Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13
Выводы по главе 1……………………………………….….…................15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….……………………………….....................32
Заключение……………………………………………………...............34
Список литературы……………………………………………………..37
Ответ: (Обозначение на чертеже).
Вопрос. Как обозначить на чертеже, что всего на обеих полках было 42 книги?
Ответ: (Обозначение на чертеже).
Вопрос. Все ли условия отражены на чертеже?
Ответ: Все.
После того, как модель построена, нужно дать детям подумать и решить задачу в два вопроса:
1) Сколько было бы книг на обеих полках, если бы на второй полке было столько книг, сколько на первой? 42 – 12 = 30 (к.).
2) Сколько книг на первой полке? 30 : 2 = 15 (к.).
3) Сколько книг на второй полке? 15 + 12 = 27 (к.). (или 42 – 15 = 27).
Можно решать задачу и по-другому:
1) Сколько было бы книг на обеих полках, если бы на первой полке было столько книг, сколько на второй? 42 + 12 = 54 (к.).
2) Сколько книг на второй полке? 54 : 2 = 27 (к.).
3) Сколько книг на первой полке? 27 – 12 = 15 (к.). (или 42 – 27 = 15)
Ответ: На первой полке 15 книг, на второй полке 27 книг.
3. Сколько существует трехзначных чисел, у которых все цифры нечетные?
Решение. На первое место можно поставить любую из пяти нечетных цифр, на второе – любое из пяти нечетных цифр, на третье – любое из пяти нечетных цифр. Итого чисел 5 х 5 х 5 = 125.
Ответ: 125 чисел
Таким образом, мы
теоретически обосновали с
Выводы по главе 2
На основе теоретических
положений по проблеме исследования
и выявленных противоречий была составлена
и проведена опытно-
Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения положения изучаемой проблемы в экспериментальном и контрольном классах. Для этого нами было проведено анкетирование учителей, позволившее определить их отношение к развитию вариативности мышления в процессе выполнения математических заданий, метод независимых характеристик и анкетирование учащихся, выявившее у них уровень развития вариативности мышления в указанных классах.
Необходимо отметить, что мы определили, что на практике в школе действительно существует противоречие по нашей проблеме исследования. Как выяснилось, учителя на практике занимаются развитием вариативности мышления на некоторых этапах урока и не в системе. Анкетирование учащихся и метод независимых характеристик показало, что уровень развития вариативности мышления в указанных классах находится на среднем уровне.
Исходя из этого, были теоретически обоснованны педагогические условия развития вариативности мышления в процессе выполнения математических заданий в начальной школе, которые были выделены в гипотезе:
1) систематичности работы
по развитию вариативности
2) выделение следующих
процедур развития
3) систематическое использование
специальных заданий (имеющих
единственный правильный ответ,
Заключение
В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут средства развития вариативности мышления. Одним из этих средств, бесспорно, можно математические задания.
В теоретической части исследования были раскрыто понятие «мышление», «вариативность мышления». За основу в работе нами было взято следующее определение.
Мышление - это высшая, опосредованная, вербально-логическая ступень познания.
Под вариативностью мышления мы понимаем способность к множественной перегруппировке идей и связей.
Говоря об эффективности развития вариативности мышления при изучении математики, мы учитываем возрастные особенности младшего школьника. Поэтому мы рассмотрели особенности развития вариативности мышления на уроках математики в начальной школе.
Математика должна решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Одной из задач всех уроков является развитие мышления, в частности вариативности мышления. Этому способствуют математические задания.
Опытно-экспериментальная
работа включала в себя констатирующий
эксперимент и проект формирующего
эксперимента. Констатирующий эксперимент
проводился с целью выяснения
положения изучаемой проблемы в
контрольном и
На завершающем этапе констатации было проведено анкетирование учащихся и метод независимых характеристик. Анализ результатов анкетирования у обучающихся экспериментального класса показал средний уровень развития вариативности мышления и уконтрольного класса.
Проведенный эксперимент на этапе констатации показал, что проблема развития вариативности мышления у указанных классов актуальна.
Выдвинутые в гипотезе
педагогические условия, при
1) систематичности работы
по развитию вариативности
2) выделение следующих
процедур развития
3) систематическое использование
специальных заданий (имеющих
единственный правильный ответ,
- были доказаны теоретически.
Список литературы
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.