Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 94.24 Кб (Скачать файл)

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков - каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав - недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства - не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство РФ  и, в частности, прямо или  косвенно ограничивающие свободное  перемещение в пределах территории  РФ товаров (работ, услуг) или  финансовых средств, либо иначе  ограничивать или создавать препятствия  для не запрещённой законом  экономической деятельности физических  лиц и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения - при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  - все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической  литературе встречается и ряд  других организационных принципов  налогообложения, которые носят  объективный характер. К ним можно  отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) - суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков - при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов - суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

В мировой практике имеет место использование и  ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип  доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип  создания максимального удобства для  налогоплательщиков; принцип обложения  чистых доходов налогоплательщика  и др.

Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из их функций.

Функция налога -- это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присуши  следующие функции: фискальная, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контрольная.

Фискальная функция (фискас -- государственная казна) проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития. Посредством ее образуется центральный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает. Фискальная функция налогов, формируя государственные финансовые ресурсы, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и этим обусловливает регулирующую функцию налогов.

Регулирующая. Государственное  регулирование осуществляется в  двух основных направлениях:

* регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом  в определении "правил игры", т. е. разработке законов, нормативных  актов, определяющих взаимоотношения  действующих на рынке лиц, прежде  всего предпринимателей, работодателей  и наемных рабочих. К ним  относятся законы, постановления,  инструкции государственных органов,  регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность  банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых  домов, устанавливающие порядок  проведения аукционов, ярмарок,  правила обращения ценных бумаг  и т. п. Это направление государственного  регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

* регулирование  развития народного хозяйства,  общественного производства в  условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т. п.

Центральное место  в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и  санкций государство стимулирует  технический прогресс и социально-экономическую  деятельность приоритетных для государства  направлений, увеличивает число  рабочих мест. Эта функция проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении  налоговой ставки и др.

Распределительная или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных  проблем, как производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -- научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Осуществляя налоговое  регулирование, государство проводит всесторонний анализ экономических  систем и осуществляет налоговый  контроль. Поэтому налогам присуща  контрольная функция, которая способствует количественному и качественному  отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых  поступлений в бюджет и в конечном счете позволяет определить необходимость реформирования налоговой системы.

1.2 ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную  стоимость (НДС) в своем современном  виде введен в РФ в 1992 г. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения  и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

НДС взимается  по ставке 20%, а при реализации отдельных  продуктов питания и товаров  для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость  предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой  опыт свидетельствует, что косвенный  налог на потребление (НДС или  налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США  налог с продаж -- это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от которого получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.

НДС является косвенным  налогом на потребление. Налог взимается  в тот момент, когда совершается  акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения  на всех стадиях производства и обращения  с реальным участием каждого из звеньев  в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в  бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью  уже в 1992 г. удастся свести к минимуму дефицит федерального бюджета. Налог  должен был занять первое место среди  доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий  и организаций. Однако сбалансирования  бюджета не произошло.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость  имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго  до того, как произойдет окончательная  реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать  и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой  во всех банковских и прочих расчетных  документах усложняет эти попытки  и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием  НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции  процесс переложения налога заканчивается.

1.2.2. Акцизы

Важным видом  косвенных налогов стали акцизы Закон РФ «Об акцизах», раньше в  нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно большем  объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы  для изъятия в доход бюджета  некоторой части получаемой производителями  таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и  реализующие подакцизные товары предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут  быть не только юридические, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распространен  на граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Введение акцизов  совпало, как и вся налоговая  реформа, с либерализацией цен. В  связи с этим акцизы устанавливаются  не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а  методом процентных надбавок к розничной  цене товаров Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты акцизов». Подакцизными являются алкогольные  напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть Постановление Правительства  РФ «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации» от 24 мая 1994г. №534, газ и некоторые  виды минерального сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993--1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.

Информация о работе Налоговая система