Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа
Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.
Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. В данной работе приведены характеристика основных элементов налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет, основные направления совершенствования, раскрытие его сущности и назначения в быстро развивающейся налоговой системе России.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии — 40%, несколько меньше во Франции — 17%. В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12—13%.
В статье 57 Конституции Российской Федерации1 написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2001 года он назывался подоходным налогом.
В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 года введена в действие глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)2.
При этом изменилось не только
название налога. С 1 января 2001 года изменились
также порядок определения
Глава 23 занимает в Налоговом кодексе особое место. Если другие главы части второй затрагивают только отдельные категории юридических и физических лиц, то глава 23 касается буквально каждого из нас. Обязательства по уплате налога на доходы физических лиц могут возникать у любого человека: у гражданина России, у иностранного гражданина, у лица без гражданства; у индивидуального предпринимателя и у наемного работника; у продавшего квартиру, у сдающего садовый домик или автомобиль в аренду, у купившего какой-либо товар по льготной цене; у взявшего ссуду или у давшего деньги взаймы; у взрослого, у старика-пенсионера, несовершеннолетнего и даже у младенца.
При этом глава 23 представляется самой сложной для понимания и практического применения главой части второй Налогового кодекса РФ. Именно эту главу отличает наибольшее число терминов и понятий, значение которых установлено не в Налоговом кодексе или других актах законодательства о налогах и сборах, а в актах гражданского, трудового и семейного права, законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства об авторском праве, в актах иных отраслей специального законодательства. Кроме того, значение целого ряда используемых понятий установлено в подзаконных актах, принятых в течение длительного периода времени. Данное обстоятельство не только затрудняет понимание смысла, установленного в конкретной статье главы 23. Значение терминов и понятий специального законодательства в современных условиях часто изменяется. В результате многочисленных изменений и дополнений, вносимых в акты специального законодательства, может изменяться объем налоговых обязательств у конкретного налогоплательщика - даже в тех случаях, когда в неизменном виде сохраняются и нормы налогового законодательства, и показатели деятельности налогоплательщика.
Отметим и другое обстоятельство. Во всех странах мира, за исключением крайне ограниченного числа стран и территорий, не применяющих систем налогообложения доходов, сфера налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, единодушно признается самой сложной как налоговыми консультантами, так и сотрудниками налоговых органов.
Для сферы налогообложения доходов физических лиц характерны и общие недостатки современной российской налоговой системы: отсутствие стабильности норм налогового права, противоречия между актами законодательства о налогах и актами гражданского права, многочисленные ошибки, опечатки, редакционные неточности. Все вышесказанное говорит об актуальность проведения исследования по данной теме.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между субъектами налоговых правоотношений в сфере установления, взимания и уплаты налога на доходы физических лиц.
Предмет исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие взимание и уплату налога на доходы физических лиц.
Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть понятие и особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской федерации;
– исследовать механизм правового регулирования налога на доходы физических лиц в современном российском праве;
– выявить проблемы правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.
Нормативная база работы состоит из положений Конституция Российской Федерации, действующего налогового законодательства России, Федеральных законов и иных нормативны актов.
Эмпирическую основу работы составили
материалы практики Конституционного
суда РФ, Высшего Арбитражного суда
РФ и арбитражных судов
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых в области налогового права, как: Агафонова М.Н., Акимова В.М., Алексеев С.С., Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н., Виговский Е.В., Виговская М.Е., Гуев А.Н., Клочкова И.В., Ялбулганова А.А., Трошкиной Т.Н., Лермонтов Ю.М., Малько А.В., Парыгина В.А., Тедеев А.А., Пономарев А.И., Самощенко И.С., Сокол М.П., Спиридонов Л.И., Толкушкин А.В., Шундиков К.В., Чибисова А.В. и других. В работе также использованы комментарии к законодательству, монографии и публицистические материалы.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1.1 Понятие и общая характеристика налога на доходы физических лиц
В России на протяжении ряда столетий основным прямым налогом была подушная подать.
Введение подоходного налога предполагало, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида. Поэтому, когда в 1907 году в России встал вопрос о введении подоходного налога, товарищ министра финансов Н.Н. Покровский настаивал, что новый налог нужно представить обществу как экономическую необходимость, не связывая его с опасными вопросами общественной и политической организации.
Подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь в 1916 г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных доходов отдельных индивидов; кроме того, ему предстояло стать единственным по-настоящему универсальным налогом, взимаемым со всех живущих в России и официально возложить фискальную ответственность на женщин (вместо налога на главу семьи).
Подоходный налог был необычен еще и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о собственных доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с позиций гражданина и с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством.
В 1916 году правительство отдало предпочтение не английской, а прусской системе подоходного налога. Прусская модель представляла собой систему комплексного налогообложения, при которой налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов, а государство подходило к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности.
Английская система фактически представляло собой смесь отдельных налогов на различные виды доходов, а не на налогоплательщика как такового.
Российское правительство решило контролировать все аспекты экономической деятельности личности, но при этом пошло еще дальше: оно предусмотрело нововведение, еще не принятое в других странах, которое заключалось в том, что каждый потенциальный работодатель, а также все финансовые учреждения были обязаны сообщать о своих платежах любому физическому или юридическому лицу, а государство оставляло за собой еще и право требовать всю необходимую информацию от самого налогоплательщика. Мы не можем знать, как эта система работала бы на практике, так как процесс сбора налогов был прерван февральской революцией; однако она четко обозначила цели, которые ставило перед собой правительство и которым будут следовать оба сменивших его режима.
Налогообложение было дифференцированным по прогрессивным ставкам. В 1916 г. его потолок был 12,5%, впоследствии Временное правительство довело его до 30,5%.Первоначально Правительство предусматривало минимальную сумму необлагаемого дохода в 1000 руб., что в 1912г. означало бы, что большинству населения подоходный налог не грозит. Инфляция военного периода резко увеличила число людей, чей доход равен или больше 1000 руб., а государственный совет понизил минимальный уровень дохода до 750 руб. с целью охватить налогом как можно большее количество населения. Отныне и бедные должны были быть включены в число налогоплательщиков, потому что получали статус граждан, то есть подтягивались до уровня граждан через насильственное включение в число налогоплательщиков.
В годы советской власти в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5-6 процентов. Единственным предназначением этого налога в то время, пожалуй, являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Например, кустарей и ремесленников облагали по ставке в 81%, по гонорарам деятелей науки и искусства облагали по ставке в 69%, против плоских ставок трудящихся, которые в разное время колебались от 8 до 13%.
В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:
- платили все и со всех доходов;
- налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов.
Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку.
Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения. Верховный Совет РСФСР принял 7 декабря 1991 г. за № 1998-1 Закон «О подоходном налоге с физических лиц». Были установлены единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень не облагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью.
К февралю 2000 г. в этот Закон 21 раз были внесены изменения и дополнения, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз и всегда была прогрессивной.
В каждой шкале максимальная ставка определялась в размерах 60, 45, 40, 35, 30 процентов.
С 2001 г. в России введена совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей в настоящее время. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.
Таким образом, можно сказать о двух направлениях совершенствования Российского законодательства:
- значительное снижение
налогового бремени для