Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала – одна из основных проблем современной педагогической науки и практики.
Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Исследование общей основы активизации познавательной
деятельности учащихся при изучении фактического материала……………..6
Понятие «активизации познавательной деятельности»…………………6
Значение и роль познавательного интереса………………………………...8
Факторы, побуждающие к активности изучения…………………………12
Пути и условия активизации познавательной деятельности……………14
Глава 2 Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала…………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методики.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

Важно представить проблему, довести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Николай I , которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом. После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I .

После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой для активизации познавательной деятельности учащихся.

 

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление – активная познавательная деятельность.

В настоящее время ученые выяснили разницу функционального назначения правого и левого полушарий головного мозга. Левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических. Так, например, при активной работе правого полушария проявляется высокий уровень ассоциаций, абстрактного мышления, обобщения понятий, а при функциональном лидировании левого полушария облегчаются стереотипные двигательные операции, а ассоциации становятся конкретными, с низким уровнем обобщения понятий. «Образная память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного – это тоже правое полушарие, а также ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе. Именно правое полушарие напоминает нам, где лежит та или иная вещь, как пользоваться различными приборами и приспособлениями».

При исследовании творческого процесса можно выделить два разных типа: аналитический, рациональный - левополушарный; с доминированием интуиции - правополушарный. Существует мнение, что школа переоценивает левополушарное речевое мышление в ущерб правополушарному. Игра же эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся – что активизирует познавательную деятельность учащихся.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Использование компьютерных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории. 

Сегодня, когда информация и международное разделение труда являются неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Его влияние на возможности трудоустройства и жизненный уровень стало намного выше, чем раньше. Очевидно, что уже сегодня надо готовить и себя и нынешних школьников к встрече с теми возможностями, которые предоставят информационные технологии в ближайшем будущем. 
       Требования, предъявляемые к образованию, изменились: помимо базовых знаний (в том числе фактического материала) и постоянного овладения новыми, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий (информационная компетентность). Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.  
      Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Информационные технологии могут сыграть ключевую роль в этой реформе. Имеются многочисленные примеры, показывающие, как компьютерные и сетевые технологии используются для того, чтобы:  
     – лучше приспособить обучение к потребностям и способностям обучающегося; 
     – обеспечить доступ всем учащимся к информационным ресурсам за пределами школы, как обогащая их обучение, так и увеличивая время, посвященное самостоятельному обучению;  
     – реально оценить успехи учащихся в образовании; помочь школам в управлении и руководстве учебной деятельности учащихся.

При этом следует помнить, что компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

Основные формы работы с информационно – коммуникативными технологиями на уроках:  
   Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.   
   Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса историческими картами, то с использованием интерактивных ресурсов стало возможным карту, по мере необходимости, вывести на экран и использовать в учебном процессе. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, которые можно использовать для составления компьютерных сценариев уроков, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.   
   Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (рисунки, фотографии, диаграммы, видеоролики) – в том числе и фактический материал. Кроме того, показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением).  

Презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции необходимо раскрывать и развивать. Важно помнить о том, что на слайдах должен быть крупным: учащиеся не должны напрягаться, читая его. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд.   
    «Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.  Пример использования программы Power Point при изучении темы «Эпоха Петра Первого». В ходе урока ученики должны обобщить знания по теме.

Программа помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, иллюстрациями, рисунками, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных городах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, активизируется познавательная деятельность учащихся.  Это одно из самых важных преимуществ использования уроков-презентаций. 

Возможны и другие формы организации деятельности учащихся. С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся.  
   Использование авторских мультимедийных презентаций повышает активность учащихся.  Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много. Несомненным прогрессом педагогической практики исторического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.  

Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:  
1.    Экономию времени при объяснении нового фактического материала;  
2.    Представление фактического материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;  
3.    Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение фактического материала;   
4.    Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию фактического материала;  
5.    Постоянный оперативный контроль над усвоением фактического материала учащимися.

Таким образом, внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий, повышает мотивацию и обеспечивает активизацию познавательной деятельности учащихся.

На уроках важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. 

Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках истории сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. 

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он   отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Результаты учащихся не повысятся благодаря работе с компьютером, но  наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. ИКТ помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Используя Интернет – ресурсы учащиеся скачивают множество интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений), центров изучения общественного мнения.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках истории – необходимость, позволяющая эффективно улучшить качество образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

По литературным источникам была изучена и описана сущность понятия «активизации познавательной деятельности» при изучении фактического материала на уроках истории, его структуры и содержания.

Был проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

На основе исследования педагогической и методической литературы была раскрыта специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории.

Были определенны пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Мною были исследованы два наиболее эффективных способа активизации познавательной деятельности учащихся - это дидактическая игра и использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению фактического материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности — усвоение фактов, дат, явлений и др.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала