Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель исследования заключатся в решении выдвинутой проблемы.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу с целью раскрытия сущности понятий «мышление», «вариативность мышления», « процесс развития вариативности мышления».
2) выявить психолого-педагогические особенности развития вариативности мышления у младших школьников.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития вариативности мышления у младших школьников
1.1. Развитие вариативности мышления с позиции педагогики и психологии…...........................................................................................................7
1.2. Особенности развития вариативности мышления в младшем школьном возрасте………………………………………………………………
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников…………………………….......................13
Выводы по главе 1……………………………………….….…................15
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий
2.1. Методика и организация опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего эксперимента ….……………………………….......19
2.2. Проект формирующего эксперимента по проблеме развития вариативности мышления у младших школьников в процессе выполнения математических заданий………………………..……27
Выводы по главе 2……….……………………………….....................32
Заключение……………………………………………………...............34
Список литературы……………………………………………………..37
На каждом уроке с применением технологии «Развитие вариативности мыслительной деятельности» учащимся дается возможность реально оценить свои знания, улучшить свой личный результат и повысить самооценку.
Показателями развития вариативности мышления у учащихся являются:
Данная технологи предусматривает ежегодное определение уровня сформированности вышеперечисленных умений по трехуровневой системе (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень), с помощью диагностики. Рост показателей фиксируется в картах индивидуального развития детей.
Рассмотрим динамику развития вариативного мышления на примере учащихся класса учителя Посоховой Е.А. за 2007/08/09 учебные года. Так к концу первого класса 16% учащихся обладали вышеперечисленными умениями, которые и являются показателями развития вариативности мышления. К концу 2-го класса этот показатель составил 36%, к концу 3-го класса – 84% [5, с.48].
В свою очередь наблюдается прямая зависимость между уровнем вариативности мышления и уровнем обученности и качества усвоения программного материала:
Если к концу 1 класса уровень обученности составил 77%, а уровень качества – 8%, то к концу 3 класса – уровень обученности – 100%, уровень качества – 27%, что для классов КРО является хорошим показателем.
Таким образом, младший школьный
возраст является сенситивным для
развития вариативности мышления. Данная
проблема нашла отражение в
1.3. Возможности математических заданий для развития вариативности мышления младших школьников
Согласно ФГОС начального общего образования в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия как основа умения учиться [1].
В сфере познавательных универсальных учебных действий младшие школьники должны научится воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. Таким образом, развитие мышления младших школьников осуществляется через формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Касаясь проблемы вариативности мышления, в ФГОС начального общего образования можно выделить следующие пункты [1]: младший школьник должен уметь ориентироваться на разнообразие способов решения задач; выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приёмов решения задач. То есть предусматривается широкий спектр умений, которые не возможно сформировать если у обучающихся не развита вариативность мышления.
Перечисленные выше задачи решаются, как уже было сказано в процессе изучения всех учебных предметов. Рассмотрим на примере предмета математики.
Содержание обучения
математике в начальной школе
направлено на формирование у
учащихся математических
В результате обучения математике реализуются следующие цели:
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов, например, прямоугольник, его периметр, площадь и др., выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки, дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения искать различные варианты решения задач и др.
Математическое содержание
позволяет развивать и
Математика как наука обладает уникальным эффектом. Она, по высказыванию М.В. Ломоносова, “ум в порядок приводит”. И дело не в том, какой уровень математических способностей у ребенка. Суть математики проявляется, прежде всего, в определенном количестве мышления, стиле мышления, а вовсе не в “ сумме знаний ”. Если у человека не развито математическое мышление, никакие знания это мышление не породят.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: “Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли и познавательной самостоятельности”.
На уроках математики используются
следующие задания, способствующие
развитию самостоятельности и
Задания, способствующие развитию продуктивности, содержат указания на поиск разных вариантов решения. Важно при этом количество найденных вариантов. Но показатель продуктивности не дает полного представления о вариативности мышления. Необходимо так же учитывать показатель оригинальности.
Математические задания, способствующие развитию оригинальности, содержат аналогии вариантов решения и указания на поиск вариантов отличных от данного. Учитывается степень отличия найденных вариантов от данных в условии, важность стремления выяснять способы других решений.
Математические задания, способствующие развитию самостоятельности в проявлении вариативности, не содержат специальных указаний на поиск различных вариантов. Учитываются найденные самостоятельно, без посторонней подсказки разные варианты.
Обучение младших школьников
решению нестандартных
Задачи серий I-III позволяют сформулировать первую рекомендацию для учащихся при решении нестандартных задач:
1. Для того, чтобы решить задачу бывает полезно построить к ней рисунок или чертеж.
Серия I. Задача 1. Бревно длиной 12 м распилили на 6 равных частей. Сколько распилов сделали?
После чтения задачи ученикам предлагается ответить на вопрос, решали ли они задачи такого вида и известны ли им способ решения таких задач. Возможно, некоторые ученики ошибочно будут считать, что знают как решить задачу:
«Надо 12 разделить на 6 равных частей».
Даю возможность учащимся найти результат, оценить его и убедиться в ошибке. Разделив 12 на 6, мы узнали, что длина одной части равна 2 м. Но в задаче спрашивается не какова длина одной части, а сколько сделали распилов. Следовательно, задача решена неправильно.
Затем ученики могут вновь прийти к ошибочному заключению:
«Сколько частей, столько и распилов».
Предлагаю проверить найденный ответ, сделав условный рисунок или чертеж. Ученики обозначают бревно отрезком в 12 клеточек, делят его на вертикальные засечки на 6 равных частей. Подсчитав число полученных засечек (распилов) они убеждаются, что их 5, а не 6, как они считали раньше. Эту задачу решили, не выполняя арифметических действий. Ответ получили, построив чертеж.
Таким образом, учащиеся приходят к выводу: при поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж, так как работа с чертежом может являться способом решения задачи.
Решение нестандартных задач позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, к критическому осмыслению полученных результатов; развивает у них гибкость, вариативность мышления.
Развитие качеств личности и вариативности мышления на уроках математики способствует развитию интеллекта, дает возможность использованию многовариантных заданий для самостоятельного обучения.
Таким образом, мы видим что
образовательная область «
Выводы по главе 1
Проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что математика способствует развитию вариативности мышления у младших школьников.
Мышление - это высшая, опосредованная, вербально-логическая ступень познания.
Под вариативностью мышления мы понимаем способность к множественной перегруппировке идей и связей.
Говоря об эффективности развития вариативности мышления при изучении математике, мы учитываем возрастные особенности младшего школьника. Поэтому мы рассмотрели особенности развития вариативности на уроках математике у младших школьников.
Математика должна решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Одной из задач всех уроков является развитие мышления, в частности вариативности мышления. Мы рассматриваем процесс решения математических заданий.
Вариативность мышления, безусловно,
повышается с расширением опыта
и знаний, но помимо них в учебном
процессе большую роль играет и использование
соответствующих методов, специально
стимулирующих решение
Показателями развития вариативности мышления являются его продуктивность, самостоятельность, оригинальность и разработанность.
Рассмотрев основные теоретические
положения по нашей проблеме, перейдем
к опытно-экспериментальной