Также используются приемы
управления познавательной деятельностью
учащихся, активизирующие интерес к изучаемому
фактическому материалу:
1) Активизирующие деятельность
учащихся на этапе восприятия и сопутствующие
пробуждению интереса к изучаемому фактическому
материалу –
а) прием новизны – включение
в содержание учебного материала интересных
исторических сведений и фактов;
б) прием семантизации – в основе
лежит возбуждение интереса благодаря
раскрытию смыслового значения исторических
понятий;
в) прием динамичности –
создание установки на изучение процессов
и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости – создание
установки на необходимость изучения
фактического материала в связи с его
ценностью.
2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого
материала –
а) эвристический прием – задаются
трудные вопросы и с помощью наводящих
вопросов приводят к ответу.
б) исследовательский прием
– учащиеся на основе изученного фактического
материала должны сформулировать динамичные
целостные или статичные целостные образы,
образы материальных предметов, образы
материально-пространственной среды,
образ целостного исторического явления
или процесса.
Формирование эмоционально-положительного
и сознательного отношения к изучению
фактического материала по истории является
предшественником познавательного интереса,
который в свою очередь ведет к активизации
познавательной деятельности учащихся.
Воспитание познавательного
интереса.
Приступить к формированию
интереса сразу, без подготовки соответствующей
почвы - значит обречь свою работу на неудачу,
так же как начать сеять даже отборное
зерно в необработанную землю. На основании
анализа литературы необходимо выявить
предварительные условия для формирования
познавательного интереса.
Самая первая необходимость,
которая возникает у учителя, желающего
воспитать у учеников познавательный
интерес, это создание материальных условий
для успешного обучения. Это заботливое
оборудование урока, без которого не может
осуществляться нормально обучение, в
том числе хорошо оборудованные кабинеты.
Это и обстановка, располагающая к занятиям,
организация жизни класса, упорядоченность
работы - отсутствие спешки и одновременно
потерь драгоценного времени, плотность
урока и т.д.
Воспитание эмоционально-положительного
отношения к изучению фактического материала.
Один путь — создание положительных
переживаний, связанных со всем тем, что
сопровождает изучение фактического материала
данного предмета, раздела, темы, то есть
формирование эмоционально-положительного
отношения к учению.
Этот путь особенно важен при
полном отсутствии интереса к учению или
к какой-либо области знания. Он является
также существенным и даже основным на
раннем этапе школьного обучения.
Положительное эмоциональное
отношение обязательно должно быть связано
со школой в целом. В его создании велика
роль родителей. Особенное значение в
создании положительного отношения к
учению вообще, к школьным учебным предметам
в частности приобретает личность учителя.
Обращаясь к облику выдающихся
учителей, мы видим, что их отличают многие
черты: трудолюбие, глубокие знания, у
некоторых талант педагога, но самое главное
- увлеченность своей профессией, любовь
к детям. В свою работу вкладывают они
весь жар души. Не будучи равнодушными,
они не оставляют равнодушными и учащихся.
Положительные эмоции, которые
окрашивают все встречи и всю работу с
таким учителем, делают его уроки праздником
для учащихся. Но этого недостаточно для
самостоятельной активизации познавательной
деятельности учащихся. Нередко бывает:
стоит такому учителю уйти из школы - и
«праздник» кончается. Интереса к предмету
не остаётся, потому что интереса-то ещё
и не было. Была любовь к учителю, положительное
эмоциональное отношение к его урокам.
Это очень важное для воспитания интереса
начало, но ещё далеко не сам интерес. В
процессе подготовки почвы для формирования
интереса большое значение имеет показ
учителем образцов работы, которые созданы
на основе достижений изучаемой отрасли
знания.
Огромную роль в создании положительного
эмоционального отношения к учению, а
в частности и к изучению фактического
материала играет коллектив. Опираясь
на него, учитель может привлечь к учению
учеников, «выпадающих» из общей работы
класса, равнодушных к учебному труду.
Немалую роль играет и отношение
родителей к деятельности детей, подростков.
Внимание старших, своевременная помощь,
поддержка, одобрение содействуют развитию
увлечения, успеху деятельности. А успех
- сильнейший помощник познавательного
интереса, он создаёт положительные переживания,
становясь побудителем познавательной
деятельности.
Говоря о роли успеха в развитии
интереса, необходимо учитывать следующее.
Важно, каким трудом добыть успех. Слишком
лёгкая работа хотя и приводит к успеху,
но не даёт настоящего удовлетворения;
она может скоро наскучить. Однако, и слишком
трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным
эмоциям, не способствует возникновению
интереса. Трудное, но преодолимое, делает
работу увлекательной и радостной: в этом
же содержится залог будущего успеха к
ней.
Создание сознательного
отношения к учению.
Другой путь подготовки почвы
для познавательного интереса — воспитание
сознательного отношения к учению, в частности
к изучению фактического материала, понимание
его значимости, его личного и общественного
смысла. Этот путь идёт иногда вслед за
первым путём - путём создания эмоционально-положительного
отношения, а чаще в тесном взаимодействии
и содружестве с ним.
Существуют основные способы
активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы учащихся
и одновременно формировать мотивы учения,
среди которых на первом месте выступают
познавательные интересы;
использовать дидактические
игры и дискуссии;
использовать такие методы
обучения, как беседа, пример, наглядный
показ;
стимулировать коллективные
формы работы, взаимодействие учеников в
изучении фактического материала.
Данные способы активизации
познавательной деятельности осуществляются
с помощью методов обучения. Активными
методами обучения следует называть те,
которые максимально повышают уровень
познавательной активности учащихся,
побуждают их к старательному учению.
Также эффективны пути создания
на уроке условий для проявления познавательной
активности учеников, предложенные в системе
Занкова Л.В. Например: составление и обсуждение
плана урока вместе с учащимися, использование
материала, позволяющего ученику выбрать
наиболее значимые для него виды и формы
учебного содержания, в частности фактического
материала, оценивать не только конечный
результат, но и сам процесс деятельности
ученика, раскрытие субъектного опыта
учащихся и другие.
Глава 2 Практическое использование
различных форм, методов, и средств
обучения стимулирующих активизацию познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического
материала.
Для успешной
педагогической деятельности преподаватель
должен владеть эффективными методами,
методическими приемами и средствами
обучения. Большое значение имеет и качество
подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям,
преподаватель проектирует, «моделирует»
деятельность свою и учащихся. Очень важно,
чтобы эта предварительная модель была
как можно ближе к реальности. Естественно,
реальное проектирование предстоящего
учебного процесса требует глубокого
знания теории обучения и воспитания,
большого личного опыта практической
работы, творческого анализа достижений
передовых педагогов.
Для каждого учителя – предметника существует
определенная сложность в изложении на
уроке и усвоении учащимися фактического материала. Значительное количество подобного
материала содержится в курсах истории.
Помочь учащимся в полной мере
проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал
— одна из основных задач современной
школы. Успешная реализация этой задачи
во многом зависит от сформированности
у учащихся познавательных интересов.
Приемы активизации познавательной
деятельности очень разнообразны и имеют
широкое применение в учебном процессе.
Традиционной формой активизации
познавательной деятельности учащихся
является дидактическая игра на уроках
истории.
Каждый учитель хочет, чтобы
его уроки были интересными, увлекательными
и запоминающимися. Молодым учителям часто
кажется, что достаточно хорошо знать
предмет и уметь интересно рассказывать.
Однако преподавание в школе очень скоро
развенчивает такое представление. Особенно
в сегодняшней школе, которая, конечно
же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих
в нашей стране.
Дидактическая игра является
одной из уникальных форм, позволяющих
сделать интересной и увлекательной не
только работу учащихся на творческо-поисковом
уровне, но и будничные шаги по изучению
фактического материала, которые осуществляются
в рамках воспроизводящего и преобразующего
уровней познавательной деятельности
— усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность
условного мира игры делает положительно
окрашенной монотонную деятельность по
запоминанию, закреплению или усвоению
исторической информации, а эмоциональность
игровых действий активизирует все психические
процессы и функции ребёнка.
Актуальность игры в настоящее
время повышается и из-за перенасыщенности
современного школьника информацией.
Во всём мире, и в России в частности, постоянно
расширяется предметно-информационная
среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные
сети за последнее время значительно увеличили
поток получаемой детьми информации и
её разнообразие. Но все эти источники
представляют, в основном, материал для
пассивного восприятия. Важной задачей
школы становится развитие умений самостоятельной
оценки и отбора получаемой информации.
Развить подобные умения поможет дидактическая
игра, которая служит своеобразной практикой
для использования знаний, полученных
на уроке и во внеурочное время.
Игра способна решить еще одну
проблему. Сегодняшнюю школу критикуют
за перенасыщенность вербальных, рациональных
методов и средств обучения, за то, что
не принимается во внимание природная
эмоциональность детей.
В процессе игры ребёнка осуществляется
жизненный баланс между ним и взрослым
человеком. В повседневной жизни взрослый
почти всегда выступает в качестве субъекта:
воспитывающего, ведущего. Ребёнок соответственно,
объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый.
Это становится стереотипом отношений,
который маленький человек не в силах
изменить. В силу сложившихся стереотипных
взаимоотношений со взрослым, ребёнок,
являющийся объектом и субъектом одновременно,
не всегда может проявить свою субъективную
сущность. В игре же он решает эту проблему,
создавая собственную реальность, творя
свой мир.
В игре возможно вовлечение
каждого в активную работу, это форма,
которая противостоит пассивному слушанию
или чтению.
Изучение нового фактического
материала – наиболее важная часть процесса
обучения. В это время происходит восприятие
и осмысление учебного материала, в частности
одной из его частей – фактической.
Устное изложение может стать
рабочим элементом игры, её частью, либо
выступить подготовкой к ней. Игра может
вобрать в себя такие приёмы устного изложения,
как сюжетно-образное повествование, художественное
(картинное) описание, образная характеристика
и др. Примером могут быть следующие игры: ««Древо познания», Три предложения»,
«Из уст в уста», «Экскурсия», «Живая картина»,
«Творческая лаборатория», «Проблемная
ситуация» (С её помощью происходит мотивация
для работы с документальным материалом).
Игра строится на создании проблемной
ситуации для школьников. При изучении
восстания декабристов в качестве проблемной
может выступать ситуация, представленная
учителем, следующим образом: «Представьте
себе, что вы журналисты газеты « Санкт-петербургские
ведомости». На дворе 14 декабря 1825 года.
Вам нужно написать сообщение о восстании,
предназначающееся для помещения в газету
и для дипломатических представителей
за границей (как правительство Николая
I могло представить события декабря 1825
года за рубежом)».