Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие, принципы  построения и основные функции  налоговой системы РФ

1.2 Характеристика  налоговой системы Российской  Федерации

1.3 Подходы к  определению эффективности современной  налоговой системы

2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РФ

2.1 Анализ структуры  и динамики налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ

2.2 Анализ проблем  обеспечения налоговыми доходами  бюджетов различных уровней

2.3 Проблемы и  ограничения развития современной  налоговой системы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1 Направления  совершенствования налоговой системы  РФ

3.2 Расчет экономического  эффекта полученного в результате  перехода НДС к НСП

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система  Российской Федерации последние 20 лет  постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так  и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой  системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве  изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция  ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности  выплат или выплат заработной платы  через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных  в социально ориентированных  развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов  налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста. При регулировании  развития территорий налоги играют в  этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Подобным образом  в перспективе должна функционировать  налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Сказанное позволяет  заключить, что выбранная тема выпускной  квалификационной работы "Налоговая  система РФ и перспективы её развития" является актуальной.

Теоретической базой данной выпускной квалификационной работы выступили учебники, учебные  пособия по экономике и налогообложению, монографии, затрагивающие проблемы функционирования налоговой системы, публикации в научных журналах.

В качестве аналитической  базы работы выступили данные об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2005-2008 годах, а также данные за январь - ноябрь 2009 года.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает налоговая система  Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Цель выпускной  квалификационной работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить  проблемы и определить перспективы  её развития.

Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

- дать понятие  "налоговая система", выделить  основные характеристики и принципы  построения налоговой системы;

- дать детальную  характеристику налоговой системы  Российской Федерации;

- выделить основные  проблемы, которые характерны для  налоговой системы Российской  Федерации;

- проанализировать  данные, касающиеся налоговой доходной  части консолидированного бюджета  РФ с целью выявления основных  тенденций в налоговой системе  РФ;

- оценить перспективы  развития налоговой системы РФ;

- предложить  направления совершенствования  налоговой системы РФ.

В данной работе используются следующие научные  методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, статистический и экономический анализ.

Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой и  во второй главах по три параграфа, в третьей - два. В первой главе  излагаются теоретические основы налоговой  системы РФ. Во второй главе дипломной  работы проводится анализ проблем функционирования налоговой системы РФ. В третьей  главе на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ. 
 
 
 
 
 

1. ОСНОВЫ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

1.1 Понятие,  принципы построения и основные  функции налоговой системы РФ

Для того чтобы  охарактеризовать налоговую систему  Российской Федерации необходимо исследовать  теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции, обобщить отечественный и  зарубежный опыт.

В настоящее  время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой  системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном законодательством  порядке.

Также налоговая  система рассматривается как  совокупность предусмотренных законодательством  налогов, сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

И.М. Александров  рассматривает налоговую систему  как совокупность и структура  различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему  можно определить как целостное  единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах  и сборах, системы налогов и  сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Налоговый механизм является наиболее действенным и  эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит  результативность принимаемых экономических  решений. Почти все методы воздействия  государства на развитие экономики  прямо или косвенно включают и  налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.

Налоговое регулирование  охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику в целом. Налоговое  регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

К системообразующим  условиям (факторам) формирования и  функционирования налоговых систем относятся:

- собственная  налоговая доктрина и налоговая  политика государства;

- законодательная  база для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых  органов;

- формы и методы  налогового контроля и др.

Мировая практика организации налоговых систем показывает, что существуют следующие варианты их построения: разграничение налоговых  источников по бюджетным уровням; система  долевого участия бюджетных звеньев  в использовании налогов; система  равных прав налогообложения.

К экономическим  факторам, характеризующим налоговую  систему можно отнести следующие  показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая  нагрузка; соотношение между прямыми  и косвенными налогами; соотношение  между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой  системы определяющее значение имеют  факторы политического и правового  характера. К таким факторам можно  отнести: распределение хозяйственных  функций между федеральным центром  и местными органами власти; роль налогов  в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.

Мировая практика свидетельствует, что существует множество  принципов, применяемых государствами  при строительстве налоговых  систем, и что каждое государство  строит свою налоговую систему с  учётом специфики, складывающихся в  данном обществе условий. Поэтому в  каждой отдельно взятой стране при выборе системы организационных принципов налогообложения должен присутствовать индивидуальный подход.

Принципы построения эффективной налоговой системы  достаточно обоснованы в налоговой  теории и включают в себя следующие:

- Экономическая  эффективность - налоговая система  не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность  налогообложения - налоговая система  должна быть построена таким  образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим,  и физическим лицом) были определены  заранее и не изменялись в  течение длительного периода  времени. Таким образом, этот  принцип практически смыкается  с принципом стабильности налоговой  системы.

- Справедливость  налогообложения - этот принцип  является основным при построении  налоговой системы и предполагает  справедливый подход к различным  налогоплательщикам, а также приоритет  интересов налогоплательщика в  отношениях между ним и налоговой  администрацией.

- Простота налогообложения  и низкий уровень издержек  по взиманию налогов - налоговое  законодательство должно содержать  простые формулировки, понятные  большинству налогоплательщиков, а  процедура взимания налогов должна  быть относительно дешевой.

Информация о работе Налоговая система