Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 15:18, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налога на недвижимость, а также рассмотрение направлений совершенствования налога на недвижимость.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
1) изучить сущность и назначение налога на недвижимость на основании законодательства Республики Беларусь;
2) рассмотреть применение налога на недвижимость в зарубежной практике;
3) рассмотреть нормативно-правовые акты, регламентирующие взимание
налога на недвижимость;
ВВЕДЕНИЕ
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством используемые для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Каждый налог в системе финансово-налоговых отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности налоги взаимосвязаны и представляют собой целостную систему налоговых отношений.
Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Министерства финансов и Совета Министров Республики Беларусь. Вопросы налогообложения рассматриваются в журнале «Налоги Беларуси», «Бухгалтерский учет и анализ» и в других периодических изданиях.
Одним из общереспубликанских налогов является налог на недвижимость, закрепленный за местными бюджетами в полном объеме.
Налог на недвижимость установлен с целью стимулирования рационального использования имущества организаций и физических лиц и формирования средств местных бюджетов.
Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов налога на недвижимость, а также рассмотрение направлений совершенствования налога на недвижимость.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
налога на недвижимость;
Объектом изучения в данной курсовой работе является ОАО «Красный Октябрь». Предметом изучения выступает порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость на примере данной организации. Временным периодом является 2007 – 2008 гг.
Для написания курсовой работы информационной основой выступали: периодические издания «Налоги Беларуси», «Бухгалтерский учет и анализ», а также следующие основные нормативно-правовые акты: Закон Республики Беларусь от 23.12.1991г. № 1337-XII "О налоге на недвижимость", с учетом последних изменений от 13.11.2008 № 449-3 (далее - Закон); Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2008 № 110 "Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов) и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь", данные ОАО «Красный Октябрь» об уплачиваемых налогах и сборах, а также электронные интернет-ресурсы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА
НЕДВИЖИМОСТЬ
Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета.
Налог на недвижимость – прямой налог, установленный в целях стимулирования рационального использования имущества организации и физических лиц. Он введен для мобилизации средств в бюджет и экономического стимулирования более эффективного использования основных производственных и непроизводственных фондов и ускорения их ввода в эксплуатацию.
Налог на недвижимость - налог, который взимается из прибыли организации. Данный налог является республиканским, он закреплен на постоянной основе за местными бюджетами по месту расположения облагаемых налогом объектов.
В Республике Беларусь налог на недвижимость был введен с 1 января 1992 года с образованием самостоятельной налоговой системы.
Введение данного налога было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей, которые пополняли бы рынок данными товарами. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества. В-третьих, налог на недвижимость – стабильный источник пополнения бюджета [6, с.143].
С 2008 г. налог на недвижимость, уплачиваемый организациями, зачисляется в размере 10 % в областной бюджет и в размере 90 % — в бюджеты районов и городов. В 2008 году доля налога на недвижимость в доходах консолидированном бюджете Республики Беларусь составила 3,8 %, а в 2009 – 3,1% [5].
Совершенствуя налоговую систему в условиях рыночной экономики целесообразно обратиться к зарубежному опыту установления налогов и контроля за их полным и своевременным поступлением.
По мнению многих экономистов в области финансов эффективным и перспективным способом финансирования муниципальных органов, как в развитых, так и в развивающихся странах может стать налог на недвижимое имущество (налог на недвижимость).
Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира, но значимость его различна. В большинстве стран поступления от этого налога составляют 1 - 3% от общих налоговых поступлений в бюджет на всех уровнях. Так, в США наиболее крупные суммы доходов получают города именно от налога на недвижимость. Город Нью-Йорк получает от одного только имущественного налога 40% всех доходов своего бюджета, город Сан-Франциско — 38 %. В Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города [7].
В отличие от других налоговых поступлений, централизованных дотаций и субсидий поимущественный налог не только обеспечивает местные органы управления устойчивым и постоянно растущим источником доходов, но и что не менее важно, тесно увязывает эффективность работы местных органов с экономической эффективностью хозяйственной деятельности на территории муниципалитета, а также стимулирует деловую активность и максимальное использование имущества в хозяйственных целях.
Рассмотрим системы налогообложения недвижимости некоторых развитых стран.
В Японии налог уплачивается юридическими и физическими лицами по единой фиксированной ставке - 1,4% стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года, в налогооблагаемую базу входит как земля, так и все недвижимое имущество на ней. Освобождение от уплаты налогов дается по новостройкам в течение нескольких лет. Предоставляемые в Японии льготы относятся к исключительно объектам недвижимости.
В Великобритании взимается единый налог на имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности (налог на объекты хозяйственной деятельности). Налогооблагаемая база в данном случае - предполагаемая сумма годовой арендной платы. Плательщиками налога на объекты хозяйственной деятельности выступают лица (юридические и физические), которые являются собственниками или арендуют недвижимость для целей, не связанных с проживанием. Даже в тех случаях, когда недвижимость пустует и не используется по назначению, собственник или арендатор обязаны уплачивать налог, но в уменьшенном размере.
Объектами налогообложения являются объекты недвижимости, используемые для коммерческих целей (например, магазины, офисы, склады, фабрики и т.д.).
Для расчета налога используется унифицированная ставка, которая в настоящее время равна 3,3% от стоимости объекта. Ее абсолютный размер утверждается на каждый финансовый год по данным о стоимости недвижимости, оцениваемой Службой по оценке объектов недвижимости.
В Германии ежегодный налог на недвижимость объединяется с земельным налогом. Он налагается на налоговую стоимость имущества по общей федеральной ставке 0,35%. Результат умножается на местный коэффициент, который может составлять от 280 до 810%, в силу чего конечная ставка составляет от 0,98% до 2,84% налоговой стоимости имущества. Для юридических лиц налог может служить основой вычетов для целей налога на прибыль компаний и налога на предпринимателей, для физических - налог может служить основой вычетов для только целей подоходного налога, если собственность используется в коммерческих целях или является источником дохода, к примеру сдается в аренду. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.
Налог на недвижимость налагается ежегодно органами местного самоуправления на недвижимое имущество, вне зависимости от его назначения (коммерческое пользование или нет).
От уплаты налога освобождены государственные предприятия, религиозные учреждения.
В Российской Федерации в настоящее время не существует самостоятельного налога на недвижимость, объектом налогообложения которым являлись одновременно земля и возведенные на ней строения. Налог на недвижимость планируется ввести с 2011 г. Он должен заменить действующие сейчас земельный налог и налог на имущество.
Ликвидировать налоги на имущество и на землю одновременно с введением нового налога решено для того, чтобы не увеличивать фискальную нагрузку на налогоплательщиков. Сегодня за землю и строения на ней приходится платить разные налоги, которые идут в муниципальный или региональный бюджеты. Согласно поправкам, новый налог будут платить организации и физические лица, которые являются собственниками недвижимости. Организации будут платить еще и налог на имущество, не относящееся к жилым помещениям и земельным участкам, которые будут облагаться новым налогом.
Новый налог будут исчислять от кадастровой стоимости объекта недвижимости на 1 января нового налогового периода. Ставка налога на недвижимость планируется на уровне 0,5 - 2 % в зависимости от полученной стоимости. Таким образом, власти пытаются перераспределить налоговую нагрузку в сторону увеличения на дорогое жилье и уменьшения – на социальное [7].
Таким образом, налог на недвижимость является одним из источников пополнения бюджета Республики Беларусь.
1.2 Основные элементы налогообложения
Элементы налога на недвижимость в 2010 г. определены в Особенной
части Налогового кодекса РБ. Согласно статье 183, главы 17 НК РБ, плательщиками налога на недвижимость являются:
1) организации (статья 13 пункт
2 Общая часть Налогового
2) Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном Законом.
3) Физические лица.
Также по зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование:
- у белорусских организаций – плательщиком признается организация, у которой эти здания и сооружения находятся на балансе по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного или безвозмездного пользования;
- у иностранных организаций, не
осуществляющих деятельность
Со стоимости сооружений магистрального трубопроводного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, технологических газопроводов и отводов, а также станций, хранилищ, установок иных объектов налогообложения, обеспечивающих функционирование сооружений магистрального трубопроводного транспорта, нефтепроводов, газопроводов, технологических газопроводов и отводов, расположенных на территории Республики Беларусь, переданных иностранной организацией в аренду, иное возмездное или безвозмездное владение (пользование), плательщиком налога является эта иностранная организация.
Не являются плательщиками налога на недвижимость:
Объектами налогообложения налогом на недвижимость в соответствии со статьей 185 Налогового кодекса РБ признаются здания и сооружения, в том числе сверхнормативного незавершенного строительства, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.
До 2009 года налогом облагались все основные средства, включая их активную часть. Однако с вступлением в силу 01.01.2009 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. N 449-З внесено ряд изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь» от 23 декабря 1991 г. № 1337-XII «О налоге на недвижимость: объектом налогообложения являются здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков организаций.