Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультет психологии и педагогики детства
Кафедра психологии и педагогики детства
Взаимосвязь детско-родительских отношений
и социальной адаптации дошкольников
Курсовая работа бакалавра
направление «Педагогика» профиль «детская практическая психология»
(2011 -2012 Г.Г..)
Омск-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический
анализ взаимосвязи детско-
1.1Особенности социальной
1.2 Сущность
детско-родительских отношений…
1.3 Детско-родительские
отношения, как фактор социальной адаптации
детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование
взаимосвязи детско-
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа
детско-родительских отношений
и их взаимосвязи…………………………………………………
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента…
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Проблематика
детско-родительских отношений остается
неизменно острой на протяжении всего
развития психологической науки
и практики. Взаимодействие ребенка
с родителем является первым опытом
взаимодействия с окружающим миром.
Этот опыт закрепляется и формирует
определенные модели поведения с
другими людьми, которые передаются
из поколения в поколение. В каждом
обществе складывается определенная культура
взаимоотношений и
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.
Анализ
современной психологической
В отечественной литературе наиболее часто используется термин «родительское отношение». При этом большинство авторов сводит анализ родительского отношения к анализу отношения к ребенку, оценке ребенка либо особенностям стиля воспитания. В традиционном понимании родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков [33,4].
Основываясь
на работах отечественных
Многие
социальные проблемы современности, в
том числе такие как
Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социальной адаптации закладываются уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его личности.
Удовлетворение базовых потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность в безусловной любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор развития личности.
В основе социальной успешности лежит одна из важнейших человеческих потребностей – в признании. Ее нереализованност в дошкольном возрасте может повлиять на формирование неадекватной Я-концепции и как следствие – асоциальной поведенческой направленности.
Необходимая
часть психологической
Нельзя забывать и о гармонизации зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс социальной адаптации.
Таким образом, для успешной социальной адаптации дошкольников необходимо стремиться сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.
Основой
успешности процесса социальной адаптации
являются гармоничные детско-
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать влияние детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников.
Объект исследования – социальная адаптация дошкольников.
Предмет исследования - детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольников.
Задачи работы:
Методы исследования:
База исследования: Исследование проводилось с мая по октябрь 2011 года в МДОУ «Новопокровский детский сад», иыборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: Мы предполагаем, что детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать его результаты в социально-педагогической работе с дошкольниками и их родителями для гармонизации детско-родительских отношений.
Понятие «адаптация», возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на «стыках», «точках соприкосновения» наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. «Понятие «адаптация», как общенаучное понятие, содействует синтезу, объединению знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия способствуют объединению исследуемых объектов различных наук в целостные теоретические построения» [36,6]. В этой связи вполне обоснованной представляется точка зрения Ф.Б. Березина, который рассматривает адаптационную концепцию как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [5,258].
Существует множество
По мнению В.Д. Колесова, процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса - адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации - адаптивный эффект [14,9].
Понятие «адаптация» может также иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный ее аспекты рассматриваются в конкретном исследовании.
И.Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений [24,57]. Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж. Пиаже (J. Piaget), процесс социальной адаптации выступает как единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды [37,623]. В работе И.А. Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни [20,132-136]. По мнению Т.Н. Вершининой, если социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности [44,238-263]. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» [3,135-136]. В отечественной социологической литературе адаптация может также пониматься как процесс приспособления малых и больших групп. Так, в монографии Л.Л. Шпак социальная адаптация определяется как «... приспособление и привыкание личности и общностей (классов, социальных групп и слоев, наций, трудовых коллективов, семьи), а также самодеятельных коллективов и движений к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями» [41,37].
Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников