Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

Специализированные межрайонные  инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

    • осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
    • имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция  ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

  • осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые  инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или  нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

Для решения поставленных задач налоговые органы и их должностные  лица вправе:

  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  • требовать и получать от налогоплательщика или налогового агента:
    • документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов;
    • пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для про ведения налогового контроля;
    • проводить налоговые проверки, в том числе в ходе налоговой проверки:
      • производить выемку документов;
      • осматривать (обследовать) используемые налогоплательщиком помещения и территории;
      • проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
      • определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);
      • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках;
      • налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
        • требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
        • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени;
        • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, выданных юридическим и физическим лицам;
  • создавать налоговые посты;
    • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах.

В состав обязанностей налоговых  органов входят:

  • соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;
  • проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, в том числе:
  • бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;  .
  • бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • направление налогоплательщику или налоговому агенту копий:
  • акта налоговой проверки;
  • решения налогового органа;
  • налогового уведомления;
  • требования по уплате налога и сбора;
  • сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

 

Минфин.

Пунктом 2 Положения о  Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства  РФ  от 19 августа 1994 г. М 984) установлено, что Министерство  финансов РФ (Минфин РФ), министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального  казначейства входят в единую систему органов по государственного  управления финансами в Российской Федерации[5, 2].

Минфин РФ является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения  Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности.

Основными задачами Минфина  РФ являются разработка и реализация стратегических направлений единой государственной  финансовой политики, а также составление проекта  и исполнение  федерального бюджета, в частности его доходной части,

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ осуществляет следующие функции в налоговой  сфере:

  • разработку мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности в стране; 
  • разработку проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации; 
  • обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов; 
  • разработку с участием ФНС РФ, ФСНП РФ и других  заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений по совершенствованию налоговой политики и  налоговой системы; 
  • участие в разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения; 
  • проведение по поручению Правительства РФ с участием ФНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти переговоров с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением  межправительственных соглашений об избежании (устранении)  двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ; 
  • участие в формировании таможенной политики страны,  в разработке методологии, ставок и порядка взимания таможенных пошлин; 
  • методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и  принятие мер по его совершенствованию, утверждение планов  счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности; 
  • обобщение практики применения законодательства по  вопросам. входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку  и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.

  Права Минфина РФ  в налоговой сфере определяются  в  соответствии с его функциями.  Минфин РФ имеет также право   предоставлять отсрочки и рассрочки  платежей по налогам в  федеральный  бюджет в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации,  с уведомлением о принятых  решениях ГНС РФ.

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции на основе и  во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными  для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и  подчиненности и гражданами. Минфин РФ издает в необходимых случаях  совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные  нормативные акты.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам федеральных налогов и сборов.

 

 

2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

Нормативно-правовыми актами, определяющими  основные направления налоговой  политики являются официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие  в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов  выглядит следующим образом:

  1. Конституция РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.
  2. Специальное налоговое законодательство, которое включает:
  1. федеральное законодательство о налогах и сборах,  включающее:
    • НК РФ
    • Иные федеральные законы о налогах и сборах, к ним относятся:
    • Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее важные положения об организации  и осуществлении налогообложении  в России закреплены в Налоговом  кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> часть  первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая часть НК РФ введена в  действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ <О введении в  действие второй части Налогового кодекса  Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о налогах> с 1 января 2001г.

В первой части НК РФ устанавливается  система налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также  общие принципы налогообложения  и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка  введения и взимания конкретных налогов  и сборов.

  1. региональное законодательство  о налогах и сборах:
    • Законы субъектов РФ
    • Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

Региональное законодательство о  налогах и сборах представляет собой  законодательство субъектов РФ о  налогах и сборах. Оно состоит  из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах субъектов РФ, принятых в  соответствии с НК РФ.

  1. нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
  1. Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия <законодательство о налогах и сборах> и содержащие нормы налогового права.
  1. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:
    • Акты органов общей компетенции:

 А) Указы Президента РФ, которые  не должны противоречить Конституции  РФ и налоговому законодательству  и имеют приоритетное значение  по отношению к другим подзаконным  актам.

Б) Постановления Правительства  РФ - принимаются на основании и  во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению  с ними юридическую силу.

В) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г