Справочно-правовые информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Правоприменение является одной из наиболее распространенных форм юридической деятельности, которая обеспечивает реализацию правовых норм на практике и от которой во многом зависит нормальное функционирования общества, государственных структур и правовой системы в целом. Не случайной этому виду деятельности всегда уделялось пристальное внимание во все времена и на всех этапах развития права.

Содержание

ТЕМ. 2
§ 1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ. 2
§ 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. 2
Простота, диалоговое построение системы. 2
Структурная организация информационного обеспечения, распределение его по функциональным задачам. 2
Интеграция системы. 2
Гибкость системы. 2
Минимизация риска. 2
§ 3. СИСТЕМА ОТБОРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2
Достоверность информации. 2
Актуализация информации. 2
Полнота информации. 2
§ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 2
Применение системы гипертекстовых ссылок. 2
Адекватность запросов и ответов. 2
Ориентация на сетевые системы. 2
Защита системы от несанкционированного доступа. 2

Вложенные файлы: 1 файл

a70.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

Принципы построения системы как  таковой говорят о том, что чем эта система сложнее, тем больше вероятность допущения ошибки.

Проблема снижения риска утраты справочно-правовой системы или  ее части носит многоаспектный характер: здесь необходимо учитывать как  человеческий фактор (компьютерная грамотность пользователей, профессиональная подготовленность разработчиков программного обеспечения), так и технический фактор. В отношении пользователей эта проблема должна решаться еще на этапе профессиональной подготовки юристов в учебных заведениях.

В отношении технической стороны  вопроса можно отметить, что в  настоящее время в мире существует ряд общепризнанных механизмов тестирования программного обеспечения, одним из обязательных элементов которых  является тестирование надежности и  стабильности работы.

К сожалению далеко не все отечественные  производители программ принимают  их на вооружение.

 

 

§ 3. Система отбора правовой информации.

 

Принципы отбора информации определяют, какие требования предъявляются  к информации при включении ее в справочно-правовую систему. Таким образом, указанный принцип характеризуется следующими критериями:

    • достоверность информации;
    • актуализация информации;
    • полнота информации.

Достоверность информации.

 

Важность этого критерия для  конечного пользователя очевидна. Он должен быть уверен в том, что получаемая им из справочно-правовой системы копия нормативного акта в точности соответствует оригиналу. Разработчиками практически всех справочно-правовых систем принимаются сходные меры, обеспечивающие достоверность представляемой информации. Во-первых, это достигается за счет прямого сотрудничества разработчиков программного обеспечения с органами государственной деятельности. Во-вторых, осуществляется многократный контроль при вводе информации в систему.

В настоящий момент справочно-правовые системы к числу источников официального опубликования нормативных актов не отнесены5. Поэтому, достоверность информации обеспечивается также за счет ссылок на официальные источники опубликования. В этой связи интересна точка зрения Морриса Л. Кохена (Morris L. Cohen) и Кента К. Ольсона (Kent C. Olson). Они рассматривают правовые поисковые системы, прежде всего, как средство обнаружения первичных источников6. Такая позиция на сегодняшний день представляется в большое мере оправданной и отражает существо справочно-правовых систем.

Кроме того, Закон «Об информации, информатизации и защите информации»7 предусматривает возможность подтверждения юридической силы документа электронной цифровой подписью. Однако из-за специфики правовых автоматизированных систем, природы создания нормативных актов, предъявляемых к такой подписи технических требований данный институт в настоящее время не получил широкого распространения.

 

Актуализация информации.

 

Этот критерий позволяет оценивать, насколько актуальна для конечного пользователя получаемая информация. Очень важно, чтобы принятые нормативные акты, также изменения и дополнения, вносимые в уже существующие нормативные акты, как можно скорее стали доступны для пользователей. В обеспечении своевременного обновления информации занимает уже отмеченное выше непосредственное сотрудничество с органами государственной власти. Однако не меньшее значение отводится здесь способу пополнения информационного банка.

На сегодняшний день можно выделить следующие способы обновления информационного банка: (1) обновление с помощью дискет и дисков CD-ROM и (2) обновление по телекоммуникационным сетям.

В первом случае информационный банк либо дополняется (при обновлении с  помощью дискет), либо полностью  заменяется новым информационным банком (при обновлении с помощью CD-ROM). Реальная практически осуществимая частота обновления составляет здесь не более одного раза в неделю для дискет и не более одного раза в месяц для CD-ROM.

Обновление по телекоммуникационным сетям осуществляется только путем дополнений информационного банка. Это связано с тем, что практически во всех случаях объем информационного банка превосходит объем даже недельного его пополнения в 300-500 раз. С практической точки зрения, передача таких больших объемов информации не осуществима.

При таком способе пополнения информационного  банка возможно даже ежедневное обновление. Однако при этом предъявляются достаточно высокие требования к качеству и  степени развития сетей. Большая  роль в решении этой проблемы принадлежит  всемирной компьютерной сети Internet.

Полнота информации.

 

Этот критерий отнюдь не означает, что информационный банк справочно-правовой системы должен быть наполнен максимально  возможным количеством документов. Речь здесь, прежде всего, идет о принципе необходимой достаточности. Однако при реализации этого принципа существует несколько подходов. В одном случае пользователи могут выбрать для формирования информационного банка своей системы отдельные отрасли права. В другом случае информационный банк формируется в соответствии со структурой, функциями предприятия, на котором работает специалист, выполняемой им трудовой функции. Оба подхода имеют как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, в первом случае один и тот же документ может быть отнесен к различным отраслям права. В другом же случае информационный банк может быть наполнен лишними документами, тогда как отдельных документов может не хватать.

§ 4. Обеспечение функционирования правовой системы информационного  обеспечения.

 

 

Целью этой группы принципов является создание для пользователя комфортных, надежных и бесперебойных условий работы конечных пользователей.

Применение системы гипертекстовых ссылок.

 

Наличие такой системы позволяет  связать несколько документов друг с другом. Часто один нормативный акт содержит ссылки на другие нормативные акты. При этом у пользователя есть возможность посмотреть эту ссылку непосредственно из первоначального документа, а затем вернуться к нему же. Не смотря на всю простоту этой функции, она явилась заметным шагом в процессе формирования механизма функционирования как информационных систем вообще, так и справочно-правовых систем в частности.

Адекватность запросов и ответов.

 

Одно из важнейших требований информационного  обеспечения сводится к тому, что  ответ системы должен адекватно отражать запрос пользователя. Степень точности ответа, конечно, зависит от многих параметров системы. Большое значение имеет корректность классификации информации, построения самой системы и т.д. Однако во многом соответствие ответа запросу определяется именно на этапе организации функционирования системы. Реализация этого принципа тесно связана с диалоговым построением системы, о котором уже упоминалось выше.

Ориентация на сетевые системы.

 

Сетевая версия программы позволяет  сразу нескольким пользователям работать с одной программой одновременно. При достаточно высокой стоимости некоторых справочно-правовых систем является несомненным преимуществом.

Защита системы от несанкционированного доступа.

 

При функционировании системы информационного обеспечения необходимо решать вопрос о степени ее защищенности от несанкционированного доступа. Возможны такие варианты, при которых никакой защиты не потребуется. Однако более частыми являются случаи, когда система требует определенной защиты от "злоумышленников" или, что, порой, более вероятно и таит большую опасность, от неосторожных пользователей. В тех случаях, когда информационная система имеет коммерческую ценность, ее следует защищать от доступа лиц, которые не приобрели права на пользование накопленной информацией.

Достаточно часто систему приходится защищать от некомпетентного пользователя, который может по своему усмотрению внести исправления и дополнения информации, что может привести к  выводу системы из строя.

 

Значение компьютерной технологии в правоприменительной деятельности.

 

 

§ 1. Об информационном обеспечении  правоприменительной деятельности.

 

Правоприменительная деятельность –  это многоаспектный, многокомпонентный  и сложный вид юридической  деятельности. В общем виде при  применении права к конкретному правоотношению можно несколько условно выделить следующие деятельнсотные элементы:

    • создание банка данных всех существующих нормативных актов (сюда входят их изучение, формализация, разработка информационно-поискового языка, ввод соответствующей информации в память компьютера, разработка организационного обеспечения функционирования системы и пр.);
    • ознакомление с характерными особенностями конкретного правоотношения и определение правовой задачи (в качестве примера можно привести детальное изучение элементов конкретного преступления, совершенного правонарушителем и определение необходимости наказания правонарушителя);
    • определение нормативного акта, который адекватно отражает изученное правоотношение и содержит рекомендации по решение задачи;
    • выбор из банка данных необходимых нормативных актов;
    • определения допустимости использования выделенного нормативного акта для решения данной конкретной задачи.

Анализ этих этапов показывает, что  здесь решающее значение имеют творческие аспекты, которые выполняются юристом (человеком) и в подавляющем числе случаев не поддаются автоматизации. Правда, в последнее время создаются автоматизированные системы, решающие некоторые творческие задачи (например, задачи начисления пенсий, задачи определения трудовых споров и пр.). Однако чаще всего эти работы носят поисковый характер. Лишь в отдельных случаях удается создать в области автоматизации правоприменительной деятельности, так называемые экспертные системы (иначе их называют интеллектуальными системами), способные решать задачи по конкретному применению права. В целом же автоматизация правоприменительной деятельности пошла по прагматическому пути и из всех этапов правоприменения, о которых говорилось выше, внимание уделено, по существу, только информационному обеспечению правоприменительной деятельности. К этой области относятся создание банков данных нормативных актов и разработка лингвистического, программного, технического, организационного и других видов обеспечения деятельности по поиску и выдаче необходимых при решении конкретных задач нормативных актов пользователю.

Указанная оговорка ни в коей мере не умаляет  важности существующей автоматизации  правоприменительной деятельности. С одной стороны, как показано в первой главе, такая автоматизация  достаточно сложна как с содержательной (правовой), так и с технической точки зрения. С другой стороны создание системы информационного обеспечения в данной области качественно повышает и делает более достоверными как деятельность по применению права, так и работу в области правотворчества, дидактики, правоохранения и т.д.

 

§ 2. История возникновения  идеи компьютеризации информационного  обеспечения правоприменительной  деятельности.

 

 

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной  информацией возникла на Западе еще в конце 1960-х годов. Тогда, вместе с развитием современных технологий и средств телекоммуникации, в мире впервые стали появляться справочные правовые системы. Нельзя сказать, чтобы это было просто данью моде или духу времени. Разработка таких систем была обусловлена тем, что уже тогда базы данных позволяли собирать, хранить и систематизировать столь огромное количество материалов, что уже было не под силу обычным библиотекам. Так, например, германская информационная система "JURIS" на 1990 год содержала около 330 тысяч судебных решений, из которых 40 тысяч были не опубликованы и доступны только через "JURIS". Эта система полнотекстовая, но исторически первоначально были созданы системы индексного типа, то есть, своего рода грандиозные "электронные каталоги". Они давали возможность найти полные сведения о выходных данных интересующих пользователя документов: названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов можно было легко и быстро отыскать печатное издание, в котором опубликован необходимый материал. В Европе первой индексной системой компьютерного поиска юридической информации была бельгийская система "Credos". Она появилась на свет в 1967 году благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и бельгийского союза адвокатов и нотариусов. Информационный банк системы содержит данные о внутреннем и международном праве, парламентских материалах. Однако пользователь "Credos" не может напрямую сообщаться с информационным банком. Для получения интересующих данных сначала необходимо обратиться в специальное информационное бюро. Срок ожидания ответа довольно велик - от 2 до 8 дней. Позднее некоторые индексные системы стали работать в диалоговом режиме, располагать сетью терминалов в библиотеках и быть широко доступными для всех желающих. Примером такой системы может служить "Finlex", созданная в 1982 году министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике. О полноте системы свидетельствует хотя бы то, что одна из восьми баз системы "Finlex" содержит данные о юридической литературе, использовавшейся в судебной практике, начиная с 1926 года. Все индексные системы, при всех их достоинствах, отличает то, что они не дают возможности ознакомиться с полным текстом документов. В этом смысле, более удобны полнотекстовые системы, позволяющие не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом. Разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США "LEXIS" началась еще в 1967 году с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 года она стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. - Австралии. Ежедневно система отвечает более чем на 20 тысяч запросов. В информационном банке находятся все судебные прецеденты США, а также нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе, даже полный текст конституции США. В LEXIS включено британское законодательство, и с 1981 года – английские судебные прецеденты. В наши дни эта система носит имя "LEXIS-NEXIS" и доступна через сеть Internet.

Информация о работе Справочно-правовые информационные системы