Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:59, курсовая работа
Правоприменение является одной из наиболее распространенных форм юридической деятельности, которая обеспечивает реализацию правовых норм на практике и от которой во многом зависит нормальное функционирования общества, государственных структур и правовой системы в целом. Не случайной этому виду деятельности всегда уделялось пристальное внимание во все времена и на всех этапах развития права.
ТЕМ. 2
§ 1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ. 2
§ 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. 2
Простота, диалоговое построение системы. 2
Структурная организация информационного обеспечения, распределение его по функциональным задачам. 2
Интеграция системы. 2
Гибкость системы. 2
Минимизация риска. 2
§ 3. СИСТЕМА ОТБОРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2
Достоверность информации. 2
Актуализация информации. 2
Полнота информации. 2
§ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 2
Применение системы гипертекстовых ссылок. 2
Адекватность запросов и ответов. 2
Ориентация на сетевые системы. 2
Защита системы от несанкционированного доступа. 2
Ни одно печатное издание не может оперативно и в полном объеме публиковать даже основную часть нормативно-правовой базы. Многие акты с течением времени изменяются и дополняются, некоторые из них отменяются, другие фактически лишаются своей юридической силы в связи с принятием другого акта.
Так Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость", значение которого для любого предприятия трудно переоценить, имеет семнадцать редакций. При этом в источниках официального опубликования нормативных актов присутствует лишь первая редакция. Затем публиковались законы, вносящие изменения в первую редакцию. Однако, можно с уверенностью заявить, что для юриста-практика гораздо большее значение имеет именно последняя редакция закона, то есть совокупность первой редакции и всех внесенных в нее изменений, а не вышеупомянутых семнадцати законов.
Справочно-правовые системы предоставляют пользователю своевременно отследить новейшую редакцию интересующего его нормативного акта.
Вместе с тем у него имеется возможность при необходимости получить в свое распоряжение и все предшествующие редакции, а также те нормативные акты, которые эти редакции создают. Первое может быть необходимо в тех случаях, когда рассматривается общественное отношение, существовавшее в период действия другой редакции нормативного акта. Второе же важно в том случае, когда необходимо посмотреть лишь внесенные в нормативный акт изменения.
Время поиска необходимого нормативного акта зачастую составляет считанные секунды. При этом достаточно указать только часть реквизитов (вид документа, вид принявшего органа, дату принятия, регистрационный номер и т.д.).
Теперь не составляет труда выполнить подборку нормативных актов. При этом можно выполнять поиск по тематическому рубрикатору, по ключевому слову, заданной фразе или сочетанию слов.
Не остались без внимания теоретические разработки в правовой сфере. Сегодня в справочно-правовые системы включаются не только нормативно-правовые акты, но и научные статьи, лекции и даже учебники. Не смотря на то, что в Российской Федерации роль прецедента не столь велика, представляются весьма интересными обзоры судебной практики, информация о наиболее сложных и интересных делах.
Все это позволяет сделать вывод о том, что сегодня у юриста появляется возможность обладать всей правовой информацией, которая может быть ему необходима. При этом он может оперативно найти конкретный нормативный акт. Имея же в своем распоряжении такой мощный инструмент как справочно-правовая система, можно с уверенностью сказать о том, что компьютеризация информационного обеспечения правоприменительной деятельности, обеспечивая полный, оперативный доступ к правовой информации, поднимет качество выполняемой работы на новый уровень. Уже только этого достаточно для того, чтобы уделить этому вопросу предельное внимание.
Современный специалист все больше времени отводит работе с помощью компьютера. В большой мере это диктуется быстро меняющимися условиями жизни, требованиями, предъявляемыми к специалисту. Поэтому важно еще на этапе высшего образования обучать работе со справочно-правовыми системами. Здесь важно не просто механически нажимать на клавиши, но, в первую очередь, разъяснять важность таких систем, их пользу в практической работе.
1 В.К. Морозов, С.О. Грузинцева, Ю.А. Селезнева, Ю.А. Барджис. Основные тенденции в развитии компьютерных систем правовой информации. – «Правовая информатика», 1996, вып. 1.
3 В.М.Хургин, Телекоммуникационная инфраструктура системы правовой информатизации России: основные принципы и пути создания. - «Правовая информатика», выпуск 2, 1997.
4 Колдин В.Я., Полевой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. - МГУ, 1985.
5 Исключение, в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» № 763 от 23 мая 1996 года, составляет Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
6 Morris L. Cohen and Kent C. Olson. Legal Research in a nutshell; St. Paul, Minn., West Publishing Co, 1992.
7 "Собрание законодательства РФ", 20.02.95, N 8, ст. 609, "Российская газета", N 39, 22.02.95.
8 Следует отметить, что далеко не все фирмы-разработчики (в том числе и крупные) участвуют в этом конкурсе. Споры об объективности судейства на конкурсе разгораются после каждого такого конкурса.
9 Л.А. Гегечкори, А.А. Шмелев. Задачи совершенствования поискового аппарата автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству. - "Правовая информатика", вып. 1 , 1996.
10 Под уникальными документами понимаются документы, принятые после 01 января 1998 года, включенные в одну из сравниваемых систем на 28 февраля 1998 года и отсутствующие на ту же дату в другой сравниваемой системе. При сравнении СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф и трех баз СПС "ГАРАНТ" отдельно указывается, сколько уникальных для данных сравниваемых систем документов включены в ИПК КонсультантПлюс:Эксперт (для уникальных документов 3-х баз СПС "ГАРАНТ" по отношению к СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф) и в 7 баз СПС "ГАРАНТ" (для уникальных документов СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф по отношению к 3-м базам СПС "ГАРАНТ").
11 Под датой включения документа в базы СПС "ГАРАНТ" понимается день, которым датирована версия базы СПС "ГАРАНТ", в которую впервые был включен данный документ. Под датой включения документа в Систему КонсультантПлюс понимается дата его включения в Эталонный Информационный Банк данной Системы.
Информация о работе Справочно-правовые информационные системы