Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:13, курсовая работа
Краткое описание
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6 Понятие «активизации познавательной деятельности»…………………6 Значение и роль познавательного интереса………………………………...8 Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12 Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14 Глава 2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………34
Применение ИКТ позволяет перевести
учебный процесс на качественно новый
уровень, так как возникают новые возможности
для активизации познавательной деятельности
учащихся при изучении фактического материала
на уроках истории.
Использование электронных
обучающих средств на уроках обеспечивает:
1. Экономию времени
при объяснении нового фактического материала;
2. Представление фактического
материала в более наглядном, доступном
для восприятия виде;
3. Воздействие на разные
системы восприятия учащихся, обеспечивая
тем самым лучшее усвоение фактического
материала
Невозможно представить себе
повышение эффективности обучения истории
без развития у учащихся стойкого познавательного
интереса к предмету.
Проект активизации познавательной
деятельности, разработанный, методически
и практически апробированный представляет
собой субъект-субъектное взаимодействие
педагога и учащегося, комплексно воздействующее
на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую
сферы личности учащихся.
Структурными компонентами
проекта, тесно взаимосвязанными между
собой, являются: целевой, содержательный,
организационный, операциональный, диагностический.
В целевом
компоненте, исходя из основной
цели – активизация познавательной активности
школьников – дефинировались диагностические
цели: становление учащихся как субъектов
учебной деятельности, освоение ими материала
учебной программы, уточнявшиеся в процессе
обучения.
Содержательный
компонент включал отбор учебного фактического
материала в соответствии с требованиями
программы, дидактическими принципами,
индивидуальным и дифференцированным
подходами. Уровень готовности школьников
к плодотворному обучению в школе, динамика
освоения школьниками материала программы,
развитие их познавательных процессов,
дисциплинированности и мотивированности
к учению детерминировали дифференциацию
содержания учебных заданий по истории
в целях реализации индивидуального подхода.
Организационный
компонент актуализировался игровым методом
(дидактическая игра). Это обеспечивает
организацию детского сообщества, создание
на уроках доброжелательной творческой
атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию;
поддержание оптимального уровня активности
на фоне положительных стенических эмоций;
сохранение позитивного функционального
состояния, сопутствующего высокой работоспособности.
Список использованной литературы
и источников:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.
Теория и методика преподавания истории.
– М.: Владос, 2003;
Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005;
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения;
Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001;
Щукина Г.И. Педагогические
проблемы формирования познавательных
интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008;
Щукина Г.И. Активизация познавательной
деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение,
2009;
Гора П.В. Повышение
эффективности обучения истории в средней
школе. М., 1988;
Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной
деятельности учащихся при изучении истории.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- №4,5;
Гашникова И.Н. Активные формы работы на уроках
истории.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- №10;
Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную
активность учащихся // Школа и производство. – 2002. - №3;
Хуторской А.В. Практикум по
дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004;
Полуднякова Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина // Молодой ученый. — 2014. — №4;
Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1;
Использование современных
информационных и коммуникационных технологий
в учебном процессе: учебно-методическое
пособие / Авторы – составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006;
Кораблёв, А. А. Информационно-телекоммуникационные
технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2;
Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001;
Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9.