Выделяют три группы признаков
интереса на основе их критериев:
1) специфические для интереса
особенности поведения и деятельности
учащихся учебно-познавательной деятельности
на уроке;
2) особенности поведения
и деятельности учащихся,
проявляющиеся вне уроков;
3)особенности всего образа
жизни учащихся, возникающие под влиянием
интереса к той или иной деятельности.
Первую группу признаков
(критериев) интереса характеризуют активное
включение в учебную
деятельность, жадное восприятие
познавательного материала, отсутствие
отвлечений, преобладание непроизвольного
внимания, возникновение вопросов в процессе
учебной деятельности.
На интересном уроке учащиеся
полностью включены в учебно-познавательную
деятельность, не отвлекаясь на другие
события; при отсутствии же интереса учащиеся
не вовлечены в эту деятельность. Сосредоточенность
может достигаться и при отсутствии интереса
- усилием воли, если это нужно; при интересе
не нужно усилие воли, чтобы отвлечься
от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься
данным предметом, нежелание прекратить
занятие, урок также очень показательны
для интереса. С разочарованием учащиеся
встречают звонок, прерывающий интересный
урок.
При восприятии заинтересовавшего
фактического материала ученик как бы
соучаствует в ходе его изложения, сопереживает
ход повествования учителя и нередко даёт
об этом знать: различными способами выражает
своё отношение.
Важнейший критерий возникшего
познавательного интереса - появление
вопросов в процессе учебной деятельности.
Не обязательно такие вопросы задаются
вслух. Возникновение вопросов считается
существенным признаком не только появления
познавательного интереса. Вопросы, задаваемые
по собственной инициативе ученика, дают
возможность судить и о содержании его
интересов. Внешние признаки возникающего
интереса не сразу удаётся распознать
и отличить от сознательного внимательного
вслушивания в трудное (и не всегда интересное)
сообщение. Однако пристальный взор опытного
учителя увидит особое оживление учеников
при затронувшей их интересной теме, появление
радости на лицах. По блеску широко открытых
глаз одних, по напряженности, устремленности
вперёд, чтобы лучше видеть, учитель поймёт,
что ему удалось вызвать у своих учеников
интерес.
Вторая группа признаков связана с изменением поведения
учащихся, в результате возникшего у них
познавательного интереса вне урока. После
урока школьники не расходятся, а окружают
учителя, задавая вопросы или высказывая
собственные суждения по интересующей
проблеме. Нередко беседы и споры возникают
между самими учащимися. Учащиеся добровольно
и охотно берут и выполняют задания для
самостоятельной работы, выступают с докладами,
сообщениями и т. д., читают соответствующую
дополнительную литературу. Это легко
проверить по их библиотечным абонементам,
узнать из беседы со школьным библиотекарем.
А что делает ученик дома, в
свободное от занятий время? Как проводит
досуг? Что просит родных приобрести или
подарить ко дню рождения? Как расходует
свои сбережения? Как меняется под влиянием
возникшего интереса весь его образ жизни?
Об этом свидетельствуют критерии, выделенные
нами в третью группу.
Учитель может узнать всё это
из беседы с родителями, из посещения семьи
учащегося, из собственных наблюдений
поведения ученика вне школы, из беседы
с самим учащимся. Всё это может быть показательным,
если учитель выяснит что или кто побуждает
его воспитанников заниматься дома чтением
познавательной литературы, сочинением
стихов и рассказов, конструированием
или постановкой опытов - друзья, родители
или собственное непосредственное желание
заниматься этой деятельностью.
Необходимо отметить, что ни
один из перечисленных признаков, взятый
в отдельности, не является достаточным.
Только по их совокупности можно судить
о ступенях развития интереса.
На современном этапе развития школьного
образования проблема активной познавательной
деятельности учащихся приобретает особо
важное значение в связи с высокими темпами
развития и совершенствования науки и
техники, потребности общества в людях
образованных, способных быстро ориентироваться
в обстановке, иными словами, обладающих
вариативностью действий и комбинаторикой
мышления, способных мыслить самостоятельно
и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится
возможным только в условиях активного
обучения, стимулирующего умственную
деятельность учащихся. Активное обучение,
которое осуществляется с помощью интенсивных
методов обучения, способствует формированию
познавательного интереса к приобретению
знаний и учебной деятельности.
Познавательный интерес – это глубинный
внутренний мотив, основанный на свойственной
человека врожденной познавательной потребности.
Познавательный интерес не является чем-то
внешним, дополнительным по отношению
к учению. Наличие интереса является одним
из главных условий успешного протекания
учебного процесса и свидетельством его
правильной организации. Отсутствие интереса
у школьников является показателем серьезных
недостатков в организации обучения.
Проблема интереса - это не только вопрос
о хорошем эмоциональном состоянии детей
на уроках; от ее решения зависит, будут
ли в дальнейшем накопленные знания мертвым
грузом или станут активным достоянием
школьников. Многочисленными исследованиями
доказано, что интерес стимулирует волю
и внимание, помогает более быстрому и
прочному запоминанию.
Интерес не только способствует развитию
интеллекта, но и является одной из движущих
сил развития личности в целом, превращения
получаемых знаний в не просто "усвоенную
информацию", а в глубоко личный духовный
багаж человека. Интерес содействует формированию
волевых качеств личности, а также в укрепление
ее активной, творческой жизненной позиции.
1.3 Факторы, побуждающие к активизации
познавательной деятельности при изучении
фактического материала.
Помимо принципов и методов
(которые будут рассмотрены в следующей
главе), существуют также и факторы, которые
побуждают учащихся к активности, их можно
назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя,
что бы активизировать деятельность учащихся.
Основные факторы, побуждающие
учащихся к активизации познавательной
деятельности при изучении фактического
материала:
- Профессиональный интерес: является главным мотивом активизации
учащихся. Данный фактор преподавателю
необходимо учитывать уже при формировании фактического материала. Учащийся никогда
не станет изучать конкретную ситуацию,
если она надуманна и не отражает реальной
действительности, и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.
- Творческий характер учебно-познавательной
деятельности сам по себе является мощным
стимулом к познанию. Исследовательский
характер учебно-познавательной деятельности
позволяет пробудить у учащихся творческий
интерес, а это в свою очередь побуждает
их к активному самостоятельному и коллективному
поиску новых знаний.
- Состязательность также является
одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Особенно проявляется на занятиях, проводимых в игровой форме.
- Игровой характер проведения
занятий включает в себя и фактор профессионального
интереса, и фактор состязательности,
но независимо от этого представляет собой
эффективный мотивационный процесс мыслительной
активности учащегося. Хорошо организованное
игровое занятие должно содержать «пружину»
для саморазвития. Любая игра побуждает
её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы,
преподаватель может безошибочно активизировать
деятельность учащихся, так как различный
подход к занятиям, а не однообразный подход,
это, прежде всего у учащихся вызовет интерес
к занятиям, учащиеся будут с радостью
идти на занятия, так как предугадать преподавателя
не возможно.
Эмоциональное воздействие
вышеназванных факторов на учащегося
оказывает и игра, и состязательность,
и творческий характер, и профессиональный
интерес. Эмоциональное воздействие также
существует, как самостоятельный фактор
и является методом, который пробуждает
желание активно включится в коллективный
процесс учения, заинтересованность, приводящая
в движение.
Физиологической основой познавательной
активности является рассогласование
между наличной ситуацией и прошлым опытом.
Особое значение на этапе включения учащегося
в активную познавательную деятельность
имеет ориентировочно-исследовательский
рефлекс, представляющий собой реакцию
организма на необычные изменения во внешней
среде. Исследовательский рефлекс приводит
кору больших полушарий в деятельное состояние.
Возбуждение исследовательского рефлекса
- необходимое условие познавательной
деятельности.
Пути и условия активизации
Педагогические пути
и условия представляют собой совокупность
мер, которые должны обеспечить наиболее
эффективный процесс активизации познавательной
деятельности, комплекс всех форм, методов,
приемов и средств обучения, выбор таких
их сочетаний, которые в возникших ситуациях
стимулируют активизацию познавательной
деятельности учащихся на уроках истории.
Приёмы изучения фактического
материала:
Одним из приемов изложения
фактического материала является повествование.
В преподавании истории это рассказ об
исторических событиях. В повествовании
даются конкретные исторические характеристики
времени, пространства, людей. Исторические
факты учитель излагает в их своеобразии,
что способствует развитию у учащихся
представления о специфичности каждого
исторического факта по сравнению с другими;
- Сюжетный повествовательный
рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка—кульминация—развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий;
- Образное повествование, при котором главные исторические факты излагаются с использованием графической
наглядности. В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит
больше теоретических идей и передает
главные исторические факты в спокойной
бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется
для изложения явлений и процессов различных
сторон жизни общества. Прием сочетается , как правило, с графической наглядностью;
- Ролевая игра – прием и одновременно форма
организации познавательной деятельности учащихся, она
основана на прямом «участии» школьников
в исторических событиях. Различаются
ретроспективные игры — учащиеся получают
роли участников исторических событий
— и деловые игры — разыгрываются роли
современников, изучающих историческое
прошлое.
Нетрадиционными формами сюжетного
повествования являются персонификация
и драматизация. Персонификацией называется
форма сюжетного повествования о действиях
вымышленного человека. В ее основе придуманный
сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках,
диалогах и т.д. Рассказ о положении отдельного
человека, его делах дает возможность
понять типичные явления жизни общества.
При драматизации повествование ведется
в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить
конфликтную ситуацию. В ходе диалога
раскрывается сущность типичного социального
явления. Часто сами учащиеся бывают участниками
этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется
все то, что выявлено при активном личном
участии.
Кроме нетрадиционных приемов
— персонификации и драматизации — существуют
и иные, основанные на прямой речи и на
так называемом «эффекте присутствия».
Близок к драматизации и персонификации
прием интервью или письма от имени участников
событий. Воображаемая экскурсия или заочное
путешествие — прием, заключающийся в
том, что ученики становятся как бы очевидцами
исторических событий и знакомятся с людьми,
жившими в ту или иную эпоху. В отличие
от предыдущих приемов он включает широкое
описание и повествование.