Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики.
Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6
Понятие «активизации познавательной деятельности»…………………6
Значение и роль познавательного интереса………………………………...8
Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12
Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14
Глава 2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методики.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся, активизирующие интерес к изучаемому фактическому материалу:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому фактическому материалу –

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных исторических сведений и  фактов;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения исторических понятий;

в)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения фактического материала в связи с его ценностью.

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала –

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) исследовательский прием – учащиеся на основе изученного фактического материала должны сформулировать динамичные целостные или статичные целостные образы, образы материальных предметов, образы материально-пространственной среды, образ целостного исторического явления или процесса.

Формирование эмоционально-положительного и сознательного отношения к изучению фактического материала по истории является предшественником познавательного интереса, который в свою очередь ведет к активизации познавательной деятельности учащихся.

Воспитание познавательного интереса.

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы необходимо выявить предварительные условия для формирования познавательного интереса.

Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, это создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том числе хорошо оборудованные кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы - отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока и т.д.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к изучению фактического материала.

Один путь — создание положительных переживаний, связанных со всем тем, что сопровождает изучение фактического материала данного предмета, раздела, темы, то есть формирование эмоционально-положительного отношения к учению.

Этот путь особенно важен при полном отсутствии интереса к учению или к какой-либо области знания. Он является также существенным и даже основным на раннем этапе школьного обучения.

Положительное эмоциональное отношение обязательно должно быть связано со школой в целом. В его создании велика роль родителей. Особенное значение в создании положительного отношения к учению вообще, к школьным учебным предметам в частности приобретает личность учителя.

Обращаясь к облику выдающихся учителей, мы видим, что их отличают многие черты: трудолюбие, глубокие знания, у некоторых талант педагога, но самое главное - увлеченность своей профессией, любовь к детям. В свою работу вкладывают они весь жар души. Не будучи равнодушными, они не оставляют равнодушными и учащихся.

Положительные эмоции, которые окрашивают все встречи и всю работу с таким учителем, делают его уроки праздником для учащихся. Но этого недостаточно для самостоятельной активизации познавательной деятельности учащихся. Нередко бывает: стоит такому учителю уйти из школы - и «праздник» кончается. Интереса к предмету не остаётся, потому что интереса-то ещё и не было. Была любовь к учителю, положительное эмоциональное отношение к его урокам. Это очень важное для воспитания интереса начало, но ещё далеко не сам интерес. В процессе подготовки почвы для формирования интереса большое значение имеет показ учителем образцов работы, которые созданы на основе достижений изучаемой отрасли знания.

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению, а в частности и к изучению фактического материала играет коллектив. Опираясь на него, учитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду.

Немалую роль играет и отношение родителей к деятельности детей, подростков. Внимание старших, своевременная помощь, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения, успеху деятельности. А успех - сильнейший помощник познавательного интереса, он создаёт положительные переживания, становясь побудителем познавательной деятельности.

Говоря о роли успеха в развитии интереса, необходимо учитывать следующее. Важно, каким трудом добыть успех. Слишком лёгкая работа хотя и приводит к успеху, но не даёт настоящего удовлетворения; она может скоро наскучить. Однако, и слишком трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным эмоциям, не способствует возникновению интереса. Трудное, но преодолимое, делает работу увлекательной и радостной: в этом же содержится залог будущего успеха к ней.

Создание сознательного отношения к учению.

Другой путь подготовки почвы для познавательного интереса — воспитание сознательного отношения к учению, в частности к изучению фактического материала, понимание его значимости, его личного и общественного смысла. Этот путь идёт иногда вслед за первым путём - путём создания эмоционально-положительного отношения, а чаще в тесном взаимодействии и содружестве с ним.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;

  1. использовать дидактические игры и дискуссии;

  1. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

  1. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в изучении фактического материала.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Также эффективны пути создания на уроке условий для проявления познавательной активности учеников, предложенные в системе Занкова Л.В. Например: составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися,  использование материала, позволяющего ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания, в частности фактического материала, оценивать не только конечный результат, но и сам процесс деятельности ученика, раскрытие субъектного опыта учащихся и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Практическое использование различных  форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.

 

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Для каждого учителя – предметника существует определенная сложность в изложении на уроке и усвоении учащимися фактического материала.  Значительное количество подобного материала содержится в курсах истории.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.

Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.

Традиционной формой активизации познавательной деятельности учащихся является дидактическая игра на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению фактического материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игровых действий активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей.

В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.  

Изучение нового фактического материала – наиболее важная часть процесса обучения. В это время происходит восприятие и осмысление учебного материала, в частности одной из его частей – фактической.

Устное изложение может стать рабочим элементом игры, её частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приёмы устного изложения, как сюжетно-образное повествование, художественное (картинное) описание, образная характеристика и др. Примером могут быть следующие игры: ««Древо познания», Три предложения», «Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картина», «Творческая лаборатория», «Проблемная ситуация» (С её помощью происходит мотивация для работы с документальным материалом). Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем, следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты « Санкт-петербургские ведомости». На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала