработку с участием ФНС РФ, ФСНП РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
- участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;
- проведение по поручению Правительства РФ с участием ФНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ;
- участие в формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин;
- методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принятие мер по его совершенствованию, утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности;
- обобщение практики применения законодательства по вопросам. входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.
Права Минфина РФ
в налоговой сфере определяются
в соответствии с его функциями.
Минфин РФ имеет также право
предоставлять отсрочки и рассрочки
платежей по налогам в федеральный
бюджет в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации,
с уведомлением о принятых
решениях ГНС РФ.
Минфин РФ издает в пределах
своей компетенции на основе и
во исполнение законодательства Российской
Федерации приказы и инструкции
и дает указания, являющиеся обязательными
для исполнения федеральными органами
исполнительной власти, а также предприятиями,
учреждениями и организациями независимо
от их организационно-правовых форм и
подчиненности и гражданами. Минфин
РФ издает в необходимых случаях
совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти ведомственные
нормативные акты.
Обязательному рассмотрению
в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой федеральные
законы по вопросам федеральных налогов
и сборов.
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие
основные направления налоговой политики
Нормативно-правовыми актами, определяющими
основные направления налоговой
политики являются официально определенные
внешние формы, в которых содержатся
нормы, регулирующие отношения, возникающие
в процессе налогообложения.
Система источников нормативно-правовых
актов выглядит следующим образом:
- Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.
- Специальное налоговое законодательство, которое включает:
- федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:
- НК РФ
- Иные федеральные законы о налогах и сборах, к ним относятся:
- Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.
Наиболее важные положения об организации
и осуществлении налогообложении
в России закреплены в Налоговом
кодексе РФ. НК РФ состоит из двух
частей - общей и особенной.
В соответствии с положениями Федерального
закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ <О введении
в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации> часть
первая НК РФ была введена в действие
с 1 января 1999г.
Вторая часть НК РФ введена в
действие Федеральным законом от
5 августа 2000г. №118-ФЗ <О введении в
действие второй части Налогового кодекса
Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации о налогах>
с 1 января 2001г.
В первой части НК РФ устанавливается
система налогов и сборов, взимаемых
в федеральный бюджет, а также
общие принципы налогообложения
и сборов в РФ. Вторая часть НК
РФ посвящена определению порядка
введения и взимания конкретных налогов
и сборов.
- региональное законодательство о налогах и сборах:
- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.
Региональное законодательство о
налогах и сборах представляет собой
законодательство субъектов РФ о
налогах и сборах. Оно состоит
из законов и иных нормативных
правовых актов о налогах и
сборах субъектов РФ, принятых в
соответствии с НК РФ.
- нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
- Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия <законодательство о налогах и сборах> и содержащие нормы налогового права.
- Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
- Акты органов общей компетенции:
А) Указы Президента РФ, которые
не должны противоречить Конституции
РФ и налоговому законодательству
и имеют приоритетное значение
по отношению к другим подзаконным
актам.
Б) Постановления Правительства
РФ - принимаются на основании и
во исполнение нормативных правовых
актов, имеющих высшую по сравнению
с ними юридическую силу.
В) подзаконные нормативные правовые
акты по вопросам, связанным с налогообложением
и сборам, принятые органами исполнительной
власти субъектов РФ - нормативно-правовые
акты по вопросам, связанным с налогообложением
и сборами, изданные ими, не могут
изменять или дополнять законодательство
о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК
РФ)