Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ндфл.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

- приближение принципов  законодательства по налогообложению к принципам международного права.

Первое направление. Основное, радикальное нововведение - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 6%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия «совокупный годовой облагаемый доход».

Итак, любые доходы, кроме  перечисленных ниже, законодателем  отнесены к трудовым. Доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 6%), выигрышей по лотереям, тотализаторам  и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах, в результате мероприятий в целях рекламы в части, превышающей 2000 руб. в год; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России - отнесены к нетрудовым доходам.

С ростом доходов при  ставке 13% возрастает сумма налоговой  выгоды, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

Немаловажно и то, что  почти 700 000 человек не нужно приходить  в налоговые органы сдавать декларации. Это те, кто будет иметь доходы от нескольких источников (независимо от их совокупного размера), ведь все  равно у каждого источника  налог будет удержан по соответствующей ставке (13, 30, 35 и 6%).

Кроме того, повышены размеры  не облагаемых налогом доходов. Для  этих целей в соответствии с Федеральным  законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с 1 января 2001 г. размер базовой суммы для  расчета соответствующих платежей увеличен с 83,49 руб. до 100 руб. В условиях налогообложения, действовавших в 2000 г., с учетом этого повышения необлагаемая сумма материальной помощи (12 МРОТ) составила бы 1200 руб., а согласно гл.23 части второй НК РФ - 2000 руб.

Второе направление. Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.

а) самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).

Эта модель имеет следующие элементы:

- прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;

- относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;

- всеобщая подача деклараций;

- всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.

б) самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).

Элементами этой модели являются:

- прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;

     - сложный порядок удержания налога у источника выплаты;

- выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;

- всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.

 в) начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).

Элементы этой модели:

- единая ставка налога;

- упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;

     - очень небольшой круг лиц, подающих декларации;

     - ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.

     В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения планируется использовать именно третью модель. Этот подход - самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.

В 1 полугодии 2000 г. налоговые  органы РФ проверили правильность удержания и своевременности внесения налога в бюджет у 9% налоговых агентов и установили нарушения почти у 53% проверенных, которым предложено внести в бюджет более 3 млрд. руб. недобранных сумм налога. Без сомнения, эти данные свидетельствуют о том, что усиление контроля действительно необходимо.

Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются  на суммы расходов, понесенных в  связи с лечением, приобретением  медикаментов, а также на получение  налогоплательщиком и его детьми образования.

Синхронная реформа  подоходного и социального налогообложения  не только не уменьшит размеры поступлений  в бюджет, но и приведет к их росту. Что и показала практика применения нового налогового законодательства3.

 Итак, налог на доходы физических лиц занимает важное место в российской налоговой системе, поскольку затрагивает широчайший круг физических лиц, являющихся как налоговыми резидентами Российской Федерации, так и нерезидентами, получающими доходы на территории Российской Федерации (см. ст. 207 НК РФ). По сути, бремя данного налога возлагается практически на все экономически активное население страны. Не позднее 30 апреля многие граждане, иностранцы и даже лица без гражданства обязаны подать декларацию по этому налогу. Для некоторых из них - это право, дающее возможность получить определенные налоговые льготы, а для некоторых - обязанность.

1. 2 Механизм правового регулирования установления и взимания                     налога на доходы физических лиц

    

Механизм правового регулирования представляет собой особую категорию теории права, что связано прежде всего с ее фундаментальным и методологическим характерам. Изучение проблемы механизма правового регулирования, по сути дела, есть особый аспект исследования права и правовой системы общества в целом, рассмотрение их в определенной относительно автономной плоскости — под углом зрения их практической работы, функционирования. Подобный подход позволяет сформировать у будущих юристов понимание активной регулятивной роли права в жизни общества, раскрыть его значение как действенного средства решения социальных проблем.

     Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул         АВ. Малько. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами воздействия права как системы норм на общественные отношения он считал установление: запретов на совершение определенных действий; правоспособности или правового статуса граждан и юридических лиц; компетенции органов государственной власти, управления, правосудия; правовой взаимосвязи между участниками общественных отношений.

В соответствии с данными формами правового воздействия выделялись и их проявления: а) правовые запреты; б) правоспособность или правовой статус; в) правовая компетенция; г) правовые отношения4.

Наиболее значимой для разработки этой проблемы стала монография С. С. Алексеева «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве», в которой подчеркивалось, что категория «механизм правового регулирования» выработана в теории для отображения момента движения, функционирования правовой формы. В настоящее время понятие «механизм» употребляется в правоведении и под другим углом зрения: «механизм правотворчества», «механизм трудового воспитания», «юридический механизм управления» и т. д. Общим же является то, что термин «механизм» понимается всеми как способ функционирования, система средств воздействия.

     Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.

Отличительная черта правового  регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие механизма правового регулирования позволяет:

- не только собрать вместе  явления правовой действительности  — нормы, правоотношения, юридические  акты и др., участвующие в правовом  воздействии, — и обрисовать  их как целостность (это достигается  и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в работающем, системно-воздействующем виде, что характеризует результативность правового регулирования;

- высветить в связи с этим  специфические функции, которые  выполняют те или иные юридические  явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие5.

В механизме правового регулирования  выделяются три основных звена: 1) юридические  нормы — основа правового регулирования; 2) правовые отношения, субъективные права  и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей.

Вместе с тем в ряде случаев  в механизм правового регулирования  включается четвертое звено —  акты применения права (о них дальше), а также некоторые дополнительные элементы — индивидуальные акты, правоположения практики и др.6

Итак, механизм правового регулирования  — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствия с целями и задачами правового государства.                                                      

Рассмотрим основные структурные  элементы механизма правового регулирования:

1. Нормы права устанавливают  общие и юридически обязательные  правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

В юридической науке и практике правовые нормы совершенно справедливо  считаются нормативной основой  механизма правового регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства.

Воплощение предписаний правовых норм в поведении людей осуществляется через другие элементы механизма  правового регулирования общественных отношений.

2. Правоотношение — это важнейший  и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии, с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

Правоотношение  устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация) свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

3. Акты реализации  юридических прав и обязанностей  — это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

Четкость  и эффективность механизма правового  регулирования общественных отношений  зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания  субъектов правового регулирования. Глубокое понимание действительного смысла правовой нормы, знание официальных разъяснений содержания действующего законодательства значительно повышают качество правового регулирования общественной жизни. И, безусловно, чем выше уровень правосознания участников общественных отношений, находящихся в сфере правового воздействия, тем надежнее действует механизм правового регулирования.

Информация о работе Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации