Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа
Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.
- приближение принципов
законодательства по
Первое направление. Основное, радикальное нововведение - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 6%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия «совокупный годовой облагаемый доход».
Итак, любые доходы, кроме перечисленных ниже, законодателем отнесены к трудовым. Доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 6%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах, в результате мероприятий в целях рекламы в части, превышающей 2000 руб. в год; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России - отнесены к нетрудовым доходам.
С ростом доходов при ставке 13% возрастает сумма налоговой выгоды, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
Немаловажно и то, что почти 700 000 человек не нужно приходить в налоговые органы сдавать декларации. Это те, кто будет иметь доходы от нескольких источников (независимо от их совокупного размера), ведь все равно у каждого источника налог будет удержан по соответствующей ставке (13, 30, 35 и 6%).
Кроме того, повышены размеры
не облагаемых налогом доходов. Для
этих целей в соответствии с Федеральным
законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ с 1 января
2001 г. размер базовой суммы для
расчета соответствующих платеж
Второе направление. Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога. Приведем наиболее распространенные.
а) самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода (США, Австралия, Канада).
Эта модель имеет следующие элементы:
- прогрессивная шкала ставок налога, многочисленные налоговые вычеты, зачеты, скидки;
- относительно простой порядок удержания налога у источника выплаты;
- всеобщая подача деклараций;
- всеобщая система сбора справок о доходах от третьих лиц, их механизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
б) самостоятельное определение налогоплательщиками налогооблагаемого дохода и начисление налоговыми органами налога (Швеция, Новая Зеландия, Великобритания).
Элементами этой модели являются:
- прогрессивная шкала ставок налога, ограниченное число вычетов, зачетов, скидок;
- сложный порядок удержания налога у источника выплаты;
- выборочное предъявление требований по представлению деклараций в зависимости от размера доходов;
- всеобъемлющая система сбора справок о доходах, их автоматизированная обработка и принятие мер к нарушителям.
в) начисление налога налоговыми органами и удержание налога у источника выплаты (Литва).
Элементы этой модели:
- единая ставка налога;
- упрощенный порядок удержания налога у источника выплаты;
- очень небольшой круг лиц, подающих декларации;
- ограниченный круг лиц, на которых представляются справки о доходах.
В Российской Федерации в соответствии с новой концепцией налогообложения планируется использовать именно третью модель. Этот подход - самый простой и дешевый, однако требует жесткого контроля со стороны налоговых органов за правильностью исчисления налогов у источника выплаты.
В 1 полугодии 2000 г. налоговые органы РФ проверили правильность удержания и своевременности внесения налога в бюджет у 9% налоговых агентов и установили нарушения почти у 53% проверенных, которым предложено внести в бюджет более 3 млрд. руб. недобранных сумм налога. Без сомнения, эти данные свидетельствуют о том, что усиление контроля действительно необходимо.
Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.
Синхронная реформа
подоходного и социального
Механизм правового регулирования представляет собой особую категорию теории права, что связано прежде всего с ее фундаментальным и методологическим характерам. Изучение проблемы механизма правового регулирования, по сути дела, есть особый аспект исследования права и правовой системы общества в целом, рассмотрение их в определенной относительно автономной плоскости — под углом зрения их практической работы, функционирования. Подобный подход позволяет сформировать у будущих юристов понимание активной регулятивной роли права в жизни общества, раскрыть его значение как действенного средства решения социальных проблем.
Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул АВ. Малько. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма. Специфическими чертами, формами воздействия права как системы норм на общественные отношения он считал установление: запретов на совершение определенных действий; правоспособности или правового статуса граждан и юридических лиц; компетенции органов государственной власти, управления, правосудия; правовой взаимосвязи между участниками общественных отношений.
В соответствии с данными формами правового воздействия выделялись и их проявления: а) правовые запреты; б) правоспособность или правовой статус; в) правовая компетенция; г) правовые отношения4.
Наиболее значимой для разработки этой проблемы стала монография С. С. Алексеева «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве», в которой подчеркивалось, что категория «механизм правового регулирования» выработана в теории для отображения момента движения, функционирования правовой формы. В настоящее время понятие «механизм» употребляется в правоведении и под другим углом зрения: «механизм правотворчества», «механизм трудового воспитания», «юридический механизм управления» и т. д. Общим же является то, что термин «механизм» понимается всеми как способ функционирования, система средств воздействия.
Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования.
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Понятие механизма правового регулирования позволяет:
- не только собрать вместе
явления правовой
- высветить в связи с этим
специфические функции,
В механизме правового
Вместе с тем в ряде случаев в механизм правового регулирования включается четвертое звено — акты применения права (о них дальше), а также некоторые дополнительные элементы — индивидуальные акты, правоположения практики и др.6
Итак, механизм правового регулирования
— это система правовых средств,
с помощью которых
Рассмотрим основные структурные
элементы механизма правового
1. Нормы права устанавливают
общие и юридически
В юридической науке и практике
правовые нормы совершенно справедливо
считаются нормативной основой
механизма правового
Воплощение предписаний
2. Правоотношение — это
Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация) свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.
3. Акты реализации
юридических прав и
Четкость
и эффективность механизма