Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи:
1. Определить сущность, значение контроля;
2. Раскрыть виды контроля;
3. Выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
4. Изучить ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. История развития оценочной системы……………………………………5
1.2 Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции …………...18 контроля ……………………………………………………………………....18
1.3 Виды контроля знаний ……………………………………………………22 учащихся…………………………………………22
1.4 Методы, приемы и формы организации контроля знаний………….......25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ДИАГНОСТИКА). ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ…………………37
2.1 Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний………………………………………………………………..37
2.2 Диагностика вторичных результатов при использовании нестандартных форм контроля. Сравнение первичных и вторичных результатов , их анализ…………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

Устный опрос требует  устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или  со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. [8, с. 45]

Монологическая форма  устного ответа не является для начальной  школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.  

Письменный опрос заключается  в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа  –небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может  проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить  и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10 мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и  итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками, а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для  письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности.

К стандартизированным методикам  проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и  объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного  контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.[9, с. 137]

Урок-зачет.

Для систематического контроля за достижением обязательных результатов  обучения в ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую  форму проверки, как зачет.

Зачет – это специальный  этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки [1, с.25].

С помощью зачетов проверяется  овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим, их можно разделить на тематические и текущие [10,с.172].

Тематические зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала  в целом. Учитель заранее определяет задания для тематического зачетного  урока, которые включает теоретический  и практический материал, продумывает  этапы урока и их количество, занимательный  материал.

Зачетный урок такого типа состоит из нескольких этапов:

1 этап – проведение  словарного диктанта, где учащимся  предлагается написать под диктовку 10-15 слов, после чего работа каждого  ученика будет оценена учителем;

2 этап - мини-экзамен, где вначале дается инструктаж учителя о его проведении, затем дети получают билеты, которые содержат один теоретический вопрос, подготовка к которому занимает время в течение 1-7 минут, а затем отвечают на вопрос билета учителю или ученику-экзаменатору;

3 этап – письмена работа, включающая тесты, контрольную работу, решение задач и примеров, заданий занимательного характера в виде викторины, решения кроссвордов.

Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения по небольшим, законченным темам. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется  проводить целый урок [10, с.174].

Структура урока-зачета:

1 этап – опрос по  определениям 10-15 минут.

2 этап – решение контрольной  работы или теста. 

Оба вида зачета можно проводить, условно говоря, в открытой или  закрытой форме. В первом случае учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае в ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет решать на зачете [10, с.175].

Возникает очень много  трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков:

- необходимо проверить  теоретические знания. В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать  1 или 2 часа;

- проблема любого контроля  знаний: подсказки и списывание. Поэтому традиционные два варианта  заданий на письменной или  практической работе заставляют  задуматься об адекватности оценки  знаний и умений;

- еще одна проблема  заключается в том, что учитель  не сможет принять теорию сразу  у всех детей, поэтому  на  практике я привлекала студентов,  а на уроках можно воспользоваться  помощью учеников старших классов.  Приходиться учить детей общению  на зачете, воспитывать уважение  младших к старшим, доброжелательное, но требовательное отношение  старших к младшим;

- каждый ученик индивидуален, с собственной психологией, развитием,  отношением к учебной работе, знаниями, умениями, к каждому   надо подобрать свой «ключик», чтобы полнее и глубже выявить  знания, умения, научить конструировать  ответ;

- скорость работы учеников  разная, поэтому перед зачетным  уроком нужно продумать дополнительный  материал, а также нужно продумать  систему оценивания и пересдачу  зачетного урока.

Структура урока-зачета. Одной  из наиболее сложных для учителей задач является четкое определение  рациональной структуры и методики урока–зачета [19,с.83]. Этот урок может отличаться по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.

Можно сделать вывод о  том, что через зачет должны пройти все школьники, так как:

- проверка знаний есть  форма контроля учебной работы  учащегося. Проверяются организация  и методика его домашней самостоятельной  работы, качество знаний и умений  по заданному и уже пройденному  материалу, или иначе, качество  усвоения программы;

- проверка знаний есть  форма закрепления, обязательное  участие в зачете делает его  более весомым, заставляет серьезнее  относиться к подготовке, что  положительно влияет на формирование  необходимых умений и навыков;

- проверка знаний есть  форма воспитания у учащихся  навыков правильного воспроизведения  своих знаний и умений, вооружения  методикой такого воспроизведения.  И тем лучше организован опрос,  тем больше оснований надеяться,  что учащиеся научаться отвечать  так, как требуется.

- результаты зачетов непосредственно  связаны с итоговой аттестацией  школьников, поэтому освобождение  от зачета повлечет за собой  неравные условия для учащихся;

- проверка знаний есть  важная объективная форма самоконтроля  учителя. Пробелы в знаниях  выявляются именно во время  зачета, что позволяет как учителю,  так и самому ученику своевременно  обратить на их внимание;

- сильные ученики, уверенно  владеющие опорными знаниями, быстро  выполняют обязательный уровень  и имеют возможность проявить  себя в решении более сложных  заданий и получить повышенную  оценку.

Урок- игра.

Игра – одно из важнейших  средств умственного и нравственного  воспитания школьников.

Игры подразделяются на:

-Творческие игры.

-Игры с правилами.

Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые  и строительные игры.

Игры с правилами –  это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается  внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются  в необычных ситуациях, пополняют  запас представлений, понятий, развивают  фантазию.

Из всего существующего  многообразия различных видов игр  именно дидактические игры самым  тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь  которой, дети учатся. Дидактическая  игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются ученики: она  может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством  воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес  к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Существенный признак  дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые  действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности  проявить свои способности, применить  имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила  помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение учащихся и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом  игры, придаёт игре законченность. Для  учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Информация о работе Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний