Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:13, курсовая работа
Краткое описание
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6 Понятие «активизации познавательной деятельности»…………………6 Значение и роль познавательного интереса………………………………...8 Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12 Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14 Глава 2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………34
(код и наименование
направления подготовки/специальности)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
Теория и методика преподавания
истории
На тему
Активизация познавательной
деятельности
(наименование темы)
учащихся при изучении фактического
материала
Работа допущена к защите
(подпись руководителя)
(дата)
Признать, что работа
выполнена и защищена с оценкой
Руководитель
Доцент, к.п.н.
Н.П. Овчинникова
(должность)
(подпись)
(и.,о., фамилия)
(дата)
Архангельск
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исследование общей
основы активизации познавательной
деятельности учащихся при
изучении фактического материала……………..6
Понятие «активизации познавательной
деятельности»…………………6
Значение и роль познавательного интереса………………………………...8
Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12
Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14
Глава 2 Практическое использование
различных форм, методов, и средств
обучения стимулирующих активизацию познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала…………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34
Введение.
Активизация познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала – одна из основных проблем
современной педагогической науки и практики.
Её актуальность обусловлена
поиском и необходимостью разработки
оптимальных методических приёмов и средств
обучения, установлением взаимосвязи
успешности усвоения школьниками исторической
науки как учебной дисциплины и активизации
их умственного развития как основы формирования
и развития познавательной активности.
При решении проблемы активизации
познавательной деятельности выход видится
в повышении эффективности качества учебного
процесса. На основании того, что развитие
мышления оказывает решающее влияние
на совершенствование других психических
познавательных процессов, исследование
акцентируется на актуализации возможностей
развития логичности и критичности мышления
учащихся, определяющих проявления активности
познавательной деятельности. Потенциальные
возможности повышения познавательного
интереса к истории, сохраняются в связи
с общественной значимостью этой науки
и исходя из фактического и идеологического
содержания курса этой дисциплины.
Объектом исследования является процесс обучения
истории в основной школе.
Предметом исследования является активизация познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала.
Цель исследования заключается в обосновании
путей и условий активизации познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала по дисциплине истории в общеобразовательной
школе.
Для достижения цели исследования
были поставлены следующие задачи:
Анализ педагогической и методической
литературы по проблеме активизации познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала на уроках истории.
Изучение сущности понятия
«активизация познавательной деятельности»,
его структуры и содержания.
Раскрыть специфику познавательной
деятельности школьников на уроках истории.
Определить пути и условия активизации
познавательной деятельности учащихся
при изучении фактического материала.
Методологическую
(научно-теоретическую) основу исследования составляют:
психологическая и дидактическая
теория активизации познавательной деятельности
учащихся;
Дидактические методы и приемы,
стимулирующие активизацию познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала на уроках истории в общеобразовательной
школе.
Рабочая гипотеза исследования заключается
в следующем: познавательная деятельность
учащихся может быть активизирована в
процессе изучения фактического материала
по дисциплине истории в общеобразовательной
школе, если алгоритм операций мыслительной
деятельности обеспечивается:
комплексным применением игровых
методов изучения фактического материала;
использованием информационно-коммуникативных
технологий на уроках истории;
индивидуальным подходом к
учащимся с учетом их познавательных возможностей
и интересов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
и методической литературы по исследуемой
проблеме, школьной документации, продуктов
деятельности учащихся; обсервационные
методы, в том числе включенное наблюдение;
изучение, обобщение и использование педагогического
опыта; апробация методических средств;
опрос учителей и родителей.
Глава 1. Исследование общей
основы активизации познавательной деятельности
учащихся при изучении фактического материала.
1.1 Понятие «активизации
познавательной деятельности».
Обучение – самый важный
и надежный способ получения систематического
образования. Будучи сложным и многогранным,
специально организуемым процессом отражения
в сознании учащегося реальной действительности,
обучение есть не что иное,
как специфический
процесс познания, управляемый педагогом.
Именно направляющая роль учителя обеспечивает
полноценное усвоение учащимися знаний,
умений и навыков, развитие их умственных
сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность
– это единство чувственного восприятия,
теоретического мышления и практической
деятельности. Она осуществляется на каждом
жизненном шагу, во всех видах деятельности
и социальных взаимоотношений учащихся
(производительный и общественно полезный
труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая
деятельность, общение), а также путем
выполнения различных предметно-практических
действий в учебном процессе (экспериментирование,
конструирование, решение исследовательских
задач и т.п.). Но только в процессе обучения
познание приобретает четкое оформление
в особой, присущей только человеку учебно-познавательной
деятельности или учении.
В процессе приобретения учащимися
знаний фактического материала важное
место занимает их познавательная активность,
умение учителя активно руководить ею.
Результативность обучения напрямую зависит
от степени активности учащегося в этом
процессе.
Отношение учащихся к учению
преподавателя обычно характеризуется
активностью. Активность
(учения, освоения, содержания и т.п.) определяет
степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения»
обучаемого с предметом его деятельности.
Харламов И.Ф. считает, что познавательная
активность – "деятельностное состояние
ученика, которое характеризуется стремлением
к учению, умственному напряжению и проявлению
волевых усилий в процессе овладения знаниями".
Следовательно, основными признаками
познавательной активности являются проявление
желания к познанию, активный процесс
узнавания новых фактов, отношение к обучению
как к чему-то ценному, привлекательному
и, значит, интересному, предполагает высокую
степень проявления самостоятельности.
В структуре активности выделяются
следующие компоненты:
готовность выполнять учебные
задания;
стремление к самостоятельной
деятельности;
сознательность выполнения
заданий;
систематичность обучения;
стремление повысить свой личный
уровень и другие.
Управление активностью учащихся
традиционно называют «активизацией».
«Активизацию» можно определить как постоянно
текущий процесс побуждения учащихся
к энергичному, целенаправленному учению,
преодоление пассивной и стерео типичной
деятельности, спада и застоя в умственной
работе. Главная цель активизации – формирование
активности учащихся, повышение качества
учебно-воспитательного процесса.
По мнению многих исследователей
(Щукина Г.И, Оконь В., Харламов И.Ф. и др.),
в основе активизации процесса обучения
лежит познавательный интерес, который
определяется как интерес к учебной деятельности,
к приобретению знаний, к науке, как потребность,
прошедшая мотивацию, сообщающая учебной
деятельности занимательный характер.
В педагогической практике
используются различные пути активизации
познавательной деятельности, основные
среди них – разнообразие форм, методов,
средств обучения, выбор таких их сочетаний,
которые в возникших ситуациях стимулируют
активность и самостоятельность учащихся.
1.2 Значение и роль познавательного
интереса при изучении фактического материала
Каждый школьник обладает только
одному ему присущими особенностями познавательной
деятельности, характера, поведения, эмоций,
что требует дифференциации в обучении.
Учитель должен знать, что такое познавательная
активность, каковы особенности и условия
ее развития у школьников, какими приемами
следует активизировать познание детей
в процессе обучения.
Познавательный интерес можно
определить как эмоционально-познавательное
отношение (возникающее из эмоционально-познавательного
переживания) к предмету или к непосредственно
мотивированной деятельности, отношение,
преходящее при благоприятных условиях
в эмоционально-познавательную направленность
личности.
Критерии познавательного интереса
– это те признаки,
по которым можно судить о наличии познавательного
интереса у учащихся.