Вариативность мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13
Выводы по главе 1……………………………………….….…................15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….……………………………….....................32
Заключение……………………………………………………...............34
Список литературы……………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Вариативность мышления.docx

— 123.38 Кб (Скачать файл)

Как синонимы к понятию  «продуктивное мышление» употребляют  термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное.

Продуктивное (креативное) мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям [14, с. 89].

Идеи о творческом характере  мышления человека, о его специфике, взаимоотношениями с другими  процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях  многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев, Л. И. Узнадзе, Н. П. Элиава и др.). Широкое обобщение положений о сущности и специфике мышления было осуществлено С. Л. Рубинштейном.

В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характерная, специфическая черта  мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь ее с репродукцией.

Одним из показателей продуктивного  мышления является вариативность мышления.

Поддъяков Н.Н. под вариативностью понимает умение находить разнообразные способы реального преобразования предмета [7, с. 78]. Важную роль в этом процессе играют пробующие действия с целью выявления его скрытых внутренних связей. В этом аспекте вариативность выступает как важнейшая характеристика поисковой деятельности. Последняя осуществляется, как правило, путем внешних пробующих действий.

Вариативность мышления - способность  к множественной перегруппировке  идей и связей [14, с. 36]. 

 Под вариативностью  мышления в психологии понимают  способность человека находить  разнообразные решения. Показателями  развития вариативности мышления  являются его продуктивность, самостоятельность,  оригинальность и разработанность.  Вариативность мышления определяет  возможности личности творчески  мыслить, помогает лучше ориентироваться  в реальной жизни. Окружающая  нас действительность многообразна  и изменчива. Современный человек  постоянно оказывается в ситуации  выбора варианта решения проблемы, который является оптимальным  в данной ситуации. Успешнее это  будет делать тот, кто умеет  искать разнообразные варианты  и выбирать среди большого  числа решений [5, с. 48]. 

 Использование вариативности  характеризует глубину ума, так  как в этой способности проявляется  умение выделять и использовать  в работе основную идею, позволяющую  системно выявлять все возможные  варианты и находить из них  самый оптимальный.

Вариативность мышления позволяет  создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов решений, соответствующих цели. Творчески  мыслящий человек старается построить  по возможности больше гипотез, из которых  можно выбрать самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого  решения проблемы.

Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта  и знаний, но помимо них в учебном  процессе большую роль играет и использование  соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач. Даже в тех случаях, когда  работа предполагает механическое решение, обязательно надо строить работу таким образом, чтобы были разные варианты решений. Это очень важно, поскольку позволяет школьнику  всегда иметь в виду, что могут  быть разные решения одной и той  же задачи.

Таким образом, мы рассмотрели  понятие мышление, выделили виды мышления, раскрыли понятие продуктивное мышление, и установили, что вариативность  мышления - это одно из свойств продуктивного мышления. Данное свойство формируется в процессе обучения. Считаем необходимым, более подробно, рассмотреть вопрос формирования вариативности мышления в младшем школьном возрасте.

 

1.2   Особенности  развития вариативности мышления  в младшем школьном возрасте 

 

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает  не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от до понятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием до операционального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях.

Таким образом, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

  1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.
  2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
  3. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: 
    подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план); исполнительной фазы – этим план реализуется практически [18, с. 68].

У первоклассников и второклассников  доминирует наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление, в то время  как ученики третьих и четвертых  классов в большей степени  опираются на словесно-логическое и  образное мышление, причем одинаково  успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном). 
До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий. Следовательно, в младшем школьном возрасте обучающиеся уже могут проявлять вариативность мышления, так как они уже накопили определенный запас знаний, на основе которых они могут разрабатывать различные варианты решения поставленной задачи.

Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок  данного возраста в школе и  дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных  для ребенка младшего школьного  возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии, в том числе и в развитии вариативности мышления.

Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий). Немаловажное значение для развития вариативности мышления  имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие. 
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии и в том числе развитии вариативности мышления у  младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий, вариативный  подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат [7, с. 78].

 Расширение сферы и  содержания общения с окружающими  людьми, особенно взрослыми, которые  для младших школьников выступают  в роли учителей, служат образцами  для подражания и основным  источником разнообразных знаний, дают образцы вариативности мышления, то есть способности к каждой  поставленной задаче подходить  с различных точек зрения.  Коллективные формы работы, стимулирующие  общение, нигде не являются  настолько полезными для общего  развития и обязательными для  детей, как в младшем школьном  возрасте. Общение улучшает обмен  информацией, совершенствует коммуникативную  структуру интеллекта, учит правильно  воспринимать, понимать и оценивать  детей. Общение, то есть обмен информацией, дает возможность младшим школьникам взглянуть на каждую ситуацию с различных точек зрения, открывает разнообразие и вариативность окружающего мира.

Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с  людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают  более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, в том числе и вариативность мышления, помогающая одерживать победу в различных игровых ситуациях, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное [8, с. 89].

Таким образом, основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома способствуют развитию вариативности мышления младшего школьника, целенаправленно же этот процесс  в основном осуществляется в учебной  деятельности.

Возвращаясь к разговору  о ведущей деятельности в младшем  школьном возрасте, а именно к учебной  деятельности стоит отметить, что  школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. В младшем  школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития словесно-логического мышления. Их выявление и эффективное использование  – одна из главных задач педагогики. 

В последнее время количество детей, испытывающих трудности в  обучении заметно возросло. И в  обычных классах начальной школы  немало учащихся, имеющих проблемы в обучении. Причиной слабой успеваемости является не сформированность таких важнейших психических процессов как память, внимание, восприятие, воображение и, особенно – мышление, которое содержит в себе такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Логическое мышление –  это основа успешного формирования общеучебных умений и навыков, требуемых школьной программой.  
Еще профессор А.А.Столяр утверждал, что логическое и практическое (жизненное) содержание в младшем школьном возрасте осваивается в единстве и не может быть отделено одно от другого [13, с. 12]. Решить проблему неуспеваемости можно через применение такой инновационной технологии как развитие вариативности мыслительной деятельности.  
Цель инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» - формирование общеучебных компетенций учащихся с учетом их возможностей и способностей. Применение инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» помогает учителю решать на уроке следующие задачи:  
1. Учить прогнозировать конечный результат деятельности;  
2. Развивать умение планировать ход выполнения учебной задачи;  
3. Развивать способность учащихся находить разнообразные и рациональные способы решения поставленной задачи (проблемы);  
4. Воспитывать волевые качества, владение методам самоконтроля, самопроверки, самооценки  
5. Формировать положительное отношение к учению.  
Систематическое применение инновационной технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» позволяет осуществлять передачу знаний в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное - не сообщать информацию в готовом виде, а передавать способы работы с ней. Технология предусматривает применение индивидуальных и коллективных форм работы, организацию учебно-познавательной, самостоятельной деятельности учащихся, использование творческих заданий, создание атмосферы доверия и ситуации успеха.  
В методической разработке урока представлены различные формы работы по развитию вариативности мыслительной деятельности:  
•Поиск  
•Исследование  
•Путешествие  
•Открытие [7, с. 68].

В основе развития вариативности  мышления  лежит личностно-ориентированный  подход. Согласно которому, каждый ученик – индивидуальность, которой учитель помогает реализовать свой потенциал. Уроки нацеленные на развитие вариативности как правило, строятся в нетрадиционной форме, это может быть урок-путешествие, урок-диспут, урок-викторина и т.д. В начале урока учитель использует приемы, направленные на положительный настрой на урок и активизацию познавательных процессов. На этапе подготовки к изучению нового материала выстраивается алгоритм действий с опорой на уже имеющиеся знания учащихся. На этапе открытия новых знаний создается проблемная ситуация, в процессе решения которой учитель стимулирует детей на нахождение как можно большего числа решений проблемной ситуации и совместно с детьми делается выбор наиболее рационального решения. На этапе закрепления и отработки полученных знаний в наиболее максимальной степени отражается работа по развитию вариативности мышления. Учащимся предоставляется выбор заданий по уровню сложности, по объему. При проверке выполнения заданий ученикам также предоставляется выбор источника информации проверяемого задания (работа по учебнику, взаимопроверка, проверка по записи на доске, проверка с использованием Интернет-сети). На этапе объяснения домашнего задания, детям так же предоставляется выбор: по уровню сложности, по объему. На этапе оценки и самооценки знаний, полученных на уроке, обязательно учитываются личные достижения каждого ученика, его возможности.

Информация о работе Вариативность мышления