Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13
Выводы по главе 1……………………………………….….…................15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….……………………………….....................32
Заключение……………………………………………………...............34
Список литературы……………………………………………………..37
Как синонимы к понятию
«продуктивное мышление»
Продуктивное (креативное) мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям [14, с. 89].
Идеи о творческом характере
мышления человека, о его специфике,
взаимоотношениями с другими
процессами, и прежде всего с памятью,
о закономерностях его развития
разрабатывались в
В трудах советских психологов
продуктивность выступает как наиболее
характерная, специфическая черта
мышления, отличающая его от других
психических процессов, и в то
же время рассматривается
Одним из показателей продуктивного мышления является вариативность мышления.
Поддъяков Н.Н. под вариативностью понимает умение находить разнообразные способы реального преобразования предмета [7, с. 78]. Важную роль в этом процессе играют пробующие действия с целью выявления его скрытых внутренних связей. В этом аспекте вариативность выступает как важнейшая характеристика поисковой деятельности. Последняя осуществляется, как правило, путем внешних пробующих действий.
Вариативность мышления - способность
к множественной
Под вариативностью
мышления в психологии
Использование вариативности
характеризует глубину ума,
Вариативность мышления позволяет создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов решений, соответствующих цели. Творчески мыслящий человек старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты как разновидности творческого решения проблемы.
Вариативность мышления, безусловно,
повышается с расширением опыта
и знаний, но помимо них в учебном
процессе большую роль играет и использование
соответствующих методов, специально
стимулирующих решение
Таким образом, мы рассмотрели понятие мышление, выделили виды мышления, раскрыли понятие продуктивное мышление, и установили, что вариативность мышления - это одно из свойств продуктивного мышления. Данное свойство формируется в процессе обучения. Считаем необходимым, более подробно, рассмотреть вопрос формирования вариативности мышления в младшем школьном возрасте.
1.2 Особенности
развития вариативности
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
За первые три-четыре года
учения в школе прогресс в умственном
развитии детей бывает довольно заметным.
От доминирования наглядно-
Таким образом, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:
У первоклассников и
До семилетнего возраста у детей можно
обнаружить лишь репродуктивные образы-представления
об известных объектах им событиях, не
воспринимаемых в данный момент времени,
причем эти образы в основном статичные.
Продуктивные образы-представления результата
новой комбинации некоторых элементов
появляются у детей в процессе специальных
творческих заданий. Следовательно, в
младшем школьном возрасте обучающиеся
уже могут проявлять вариативность мышления,
так как они уже накопили определенный
запас знаний, на основе которых они могут
разрабатывать различные варианты решения
поставленной задачи.
Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии, в том числе и в развитии вариативности мышления.
Учение способствует приобретению
знаний, умений и навыков, развитию
креативности (при специально организованном
обучении, включающим систему творческих
заданий). Немаловажное значение для развития
вариативности мышления имеют коммуникативные
черты характера ребенка, в частности,
его общительность, контактность, отзывчивость
и покладистость, а также волевые черты
личности: настойчивость, целеустремленность,
упорство и другие.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном
развитии и в том числе развитии вариативности
мышления у младших школьников играет
труд, который представляет для них сравнительно
новый вид деятельности. Труд совершенствует
практический интеллект, необходимый
для самых разных видов будущей профессиональной
творческой деятельности. Он должен быть
достаточно разнообразным и интересным
для детей. Любое задание по школе или
по дому желательно делать интересным
и достаточно творческим для ребенка,
предоставив ему возможность размышления
и принятия самостоятельных решений. Поощряться
в труде должен инициативный и творческий,
вариативный подход ребенка к делу,
а не только выполненная им работа и ее
конкретный результат [7, с. 78].
Расширение сферы и
содержания общения с
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, в том числе и вариативность мышления, помогающая одерживать победу в различных игровых ситуациях, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное [8, с. 89].
Таким образом, основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома способствуют развитию вариативности мышления младшего школьника, целенаправленно же этот процесс в основном осуществляется в учебной деятельности.
Возвращаясь к разговору
о ведущей деятельности в младшем
школьном возрасте, а именно к учебной
деятельности стоит отметить, что
школьное обучение строится таким образом,
что словесно-логическое мышление получает
преимущественное развитие. В младшем
школьном возрасте дети располагают
значительными резервами
В последнее время количество
детей, испытывающих трудности в
обучении заметно возросло. И в
обычных классах начальной
Логическое мышление –
это основа успешного формирования
общеучебных умений и навыков, требуемых
школьной программой.
Еще профессор А.А.Столяр утверждал, что
логическое и практическое (жизненное)
содержание в младшем школьном возрасте
осваивается в единстве и не может быть
отделено одно от другого [13, с. 12]. Решить
проблему неуспеваемости можно через
применение такой инновационной технологии
как развитие вариативности мыслительной
деятельности.
Цель инновационной технологии «Развитие
вариативности мыслительной деятельности»
- формирование общеучебных компетенций
учащихся с учетом их возможностей и способностей.
Применение инновационной технологии
«Развитие вариативности мыслительной
деятельности» помогает учителю решать
на уроке следующие задачи:
1. Учить прогнозировать конечный результат
деятельности;
2. Развивать умение планировать ход выполнения
учебной задачи;
3. Развивать способность учащихся находить
разнообразные и рациональные способы
решения поставленной задачи (проблемы);
4. Воспитывать волевые качества, владение
методам самоконтроля, самопроверки, самооценки
5. Формировать положительное отношение
к учению.
Систематическое применение инновационной
технологии «Развитие вариативности мыслительной
деятельности» позволяет осуществлять
передачу знаний в форме поиска, исследования,
путешествия, открытия. Главное - не сообщать
информацию в готовом виде, а передавать
способы работы с ней. Технология предусматривает
применение индивидуальных и коллективных
форм работы, организацию учебно-познавательной,
самостоятельной деятельности учащихся,
использование творческих заданий, создание
атмосферы доверия и ситуации успеха.
В методической разработке урока представлены
различные формы работы по развитию вариативности
мыслительной деятельности:
•Поиск
•Исследование
•Путешествие
•Открытие [7, с. 68].
В основе развития вариативности
мышления лежит личностно-