Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:59, курсовая работа
Правоприменение является одной из наиболее распространенных форм юридической деятельности, которая обеспечивает реализацию правовых норм на практике и от которой во многом зависит нормальное функционирования общества, государственных структур и правовой системы в целом. Не случайной этому виду деятельности всегда уделялось пристальное внимание во все времена и на всех этапах развития права.
ТЕМ. 2
§ 1. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В РАБОТЕ. 2
§ 2. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ. 2
Простота, диалоговое построение системы. 2
Структурная организация информационного обеспечения, распределение его по функциональным задачам. 2
Интеграция системы. 2
Гибкость системы. 2
Минимизация риска. 2
§ 3. СИСТЕМА ОТБОРА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. 2
Достоверность информации. 2
Актуализация информации. 2
Полнота информации. 2
§ 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. 2
Применение системы гипертекстовых ссылок. 2
Адекватность запросов и ответов. 2
Ориентация на сетевые системы. 2
Защита системы от несанкционированного доступа. 2
В наше время практически все экономически развитые страны имеют справочные правовые системы. В США это - "WRU", "LEXIS", "WESTLAW", "JURIS", "FLITE"; в Великобритании - "INFOLEX", "PRESTEL", "POLIS", LEXIS"; в Италии - "ITALGUIRE", "ENLEX"; в Бельгии - "Credos"; в Германии - Система Бундестага, "JURIS", "LEXinform", "NOMOS DATA POOL"; в Австрии - "RDB"; "в Канаде - "DATUM"; в Финляндии - "Finlex"; во Франции - "IRETIV" "CEDIJ" "JURIDIAL" "JURISDATA" "SINDONI" и т.д. Причем, в большинстве случаев эти системы носят негосударственный характер. Сначала во многих странах предпринимались попытки создания государственных компьютерных систем юридической информации. Однако в большинстве случаев такие попытки терпели крах из-за дороговизны. Так, с 1971 года в США для нужд Конгресса на государственные средства создавалась правовая система "JURIS". Однако уже с 1982 года государство вынуждено было договориться о совместном финансировании проекта с частной фирмой West Publishing Company. С октября 1993 года система целиком передана в руки двух компаний - West Publishing Company и Mead Data Sistems. По оценкам правительства США, финансовые затраты на пополнение и обновление информационного банка составят 5,5 млн. долларов за полугодие, а переоборудование потребует 12-18 млн. долларов в год.
Примерно в то же время начинается развитие компьютерных справочных правовых систем и в нашем отечестве, а в июле 1975 года руководство страны приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 году при Министерстве юстиции был создан Научный Центр Правовой Информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Широкий доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала процесса реформ. В конце 1980-х - начале 1990-х годов появились первые коммерческие справочные системы. В 1989 году - "ЮСИС", в 1991 - "Гарант".
Исторически сложилось так, что в России, как и за рубежом, сейчас именно негосударственные СПС определяют лицо правовой информатизации. Так, согласно некоторым оценкам, более 95% пользователей СПС работают с негосударственными системами. Если в 1991-1992 годах всеми фирмами-разработчиками было установлено не более 5.000 систем, в 1993-1994-м - всего продано более 40.000 копий, то в 1995 году ежемесячно реализовалось порядка 5.000 систем.
Общее число установленных справочных правовых систем уже находится на уровне, превышающем 140.000 копий. По некоторым оценкам, в сфере разработки, производства, реализации и обслуживания таких систем в России занято сейчас порядка 10 - 15 тысяч человек. По данным "Российской газеты" (10 февраля 1996г.), ежемесячный оборот российского рынка СПС составляет не менее 14 млрд. руб. (в февральских ценах).
Наиболее известными и распространенными в нашей стране можно считать справочные системы "Консультант Плюс" - более 60.000 пользователей, и "Гарант" - свыше 25.000 пользователей. Так, по сообщению все той же "Российской газеты", распределение рынка СПС между ведущими производителями таково: КонсультантПлюс - 56%, Гарант-Сервис - 26%, Центр Компьютерных разработок ("Кодекс") - 7,2%, INTRALEX - 4,4%, прочие коммерческие производители - 6,4%, НЦПИ - 0,7%.
Всего в России насчитывается около 10 производителей различных компьютерных правовых систем, но остальные СПС (кроме упомянутых), по разным причинам, менее распространены и не оказывают заметного влияния на ситуацию на рынке СПС. Это, конечно, совершенно не умаляет их достоинств и ни в коей мере не свидетельствует о технологическом несовершенстве. Однако в качестве примера мы все же будем приводить более популярные СПС крупнейших производителей.
§ 3.Обзор справочно-правовых систем, представленных на российском рынке.
Пожалуй, самым существенным отличием справочных правовых систем от других баз данных, да и от другого программного обеспечения вообще, является постоянная передача информации в пользовательские СПС. Причем, оперативность поступления новых документов рассматривается и разработчиками СПС, и пользователями как одно из основных потребительских качеств информационных систем по законодательству.
Технологически обновление информации в системах разных разработчиков построено по-разному. В некоторых правовых базах данных (например, "Гарант") при обновлении информации должна быть произведена полная замена информационного банка. То есть, "старая" база полностью "затирается", и на ее место записывается новая. Такой способ обновления предполагает обязательный визит курьера с переносным винчестером для замены базы.
В системах другого типа (как "Консультант Плюс") обновление информации основано на принципе "кусочного" пополнения. То есть, в систему на компьютер пользователя добавляются лишь файлы пополнения: с новыми документами, редакциями, изменениями и дополнениями. Это дает пользователю реальную возможность ежедневно принимать новую информацию по модему. Хотя, как показывает практика, многие пользователи, если их устраивает не столь частое обновление, пользуются услугами курьерской доставки (на дискете).
Говоря о передаче информации в пользовательские СПС, нельзя не отметить, что абсолютное большинство их российских пользователей работают в режиме off-line, когда база данных физически целиком находится на компьютере пользователя.
Видимо, пока в нашей стране работа в "оффлайновом" режиме предпочтительна (по сравнению с работой в on-line) по целому ряду причин. Во-первых, несмотря на внушительные объемы (от 10 до 150 Мб), большинство существующих систем легко работают на любом современном компьютере. Дело в том, что обычно разработчики снабжают свои правовые базы программными средствами, обеспечивающими достаточную степень сжатия информации и оперативное использование ресурсов памяти. Во-вторых, технологические возможности отечественных СПС и в режиме off-line позволяют поддерживать достаточный для пользователей уровень оперативности получения новой информации. В-третьих, далеко не все телефонные линии и не во всех регионах России способны поддерживать длительную связь с хостом, необходимую для работы в режиме диалогового доступа. И, наконец, on-line может потребовать от пользователя дополнительных нежелательных затрат, а именно: регулярного и длительного выделения отдельной телефонной линии, оплаты телекоммуникационных услуг и т.д. Кроме того, вряд ли юристу или бухгалтеру (etc.) захочется тратить свое время и нередко часами "дозваниваться" до центрального сервера.
Однако надо заметить, что разработчики некоторых СПС уделяют внимание и работе своих систем в "онлайновом" режиме. Правда, пока в основном из имиджевых соображений. Ведь "мировая паутина" охватила уже и Россию, и on-line считается модным, технологичным и современным направлением. Первым, кто предоставил возможность on-line-доступа, была система "ЮСИС". Вслед за этим, "Гарант-Сервис" и "Центр компьютерных разработок", по крайней мере, уже в своих рекламных материалах заявляют о предоставлении пользователям возможности работы в режиме on-line. A известие о появлении в августе 1996 года у АО "КонсультантПлюс" собственного Internet-узла также может свидетельствовать о серьезных намерениях в области on-line-доступа и у этой фирмы. Что пока можно сказать совершенно определенно, так это, что практически все наиболее известные СПС представлены в глобальных сетях своими демонстрационными версиями (демоверсии содержат лишь примеры текстов документов и показывают возможности работы с системой). Их можно найти с помощью обычных поисковых систем.
Все без исключения разработчики убеждены, что они не "торгуют" нормативными документами, а предоставляют пользователю удобный инструмент для получения и хранения нормативной информации, а также работы с ней.
В самом деле, справочные правовые
системы – это не просто набор
текстов нормативных
Во всех справочных системах поиск происходит по стандартному набору исходных реквизитов документа. Обычно это законодательная тематика, принявший орган, дата (или временной период «с... по...») принятия, официальный номер документа. Также во многих системах возможен поиск по названию, по полному тексту (по любому слову из текста), по набору слов, по ключевым словам. То есть, алгоритм поиска совершенно такой же, как и в обычной "бумажной" картотеке.
Чтобы найти требуемый документ, пользователь сначала должен открыть "карточку реквизитов" ("карточку запроса"). Приведенные нами реквизиты являются полями этой карточки. Заполнив одно или несколько полей, можно получить все искомые нормативные акты, которые отвечают заданным реквизитам.
На российском рынке представлен целый ряд справочно-правовых систем, начиная от простейших, стоимостью от $20 и заканчивая мощными программами, стоимость которых зачастую переваливает отметку $1000. В последнем случае фирма-разработчик, как правило, имеет развитую региональную сеть как по сбору информации, так и по ее распространению.
Ежегодно проводится конкурс баз данных правовой информации8, который с очевидностью позволяет сравнить достоинства и недостатки представленных программ, определить направления дальнейшего развития информатизации в правовой сфере.
Несмотря на заметные различия в организации пользовательского интерфейса, в возможностях и скорости поиска, в объеме и качестве накопленной информации все системы имеют сходную функциональную структуру. Типичная система правовой информации включает в себя9:
Далее будут рассмотрены некоторые наиболее интересные и популярные справочно-правовые системы, их достоинства и недостатки. Отдельные характеристики справочно-правовых систем представлены в сравнительных таблицах.
Центр компьютерных разработок (ЦРК) при мэрии Санкт-Петербурга занимается разработкой и ведением баз данных информационно-поисковой системы "Кодекс" с 1991 года. Первое время эта система распространялась практически только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но, начиная с 1994 года, фирма-разработчик стала принимать усилия по продвижению системы на российский рынок. В настоящее время ЦРК имеет свои представительства (региональные центры) в нескольких городах России, однако наиболее активно "Кодекс" рекламируется в Москве и, по прежнему, Санкт-Петербурге.
Разработчики ИПС "Кодекс" предлагают
своим пользователям набор
Каждая из тематических баз "Кодекса" содержит неплохую подборку документов по основной тематике, но документы по смежным тематикам практически отсутствуют. Вследствие этого пользователь должен приобретать несколько разных баз из предлагаемого набора.
Фирма-разработчик ИПС "Кодекс" получает новые документы для своих баз через региональные представительства федеральных органов власти в Санкт-Петербурге.
Следует отметить, что система имеет определенные недостатки в наполнении информационного банка. Не лучшим образом она реализована и с точки зрения программирования.
Разработкой СПС "Гарант" занимается компания "Гарант-Сервис", которой в декабре 1997 года исполнилось семь лет. Разработки программы начались в августе 1990 года. Первая версия СПС "Гарант" была представлена в 1991 году, и сегодня она выполнена на хорошем профессиональном уровне, отличается высоким качеством информационного банка и программной оболочки.
Разработчики СПС "Гарант" предлагают пользователю набор тематических баз данных по законодательству. Это "Законодательство России", "Таможенное законодательство", "Банковское законодательство", "Земельное законодательство", "Жилищное законодательство", "Международное право", "Уголовное и административное право", а также ряд баз по региональному законодательству, в том числе по законодательству Москвы и Санкт-Петербурга. Также предлагается ряд вспомогательных баз ("Формы правовых документов", "Налогообложение и бухгалтерский учет: Вопросы-Ответы"). Кроме того, в настоящее время в СПС Гарант включаются проекты законов, находящихся на стадии рассмотрения и утверждения.
До последнего времени программная
оболочка СПС "Гарант" не позволяла
производить кусочного
СПС "Гарант" обладает мощными возможностями как по поиску нормативных актов, так и по аналитической работе с ними. Данная система предлагает пользователю большое количество комментариев к документу: информационные (предупреждают об изменении или прекращении действия документов), разъясняющие (разъясняют, как применять документ), выявляющие противоречия (указывают, как правильно трактовать противоречивые формулировки), полезные советы (подсказывают, как использовать льготы и послабления со стороны государства), исправляющие ошибки (исправляют технические недоразумения и опечатки в оригинальных текстах документов).
Система поиска по ключевым словам в СПС "Гарант", включающая в себя от 2000 до 13000 ключевых слов в зависимости от базы, вызывает двойственные чувства. С одной стороны, такое положение говорит о развитой возможности данного вида поиска. Но с другой стороны, может сложиться ситуация, когда пользователь перегружен информацией. Поиск документа в этом случае затягивается во многом из-за поиска необходимого ключевого слова.
Практический опыт работы со справочно-правовыми системами показывает, что такое большое количество ключевых слов скорее следует отнести к недостаткам, чем к достоинствам системы.
Справочно-правовая система КонсультантПлюс на сегодняшний день, обладая целым рядом уникальных особенностей, является наиболее мощной системой на российском рынке. К числу таких особенностей можно отнести следующие:
Информация о работе Справочно-правовые информационные системы