Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)

Внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым развертывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением  своих возможностей дети стремятся  к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослыми, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений  и взаимоотношений в предметном мире.

Потребность ребенка в уважении со стороны  взрослого обусловливает особую чувствительность детей младшего и  среднего дошкольного возраста к  той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после  замечаний или порицаний, а также  в возбуждении и восторге детей  после похвал. Важнейшим средством  коммуникации на уровне этой формы общения становится речь, потому что только она одна открывает возможность выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения[30,136-141].

Значение  внеситуативно-познавательной формы  общения со взрослыми состоит  в том, что она помогает детям  неизмеримо расширять рамки мира, доступного для их познания, позволяет  им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Выводы по первой главе

Итак  для детей дошкольного возраста характерна одна особенность - их обуревает тысяча вопросов, которые можно разрешить только в контактах со взрослыми. Но получить желаемое разъяснение ребенок может только в тех случаях, когда взрослые относятся к вопросу как к чему-то по-настоящему важному. Дело усугубляется еще тем, что на первых этапах умственного (теоретического) сотрудничества со взрослыми ребенок ощущает большую неуверенность. Ведь он впервые вступает в область умозрительных рассуждений и теряет привычную опору на наглядность. Сотрудничество в этой новой сфере представляется ему возможным только в том случаи, если взрослый не станет смеяться над ним. Неслучайно постоянно отмечается: если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффективному поведению. Ранимость детей - не чисто индивидуальная особенность, а именно возрастной феномен. В этот же период малыши увлекаются построением фантастических образов, придумывают необычных людей, животных, измышляют их разнообразные приключения.

Дети, достигшие  внеситуативно-познавательного общения, испытывающие потребность в уважении взрослого, при выполнении задания  стараются справиться со всем и после  каждого указанного действия украдкой, а то и в открытую поворачиваются к взрослому в поисках одобрения. Настойчивость, порождаемую требовательность к себе и стремлением заслужить  уважение взрослого, эти дети проявляют  постоянно.

Стремление  к самостоятельности, настойчивость  в достижении цели, так же как  и расцвет творческого воображения, имеют и свою обратную сторону. Непочтительное отношение взрослого к новым  способностям ребенка, подозрение в  лживости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивление, негативизм. Ответственность  взрослого в деле налаживания  теоретического сотрудничества с детьми огромна. Главное, что должен он обеспечить ребенку, у которого развита внеситуативно-познавательная форма общения, - это уважительное отношение к его духовным запросам. Самое неблагоприятное влияние - пренебрежительное отношение старшего к стремлению ребенка к знанию, к неведомому.

 

Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских    отношений и социальной адаптации дошкольников

2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной адаптации дошкольников, типадетско-родительских отношений и их взаимосвязи.

 

 

Для исследования влияния детско-родительских отношений  на адаптацию дошкольников нами было проведено данное исследование. В  исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 6-5 лет и их родители. Исследование проводилось на базе МДОУ «Новопокровский детский сад».

Цель  исследования: Проанализировать влияние  детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников.

Задачи  исследования:

    1. Изучить уровень социальной адаптации дошкольников.
    2. Исследовать особенности детско-родительских отношений.
    3. Сравнить уровень адаптации дошкольников с особенностями детско-родительских отношений.
    4. Сделать выводы.

Для исследования уровня социальной адаптации дошкольников нами была использована методика Рене Жиля (см. приложение 1).

Цель  методики: Исследование социальной приспособленности  ребенка, сферы его межличностных  отношений и их особенностей, его  восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его  поведения.

Методика  позволяет выявить конфликтные  зоны в системе межличностных  отношений ребенка, давая тем  самым возможность, воздействуя  на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана  в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

По мнению этих исследователей, методика «позволяет получить информацию, существенно дополняющую  представление о внутреннем мире ребенка, и поэтому может использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Выявление нарушенной системы отношений ребенка дает ключ к пониманию того, как, воздействуя  на эти отношения, можно влиять на дальнейшее развитие личности ребенка  и корректировать его» [30,3].

Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей  или детей и взрослых, кратким  текстом, поясняющим изображенную ситуацию, и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к  ним вопросы, показывает выбранное  им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел  бы себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных  вариантов поведения. Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответ, узнать подробности  осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, щекотливые моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто  те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках, при этом важно записать порядок, в котором они названы. И в целом можно использовать те возможности, которые дают проективные  методики. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития —  и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно  разделить на две большие группы переменных:

А. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими  людьми:

  1. отношение к матери;
  2. отношение к отцу;
  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родительская чета (родители);
  4. отношение к братьям и сестрам;
  5. отношение к дедушке, бабушке и другим близким взрослым родственникам;
  6. отношение к другу (подруге);
  7. отношение к учителю (воспитателю).

Б. Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;
  2. стремление к общению в больших группах детей;
  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  4. конфликтность, агрессивность;
  5. реакция на фрустрацию;
  6. стремление к уединению и, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Каждая  из 13 перечисленных переменных образует самостоятельную шкалу. В табл., где  представлены все шкалы, также указано  количество заданий методики, относящихся  к той или иной шкале (например, в шкале № 1 — «отношение к  матери» — их 20), и номера этих заданий.

Оперируя  двадцатью заданиями методики (№1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42), экспериментатор получает материал для анализа отношений  ребенка к матери, а данные по шкале «любознательность» дают только шесть заданий. Соответственно количеству заданий осуществляется графическое  деление шкал на регистрационном  листе.

Каждое  задание методики многозначно, т.е. выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание №1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям в целом, как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.

Соотнеся  полученный от испытуемого ответ  с той или иной переменной, экспериментатор  вписывает номер выполненного задания  в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений  ребенка и связанных с нею  некоторых личностных и поведенческих  характеристик испытуемого.

Кроме того, можно соотнести уровни распределения  выраженности разных отношений с  числовыми значениями в процентах. С помощью процентных шкал вверху и внизу регистрационного листа  полученные сырые количественные оценки переводятся в шкальные, вычисляемые  на основе отношения набранного количества баллов к максимальному, приравненному  к 100%. Полученные процентные значения облегчают сравнительный анализ различных групп испытуемых.

Для изучения особенностей детско-родительских отношений  нами была использована методика «Опросник  родительского отношения» (см. приложение 2) [18,298].

С помощью  этого теста можно определить характер отношения к ребенку, те способы поведения, которые предпочитают в общении с ним, особенности  родительского восприятия и понимания  его личности и поступков.

Авторы  теста (Я.А. Варга, В.В. Столин) выделяют пять типов отношения родителя к своему ребенку:

  1. принятие-отвержение;
  2. кооперация;
  3. симбиоз;
  4. авторитарная гиперсоциализация;
  5. маленький неудачник.

Степень выраженности каждого из типов зависит  от количества положительных ответов, данных на соответствующие вопросы. Подсчитывается количество положительных  ответов по каждому показателю, и  даются описания родительского отношения.

По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что большинство  детей (68%) привязаны к матери. Можно  констатировать проблемы в отношениях с отцом у 35% детей. Только 24% детей  воспринимают родителей, как родительскую чету. Дети в исследуемой группе предпочитают общение с бабушками  и дедушками общению с братьями и сестрами (34% против 29%). Только у 12% детей можно диагностировать  выраженные отношения к друзьям. Отношения с воспитателем диагностированы  у 10% детей.

Исследовав  сферу межличностных взаимоотношений  и особенностей адаптации детей, мы получили, что любознательность характерна для 58% детей. Но стремление к общению в больших группах  детей выказывают только 20%. Стремление к доминированию или лидерству  в группе детей характерно для 10 % детей. Конфликтность и агрессивность  диагностирована у 15% детей. Реакция  на фрустрацию[7,572] выявлена у 37% детей. Стремление к уединению, отгороженность – у 19% детей (см. приложение 3).

По результатам  диагностики, мы можем сделать вывод  об уровне социальной адаптации детей  в исследуемой группе (см. приложение 3):

Высокий уровень адаптации – у 20% детей.

Средний уровень адаптации – у 58% детей.

Низкий  уровень адаптации – 22% детей.

«Опросник родительского отношения» выявил, что  большинство родителей требует  от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии  разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными  достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере (авторитарная гиперсоциализация) - 38% родителей. К симбиотическим отношениям с ребенком (ощущение себя с ребенком единым целым, стремление удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни) стремятся 25% родителей. Тип взаимоотношений «маленький неудачник» выбирают 13% родителей. К кооперации (заинтересованности делами и планами ребенка, стремлению помогать ему, проявлению сочувствия) склонны 24% родителей. В исследуемой группе родителей не было выявлено такого характера отношений с ребенком, как принятие-отвержение (см. приложение 3).

На наш  взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения  по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников