Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа
Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кассовые расходы федерального бюджета за январь-март 2009 года составили 1 780,4 млрд. рублей или 21,7% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 6,7 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 63,9 млрд. рублей, что составляет 0,8% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-марте 2009 года были выше на 6,5 п.п. ВВП, чем в том же периоде прошлого года (1 716,6 млрд. рублей или 20,9 % ВВП в январе-марте 2009 года по сравнению с 1 279,5 млрд. рублей или 14,4 % ВВП соответственно в 2008 году).
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).
Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-март 2009 года составило, по предварительному отчету Минфина России, -32,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке в январе-марте 2009 года, составил всего 1,8 млрд. рублей (0,02% ВВП) по сравнению с 108,3 млрд. рублей за тот же период 2008 года. Погашение долга в январе-марте 2009 года составило -34,7 млрд. рублей (-0,42% ВВП) по сравнению с -64,3 млрд. рублей (-0,72% ВВП) за тот же период 2008 года.
По состоянию
на 1 апреля 2009 года совокупный объем
средств Резервного фонда в рублевом
эквиваленте составил 4 117,7 млрд. рублей,
Фонда национального
В январе 2009 года от Центрального Банка Российской Федерации поступил процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в объеме 205,1 и 63,4 млрд. рублей соответственно.
Кроме того, в
январе 2009 года на счет по учету средств
Фонда национального
В феврале 2009 года была приобретена и зачислена на соответствующие счета по учету средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния иностранная валюта на сумму 205,1 и 26,9 млрд. рублей соответственно.
В марте 2009 года Минфин России приступил к использованию средств Резервного фонда на обеспечение сбалансированности федерального бюджета. В связи с этим, была осуществлена продажа иностранной валюты, находящейся на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации в общей сумме 600,0 млрд. рублей и произведено перечисление указанных средств на единый счет федерального бюджета.
Кроме того, в марте 2009 года средства Резервного фонда в размере 5,55 млрд. рублей перечислены на пополнение резервной позиции Российской Федерации в Международном валютном фонде (далее - МВФ). По состоянию на 1 апреля 2009 года часть резервной позиции Российской Федерации в МВФ, сформированная за счет средств Резервного фонда, составила 0,56 млрд. СДР, при этом курсовая разница от переоценки указанных средств за январь-март 2009 года составила 2,40 млрд. рублей.
В январе-марте 2009 года средства Фонда национального благосостояния размещены на депозит во Внешэкономбанке в сумме 32,10 млрд. рублей.
Курсовые разницы
от переоценки средств Резервного фонда
и Фонда национального
- для Резервного фонда - 483,44 млрд. рублей,
- для Фонда национального благосостояния - 265,18 млрд. рублей.
Доходы консолидированных бюджетов Российской Федерации по результатам двух месяцев 2009 года, по данным Федерального казначейства, составили 640,0 млрд. рублей или 12,1% ВВП, что на 0,8 п.п. ВВП ниже величины в аналогичном периоде 2008 года.
Расходы консолидированных бюджетов Российской Федерации в январе-феврале 2009 года, по информации Федерального казначейства, составили 548,8 млрд. рублей или 10,4% ВВП, что на 0,6 п.п. ВВП выше расходов в аналогичном периоде 2008 года. При этом расходы по обслуживанию долга незначительно увеличились с 4,6 млрд. рублей (0,1% ВВП) до 5,7 млрд. рублей (0,1% ВВП). Одновременно, непроцентные расходы составили 543,1 млрд. рублей или 10,3% ВВП. Это на 0,5 п.п. ВВП выше показателя прошлого года.
Кассовый профицит консолидированных бюджетов Российской Федерации составил 91,1 млрд. рублей или 1,7% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже значения в январе-феврале 2008 года.
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
По итогам исполнения за январь-июнь 2008 года уровень доходов федерального бюджета РФ составил 23,4% ВВП, уровень расходов федерального бюджета -15,7% ВВП, а профицит бюджета - 7,7% ВВП. По итогам января-мая 2008 года доходы консолидированного бюджета РФ составили 34,8% ВВП, расходы консолидированного бюджета -24,8% ВВП, а профицит бюджета - 10,0% ВВП. На 1 июля 2008 года объем средств Стабилизационного фонда РФ составил 3 141,4 млрд. руб., что по отношению к ВВП в годовом исчислении составляет 11,3%. Наиболее заметным событием в бюджетно-налоговой сфере стало принятие Закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ".
В таблице 5 представлена динамика основных параметров федерального бюджета РФ в 2007-2007 гг. По предварительной оценке Министерства финансов РФ по кассовому исполнению в январе-июне 2009 г. федеральный бюджет был исполнен по доходам в сумме 3 244,9 млрд. руб. (23,4% ВВП), по расходам 2 171,9 млрд. руб. (15,7% ВВП), профицит федерального бюджета составил 1 073,98 млрд. руб.(7,7% ВВП). По абсолютной величине доходы и расходы федерального бюджета за рассматриваемый период оказались несколько выше соответствующих показателей прошлого года (доходы - 2 931,8 млрд. руб., а расходы - 1 870,4 млрд. руб.). В то же время по отношению к ВВП данные показатели несколько снизились (соответственно 24,9% и 15,9% ВВП). Следует отметить, что профицит федерального бюджета в номинальной величине близок к показателю прошлого года (1 061,4 млрд. руб.), в то время, как в долях ВВП наблюдается снижение по сравнению с предыдущим периодом (9,0% ВВП).
Наибольшее падение в долях ВВП за период с января по май 2008 г. было зафиксировано по следующим доходным источникам: вывозные таможенные пошлины (-2,1% ВВП), НДПИ (-1,2%), налог на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ (-0,7%). Следует отметить, что в сумме эти налоги составили почти 60% от суммарных доходов федерального бюджета за январь-май 2007 г. Наибольший рост в долях ВВП наблюдался по следующим статьям: налог на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ (+0,6%) и ввозные таможенные пошлины (+0,2%), единый социальный налог (+0,1%). Доля этих налогов в доходах федерального бюджета достигла чуть более 25% по результатам исполнения бюджета за первые 5 месяцев 2008 г. По остальным статьям изменения были незначительны (менее 0,1% ВВП). Вышеописанные изменения в поступлениях по различным видам налогов и сборов привели к падению доли доходов федерального бюджета в ВВП как за первые 5 месяцев, так и за январь-июнь 2008 г.
Сравнивая показатели расходов по отдельным статьям за январь-июнь 2008 г. с аналогичным периодом прошлого года, можно заметить, что изменения носили разнонаправленный характер. Наибольшее падение (в долях ВВП) наблюдалось по следующим статьям: межбюджетные трансферты (-0,18%), социальная политика (-0,14%), общегосударственные вопросы (-0,11%), национальная оборона (-0,06%). При этом в сумме эти статьи составили 66,4% от общего объема профинансированных расходов федерального бюджета за январь-июнь 2008 г. Наибольший рост (в долях ВВП) был зафиксирован в расходах на национальную экономику (+0,26%), образование (+0,14%), ЖКХ (+0,07%), национальная безопасность (+0,07%), здравоохранение и спорт (+0,07%). Расходы по этим статьям достигли 32,3% от суммарных расходов федерального бюджета. По остальным статьям изменения были незначительными (менее 0,01% ВВП).
Рассмотрим более детально динамику изменений доходной и расходной частей федерального бюджета.
Отметим, что номинальный рост ВВП за январь-июнь 2008 г. составил 18%. Это связано, в том числе, с возросшей инвестиционной и потребительской активностью. Также можно отметить, что аномально тёплая зима позволила не прекращать строительные работы (это способствовало значительному росту ВВП в начале года).
На фоне общей тенденции снижения показателей в долях ВВП некоторые статьи расходов федерального бюджета продемонстрировали, напротив, заметный рост. Это обусловлено значительным ростом в номинальном выражении по этим статьям, который перекрыл эффект роста ВВП. Наибольшее увеличение наблюдалось по разделам "национальная экономика" и "образование". Рост расходов по разделу "национальная экономика" во многом определялся ростом по подразделам "транспорт" и "другие вопросы в области экономики". Можно отметить, что расходы на инфраструктуру и образование являются одними из приоритетов бюджетной политики (что следует, в том числе и из Посланий президента РФ Федеральному собранию). Наибольшее снижение доли в ВВП произошло по разделу "межбюджетные трансферты". Это снижение вызвано ростом ВВП.
Доходы федерального бюджета в 2008 году ожидаются на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП.
В структуре
доходов федерального бюджета
предусмотрены: налоговые
По сравнению
с параметрами, утвержденными
Федеральным законом от 19.12.2007 №
238-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2008 год", доходы федерального
бюджета прогнозируются с
Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей, из них факторы снижения:
- изменение цен на нефть марки "Юралс" - на 433,0 млрд. рублей;
- изменение экспортных цен на природный газ - на 57,6 млрд. рублей;
- снижение объема ВВП - на 45,7 млрд. рублей;
- изменение курса рубля по отношению к доллару США - на 34,8 млрд. рублей;
- снижение прочих
объемных показателей (в том
числе прибыли прибыльных
Факторы увеличения:
- изменение объемов экспорта - на 52,2 млрд. рублей;
- изменение объемов импорта - на 49,2 млрд. рублей;
- изменение
структуры объемных
В результате
влияния факторов, не связанных
с изменением величины
- увеличение
на 1 января 2007 года остатков сумм
налога на добавленную
- увеличение сумм налоговых вычетов по НДС - на 130,7 млрд. рублей.
Факторы увеличения:
- уточнение
поступлений по результатам
- увеличение уровня собираемости - на 5,2 млрд. рублей.
По оценке
основное снижение доходов
Поступления по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2007 год оцениваются в размере 1048,9 млрд. рублей, что на 329,9 млрд. рублей меньше суммы, предусмотренной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год".
Основным фактором, повлиявшим на снижение оценки поступления налога на добавленную стоимость в 2007 году по сравнению с суммами, предусмотренными в бюджете, является изменение налоговой базы 2006 года, анализ которой показал, что налоговое законодательство, введенное в действие с 1 января 2006 года, оказало влияние на ее формирование в большей мере, чем предполагалось. В частности, переход на уплату по методу начисления вызвал значительный рост налоговых вычетов, доля которых выросла в 2006 году до 40,73% к ВВП, или на 6,54 пункта больше, чем в 2005 году, поскольку с 1 января 2006 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам. Доля налоговых начислений за 2006 год выросла в меньшей мере и составила в 2006 году - 46,14% к ВВП, или на 5,6% больше чем в 2005 году.
Доля начисленного
налога на добавленную