Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи:
1. Определить сущность, значение контроля;
2. Раскрыть виды контроля;
3. Выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
4. Изучить ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. История развития оценочной системы……………………………………5
1.2 Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции …………...18 контроля ……………………………………………………………………....18
1.3 Виды контроля знаний ……………………………………………………22 учащихся…………………………………………22
1.4 Методы, приемы и формы организации контроля знаний………….......25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ДИАГНОСТИКА). ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ…………………37
2.1 Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний………………………………………………………………..37
2.2 Диагностика вторичных результатов при использовании нестандартных форм контроля. Сравнение первичных и вторичных результатов , их анализ…………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

После Октябрьской революции  были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учебный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г. было принято решение Наркомпроса РСФСР "Об отмене отметок". Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, но и перед всей учебной группой (группой до 1934-1935 учебного года назывался "класс" в современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бригады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педагогического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллективная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение было взыскательное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищей требовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.

В этом подходе наблюдаются  демократические начала в учете  и оценке знаний учащихся, характерные  для 20-х годов. Между тем обнаружились и изъяны в таком способе учета. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждого отдельного ученика, хотя, как известно, индивидуальные различия здесь никак отрицать нельзя. Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб их ребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усердным занятиям, так как за общими средними (усредненными) показателями как бы маскировались усилия или, лучше сказать, личный вклад каждого.

Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали  использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо" (до этого использовались и некоторые другие отметки, например, "очень хорошо" (ох.), "хорошо" (хор.), "удовлетворительно" (уд.), "неудовлетворительно" (неуд.)). В виду смысловой неопределенности отметка "удовлетворительно" потом была переименована на "посредственно" (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльная система отметок: "5" — отлично, "4" — хорошо, "3" — посредственно, "2" — плохо," 1" — очень плохо.[1,с.67-95] 
В Беларуси введена 10 бальная система оценки знаний в 2003 году. Для оценки знаний в школах, средних специальных, средних технических и высших учебных заведениях. В учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования переход был осуществлён одновременно для всех учащихся, а в ВУЗах — только студентов 1 курса (с 2002/2003 учебного года).

Предполагает  следующие баллы:

Количественное выражение оценки учебно-познавательной деятельности

Словесная характеристика

 

Выражение в баллах

Неудовлетворительно

 

0

Почти удовлетворительно

 

1-2

Удовлетворительно

 

3

Весьма удовлетворительно

 

4

Почти хорошо

 

5

Хорошо

 

6

Очень хорошо

 

7

Почти отлично

 

8

Отлично

 

9

Превосходно

 

10


При разработке новой системы оценки было выделено пять уровней учебной  деятельности (или степени овладения  новым материалом):

  • Первый уровень — действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.
  • Второй уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.
  • Третий уровень — действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.
  • Четвёртый уровень — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи
  • Пятый уровень — применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т. п.).

Обозначенные  критерии и признаки условно структурируются  по трём группам:

  1. предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)
  2. содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);
  3. индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных  достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно  каждому уровню установить определённый диапазон отметок   или баллов, которые характеризуются интегральными  показателями.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Уровни

Баллы

Показатели оценки

0

Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептивный)

1

Узнавание объекта изучения, распознавание  отдельных известных терминов и  фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

2

Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов  знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения

2. Удовлетворительный (рецептивно- 
продуктивный)

3

Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых  с помощью учителя ошибок; затруднение  в применении специальных, общеучебных  и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.

4

Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в  применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.

3. Средний (репродуктивно- 
продуктивный

5

Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе  и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения  в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.

6

Полное воспроизведение программного материала с несущественными  ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость  и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.

 

4. Достаточный (продуктивный)

7

Владение программным учебным  материалом в том числе и различной  степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных  несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.

   

8

Владение программным учебным  материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие  единичных несущественных ошибок в  действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого  опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.

5. Высокий (продуктивный творческий)

9

Свободное оперирование программным  учебным материалом различной степени  сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого  характера; высокий уровень самостоятельности  и эрудиции.

10

Свободное оперирование программным  учебным материалом различной степени  сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем  в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.


Вывод по разделу:  как видно , педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и  оценки знаний. Анализ рассмотренных систем оценивания в историческом аспекте показал, что наиболее рациональным способом оценивания является оценивание по 10-бальной системе. Эта система позволяет разграничить уровень усвоения предметов, убрать цифровую несправедливость в оценивании знаний учащихся со стороны учителя и организовать самоконтроль и самооценку возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материала темы.

10 бальная система оценивания:

1.  Позволяет более объективно и дифференцированно оценить знания, умения и навыки учащихся;

2.  Стимулирует учащихся на достижение более высоких результатов учебно-познавательской деятельности;

3.  Дает возможность использования разнообразных форм контроля;

4.  Способствует развитию самоконтроля у учащихся;

5.  Инициирует творческий поиск преподавателя;

6.  Создает условия для интегрированного подхода в квалификации как знаний, умений и навыков обучаемых, так и их ценностно-нормативных ориентаций.

Факторы введения 10-бальной системы  оценивания:

1. Приведение контрольно-оценочной  деятельности в соответствие  с ведущими идеями и направлениями  обновления образования;

2. Переход от репродуктивного к  продуктивному образованию;

3. Приведение системы оценивания  в соответствие с ведущими  принципами педагогики индивидуальности;

4. Переориентация оценочной деятельности  на оценку учебных достижений  ученика, а не его недостатков;

5. Переход на расширенную оценочную  шкалу, уровневую градацию отметок,  обеспечивающих адекватную оценку  учебных достижений учащихся;

6. Переход к образовательной технологии, обеспечивающей формирование адекватной  самооценки школьника;

7. Низкая стимулирующая, диагностическая  и прогностическая функции 5-балльной  системы оценивания;

8. Завышенные критерии оценки на  отметку “3” для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных  особенностей не в состоянии  достигнуть требуемого эталона  усвоения;

9. Использование подчас неудовлетворительной  отметки как орудия подавления  личности, нагнетания состояния  страха и тревожности у обучающихся  и др.

Цели введения 10-бальной системы  оценивания учебных достижений учащихся:

1. повышение объективности оценки  и качества учебно-познавательной  деятельности учащихся и ее  результатов;

2. обеспечение социальной защищенности  личности учащегося;

3. реализация интегративного подхода  в оценке учебных достижений  учащихся с учетом индивидуальных  свойств личности;

4. создание условий для стимулирования  учебно-познавательной деятельности  учащихся на основе введения  инвариантной оценочной шкалы,  применимой к разноуровневому  обучению;

5. обеспечение условий для формирования  адекватной самооценки личности  и реализации принципа социальной  справедливости в оценивании  учебных достижений учащихся  и др.

Десятибалльная  система даёт возможность школьнику  задуматься и перейти с уровня внешней оценки к внутренней, а  значит, помогает формированию способности  действовать самостоятельно и рефлексивно, способствует ослаблению зависимости  от внешней оценки, таким образом, является условием развития способности к самооценке. Ученик, получив «5» баллов может оставаться довольным: ведь это всё равно «4», и, самое интересное, что учитель даёт ему такую возможность. Но постепенно ребёнок понимает, что у меня «5» баллов, а у другого «6» или даже «7». Это психологи называют рефлексией. Способность к рефлексии своей деятельности помогает человеку двигаться вперёд в своём развитии, видеть это движение, планировать его на уровне своих возможностей. В пятибалльной системе продвижение вперёд для многих остаётся нереализованным: слишком уж велика разница между «тройкой» и «четвёркой», «четвёркой» и «пятёркой». Преодолеть эту разницу не всякому ребёнку под силу, так и остаётся он вечным троечником. Именно десятибалльная система не тормозит развитие школьника, не сужает его возможности, и это путь, позволяющий успешно применять технологию научения не палкой, а успехом.

Работа  по внедрению десятибалльной системы  оценки знаний обучающихся, я  считаю, оказалась эффективной хотя бы потому, что детей стала волновать  не только отметка, но и то, сколько  человек вложил труда в освоение тех или иных знаний, сколько затратил стараний, творческого потенциала. Ребята говорят: «Один ученик ответил  на вопрос идеально, изложил весь материал, использовал дополнительную литературу и высказал свою точку зрения. Ему  поставили «отлично». Другой ученик чётко воспроизвёл текст параграфа  и не более! А получил ту же пятёрку». 10-балльная система дала больше возможностей показать обучающемуся нюансы в его  деятельности. В конечной оценке учебного процесса ученик сможет точно знать  следующее:

·  какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом;

·  на каком уровне он его усвоил, какие его умения и навыки;

·  какова оценка его творческой деятельности;

·  в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;

Информация о работе Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний