Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:00, дипломная работа
Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ
1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации
1.3 Подходы к определению эффективности современной налоговой системы
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
2.2 Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней
2.3 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.2 Расчет экономического эффекта полученного в результате перехода НДС к НСП
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
5) в законодательстве
недостаточно проработаны
6) необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 % от суммы неуплаты налога и так далее.
7) необоснованное большое количество налогов и сборов - при этом многие налоги по своему назначению сходны, и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.
8) взимание одновременно
нескольких видов налогов с
одного объекта налога. Например,
с товара, продаваемого на рынке,
взимается и НДС, и акциз.
Их природа одна и та же,
но налог взимается дважды, что
противоречит принципу
9) необоснованность
достаточно высоких налоговых
ставок на отдельные виды
10) необоснованность
введения и взимания НДС со
всех видов товаров, работ и
услуг с достаточно большой
налоговой ставкой в 18 %. Например,
покупка изделий из
11) бессистемность
и поспешность внесения
12) налоговая
система является сложной,
13) налоговая
система РФ не имеет
- не обеспечивает
максимально благоприятный
- не исключает из налогообложения капиталы, вложенные в производство, и реинвестируемую прибыль;
- стимулирует
уход субъектов налога от
- из-за низких
доходов большинства населения
не происходит формирования
- неправомерно
и неравномерно распределяется
налоговое бремя между
- ежемесячная
и ежеквартальная система
- противоречивость,
сложность и запутанность
- отсутствие
методик, программ и
- отсутствие
четко обозначенной налоговой
политики на всех уровнях
Ряд положений российского законодательства противоречит методике определения налогооблагаемой базы, применяемой в странах с развитой рыночной экономикой. Основные различия касаются:
- неполного отнесения
на себестоимость расходов по
уплате процентов за
- применения
норм амортизации,
- игнорирования
инфляционного фактора при
- отсутствия
в российском законодательстве
основной концепции, согласно
которой налогообложению
Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в данной области традиционно много нареканий со стороны российского и иностранного бизнеса. Правительство рассматривает проект, предусматривающий введение четкой регламентации полномочий и действий налоговиков, в том числе порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установления максимального срока проведения проверок и ограничения их числа в течение одного года. Принятие такого закона отвечало бы интересам развития экономики и снижения трансакционных издержек всех экономических агентов, поскольку предсказуемость действий налоговых органов ощутимо влияет на формирование бизнес-рисков в сфере хозяйственной деятельности.
Налоговая система
нашей страны до сих пор остается
малоэффективной. Несущественные поправки
и корректировки, которые в большом
количестве из года в год вносятся
в действующие инструкции и нормативы,
не дают ожидаемого результата. До сих
пор так и не устоялась связка
"налогоплательщик-государство"
Одной из главных
проблем реформы отечественной
налоговой системы является то, что
в ней нет комплексности, изменения
зачастую фрагментарны, не учитывают
специфику российского
По мере развития
рыночных отношений недостатки, присущие
современной налоговой системе
РФ, приводят к несоответствию происходящих
в обществе и государстве изменений,
уходу субъектов налога от уплаты
или снижению налоговых платежей,
несвоевременности выплат или выплате
заработной платы через "черные кассы",
углублению и расширению сети теневой
экономики.
2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ
Прогноз поступлений налога на добавленную стоимость на период 2005-2009 гг. был получен на основании прогнозируемой МЭРТ РФ динамики базы налога. В качестве базы НДС была выбрана разница объемов валового внутреннего продукта и сальдо торгового баланса.
Представленные
ниже оценки поступлений НДС при
фактическом налоговом
Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.
Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП).
Поступление доходов в январе-марте составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.
В январе-марте 2009 значительный объем поступлений, согласно предварительным данным Минфина России, обеспечили "другие федеральные органы" - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.