Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи:
1. Определить сущность, значение контроля;
2. Раскрыть виды контроля;
3. Выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
4. Изучить ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. История развития оценочной системы……………………………………5
1.2 Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции …………...18 контроля ……………………………………………………………………....18
1.3 Виды контроля знаний ……………………………………………………22 учащихся…………………………………………22
1.4 Методы, приемы и формы организации контроля знаний………….......25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ДИАГНОСТИКА). ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ…………………37
2.1 Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний………………………………………………………………..37
2.2 Диагностика вторичных результатов при использовании нестандартных форм контроля. Сравнение первичных и вторичных результатов , их анализ…………………………………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по педагогике.docx

— 80.18 Кб (Скачать файл)

Требования к урокам –играм:

-Необходимость глубокой  предварительной работы учителя  по подготовке сценария урока  – игры; моделирование различных  жизненных ситуаций и отношений;  подготовка группы консультантов,  экспертов, определение специальных   заданий, критериев оценивания  их.

-Проведение консультаций  для руководителей групп, подбор  необходимого оборудования урока,  справочной и иной литературы.

-Формирование групп и  постановка перед ними учебных  задач, обеспечение самостоятельной  работы учащихся.

-Преимущественное использование  в ходе уроков методов «мозговой  атаки», «мозгового штурма».

-Четкая регламентация  времени для заданий.

-Экспертное оценивание  деятельности каждой группы.

В старших классах для  проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его  методика такова: учащимся заранее  объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12, с. 92]

Для организации объективного контроля знаний учащихся необходимо четко соблюдать определенные требования. Требования должны быть следующими:

  • однозначность, т.е. поставленная цель образования должна быть однозначно понята всеми;
  • диагностичностъ, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;
  • содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил ученик в процессе обучения.

В.А. Сластенин установил  следующие педагогические требования к организации контроля за учебной  деятельностью учащихся:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения каждого учащегося итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта;
  • единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

Основным в организации  контроля является обеспечение органичного  вхождения его во все сферы  процесса обучения, т.е. придание контролю следящего характера. Только в этом случае будут реализованы свойственные контролю коммуникативно–обучающие возможности.

Отсюда вытекают следующие  требования, которыми следует неукоснительно руководствоваться при проведении контроля:

  • контроль должен носить регулярный характер;
  • контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени, поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени;
  • объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения;
  • так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.

Особо акцентируют внимание на таких требованиях к контролю знаний, как:

  • требование объективной оценки знаний обучаемыми предметного содержания;
  • требование педагогически целесообразной организации и направления умственных действий обучаемых.

 

Вывод по разделу: Формы, приемы, методы и средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Нельзя стандартно применять формы контроля, отводя на них постоянное время на всех уроках. Только конкретный анализ должен привести к выбору оптимального варианта формы контроля на уроке. Цели контроля определяют выбор методов. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все  аспекты процесса обучения. А также, что нужно четко придерживаться требований к организации контроля за учебной деятельностью учащихся/

 

 

Вывод по главе : контроль за знаниями и умениями учащихся и их оценка, являются одними из существенных моментов в организации урока. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит содержание работы. Работа ученика в значительной мере определяется тем, какие требования в ходе контроля предъявляет к нему учитель. Поэтому достижение всеми учащимися обязательных результатов, определенных стандартом, невозможно без их отражения в системе контроля. Важно предусмотреть проверку достижения каждым учащимся обязательного уровня подготовки, а также своевременное выявление возможных пробелов.

Только правильное и педагогически  целесообразное сочетание всех видов, форм и методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ (ДИАГНОСТИКА).  ВЛИЯНИЕ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Во время прохождения  практики в школе № 13 г. Орши в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.

2.1 Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний

 

Для достижения данной цели были использована следующая методика: анализ контрольных работ.

Была проведена фронтальная текущая контрольная письменная работа по технологии (столярному делу) по разделу «Создание изделий из древесины и древесных материалов» в 8 классе, где класс делился на варианты и каждый ученик получал задание.

Для примера приведены  вопросы для первого варианта

1. Перечислите инструменты  для работы на токарном станке  по древесине.

2. Укажите порядок действий  при установке заготовки в  токарный станок по дереву, начиная  с подготовки выбранного бруска.

3. Назвать механические  свойства древесины.

4. Охарактеризовать пороки  древесины

5. Перечислите способы  сушки древесины.

6. Напишите название токарного  инструмента, которым подрезают  торцы и уступы цилиндрических  поверхностей.

7.Назвать виды и   способы резанья древесины.

7.Сущность процесса пиления  древесины. Виды пил. Заточка  зубьев пил

8.Назначение разметки, применяемые  инструменты. Приемы разметки

10. Перечислить инструменты  применяемые при строгании древесины.

Анализ результатов первой контрольной работы по трудовому обучению.(Приложение 1)

По результатам анализа  контрольной работы видно, что уровень  успеваемости по данной теме не высок, поэтому необходимо применять другие формы контроля знаний и еще раз закрепит этот материал.

Вторая контрольная работа проводилась фронтально письменно по теме «Сверление древесины на станке. Обучение правилам безопасной работы на сверлильном станке»  после полного ее изучения.

Учащимся были даны вопросы  контрольной:

    1. Для чего предназначен сверлильный станок 2М112
    2. Перечислить основные узлы станка
    3. Правила безопасности во время работы на сверлильном станке
    4. Неисправности сверлильных станков, вызываемый ими брак и способы его устранения.
    5. Последовательность выполнения работы на сверлильном станке
    6. Какие вы знаете приспособления для сверления вручную

Анализ результатов второй контрольной работы по трудовому обучению.( Приложение 2)

Вывод разделу: по результатам анализа контрольных работы видно, что уровень успеваемости по данным темам не высок, поэтому необходимо еще раз закрепит этот материал и проводить тематический контроль знаний в иной форме (тематический зачет, игра) для формирования у учеников положительного отношения к контрольным работам и достижения более высоких результатов.

 

 

2.2 Диагностика вторичных результатов при использовании нестандартных форм контроля. Сравнение первичных и вторичных результатов , их анализ.

 

В рамках данного этапа  было проведено сравнение первичных  и вторичных контрольных результатов, проведён их анализ.

Для выяснения влияния  метода проведения контроля на успеваемость учеников был проведен урок-игра в 7 классе по той же теме  и более раздробленных вопросов, при помощи игры лото. Для игры я приготовила карточки, где только два раза повторяется одно число. Например, число 1 должно быть только на двух карточках. Приготовлены жетоны (кулечек с номерами).

Каждому ученику  выдавала по карточке. Задавала  номер  вопроса,  а на это вопрос отвечали те ученики , у которых была такая цифра. Их должно быть только двое, у кого есть такая цифра, кто из них поднимет руку тот и отвечает, тот и закрывает свою цифру на карточке. Кто первый закроет все цифры на своей карточке тот и выигрывает ( получает наивысший балл)

Участники игры могут помогать друг другу в ответах - за это получать  дополнительные жетоны ( нарабатывать баллы)

Анализ результатов контроля по трудовому обучению.(Приложение 3)

По результатам анализа  текущего контроля видно, что уровень  успеваемости улучшился. Он стал гораздо  выше, чем результаты этой же контрольной  работы на первом  этапе. Работа проводилась  в форме урока-игры.  Учащиеся после урока говорили: «Нам очень  понравился урок! Мы  совсем забыли, что это был итоговый урок по теме, как контрольная!»

Анализ результатов текущего контроля по трудовому обучениюв форме урока- зачета  в 8 классе.(Приложение 4)

Ученикам было предложено  в компьютерном классе каждому за отдельным компьютером ответить на блок графических тестов по той же теме «Создание изделий из древесины и древесных материалов» , что позволяло проверить уровень усвоения основных знаний учащихся. В предлагаемых блоках тестов учащиеся должны выбрать правильный ответ.( Приложение 5)

 

Вывод по разделу: по результатам анализа текущего контроля видно, что уровень успеваемости улучшился. Он стал гораздо выше, чем результаты этих же контрольных работ на первом  этапе. Надо отметить, что работы отличались только формой проведения: в первом случае (на первом этапе) проводилась работа в обычной форме (класс делился на варианты, и каждый ученик получал задания); во втором случае (на втором этапе) работа проводилась в форме урока-зачета и урока игры и задания были несколько другими, также у учеников было положительное отношение и интерес к проверке знаний, мотивация к достижению лучшего результата.

            Вывод по главе: как уже говорилось ранее , что использование однообразных методов контроля негативно влияет  на результативность и отношение к учеников к контрольным. Учителями чаще всего используется фронтальный письменный контроль. Преимущества его в том , что он держит в напряжении весь коллектив, их внимание на выполняемой работе .

С помощью письменной проверки можно проверить ограниченную область  знаний учащихся: буквенные обозначения, названия единиц, определения, формулировки, связь между величинами, формулировки научных фактов. Именно эти знания могут быть проверены в быстрых  и кратких ответах учащихся. Письменная проверка не позволяет проверить  умения, которыми овладели учащиеся при  изучении той или иной темы. Таким  образом, быстрота проведения письменной проверки является одновременно как  его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых  знаний. Однако эта форма контроля снимает часть нагрузки с остальных  форм, а также может быть с успехом  применена в сочетании с другими  формами контроля.

Но  все же применяемые в настоящее  время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным  требованиям, что затрудняет управление познавательной деятельностью учащихся, не позволяя получать объективные данные об уровне их обучения.

Как правило, мотивы связаны с познавательными  интересами учащихся, потребностью в  овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Формирование положительной  мотивации обучения должно рассматриваться  учителем как специальная задача. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на положительную  мотивацию, необходимо выбирать такие  формы урока и проведения контрольных, которые будут стимулировать  деятельность учащихся.

  Сегодня современная педагогика  активно внедряет и поощряет  нетрадиционные формы контроля, такие как урок–игра, урок-викторина,  урок–конкурс, урок- экскурсия и  другие

Мой опыт показал, что нетрадиционные формы  контроля поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию  учения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Контроль в учебно-воспитательном процессе очень важен, он позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

Необходимость контроля в  системе обучения объясняется, прежде всего, общественной потребностью в  получении информации об эффективности  функционирования всей системы учебных  заведений. Контроль является неотъемлемым элементом учебного процесса, благодаря  которому реализуется обратная связь  в обучении, связь, позволяющая оперативно регулировать и корригировать ход  обучения, ставить конкретизированные задачи на новый урок. Наконец, контроль выполняет все основные функции, которые характерны для учебного процесса в школе: образовательную, воспитательную и развивающую.

Информация о работе Анализирование результатов работ учеников при стандартных формах контроля знаний