Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли  такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Таким образом, в нашем исследовании мы получили следующую картину родительского  отношения к детям (см. приложение 3):

  • Оптимальный уровень родительских отношений – 24%.
  • Нейтральный уровень родительских отношений – 38%.
  • Отрицательный уровень родительских отношений – 38%.

Сравнив результаты по двум методикам, мы получили, что высокий уровень адаптации  характерен для дошкольников, чью  семью характеризует оптимальный  уровень родительских отношений (отношения  по типу кооперации). Средний уровень  адаптации у детей с нейтральным  уровнем родительских отношений  в семье (отношения по типу «симбиоз»  и «маленький неудачник»). Низкий уровень  адаптации у дошкольников, в чьей семье отрицательный уровень  родительских отношений (отношения  по типу «авторитарная гиперсоциализация» и отвержение).

2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня адаптации у дошкольников

Для повышения уровня адаптации у дошкольников и коррекции детско-родительских отношений нами была разработана коррекционная программа.

           Актуальность программы: Многие социальные проблемы современности, в том числе такие как катастрофическое падение уровня здоровья людей, рост преступности и различных видов зависимостей, неуправляемая агрессия, «произрастают» из единого корня – из непонимания людьми самих себя, смысла своей жизни, неспособности координировать свое взаимодействие друг с другом и средой обитания.

Время настоятельно требует появления силы, влияющей на эти процессы, а именно человека, способного жить созидательно и конструктивно, не причиняя никому вреда. Основы успешности процесса социализации закладываются  уже в раннем возрасте, проникая из атмосферы, в которой растет ребенок, в глубинные структуры его  личности.

Удовлетворение  базовых потребностей, положенных в  основу психического здоровья, таких  как потребность в безусловной  любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в  подсознательный опыт ребенка в  раннем и дошкольном возрасте, определяя  вектор развития личности.

Цель  программы: Оптимизация детско-родительских отношений дошкольников.

Задачи  программы:

  1. Развитие компетентности родителей.
  2. Обучение эффективным методам взаимодействия с ребёнком посредством игры.
  3. Сформировать в ребенке позитивное восприятие самого себя как человека с положительными качествами и недостатками, умение обращаться к себе, советоваться с собой, оценивать свои мысли и поступки.
  4. Гармонизация зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения.

Этапы построения программы:

1-й этап  – подготовительный.

Цель  – создать условия для ведения экспериментальной работы.

Задачи:

  1. ввести детский коллектив в режим нестандартных педагогических приемов, открыть потребность ребенка к взаимодействию с социумом с сохранением своей индивидуальности;
  2. содействовать формированию установки в родительском коллективе на создание психологической культуры в семье как основы здоровья;
  3. раскрыть творческий потенциал педагогического коллектива в процессе работы с детьми и родителями.

2-й этап  – формирующий.

Цель  – содействовать созданию целостной картины социально-психологического здоровья.

Задачи:

  1. включить детей в освоение позитивного социально-психологического опыта на специальных занятиях, в игре и продуктивном творчестве;
  2. организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании, границах и признании;
  3. ввести в режим образовательной среды ДОУ акции совместного творческого взаимодействия семьи и детского сада, направленные на поддержку позитивного семейного потенциала.

3-й этап  – творческий.

Цель  – содействовать сохранению и развитию обратной связи в системе детский сад – ребенок – семья.

Задачи:

  1. укреплять и поддерживать пространство социальной рефлексии в детском коллективе на основе развития эмпатии и стремления к сотрудничеству;
  2. поддерживать инициативу родительского коллектива во внедрении творческих форм взаимодействия с ДОУ на основе индивидуальных потребностей семьи;
  3. развивать индивидуально ориентированные формы педагогического взаимодействия на основе реализации творческого потенциала каждого сотрудника, опираясь на высокий профессионализм.

Первый  блок программы включал в себя комплекс следующих мероприятий:

1. Занятия  с детьми «Уроки доброты».

2. Занятия  с родителями «Искусство родительской  любви».

3. Семинар  для педагогов «Раскрытие индивидуальности  ребенка».

1. Занятия  с детьми.

Слово «урок» было выбрано умышленно с целью  создания позитивного образа понятия, которое в школьной жизни ребенка  займет значительное место. Учитывая существующий стереотип, предлагается создание позитивно  окрашенного образа урока как  бесконечного и интересного открытия себя и мира, полного чудес и  удивительных событий. Само по себе словосочетание «Уроки доброты» дает ребенку возможность на эмоциональном уровне установить подсознательную взаимосвязь между социально весомым словом «урок» как воплощением труда и словом «доброта» как проникновением в тайны истинного богатства человеческой природы.

Задачи  «Уроков доброты»:

  1. научить ребенка сопереживать;
  2. размышлять о своем эмоциональном состоянии, отслеживать его;
  3. научить создавать комфортную психологическую обстановку в окружающем мире;
  4. внушить уверенность в себе, ответственность за свои поступки.

«Уроки  доброты» рекомендуется проводить 2 раза в неделю в течении 6 месяцев. Особый ритуал его начала и окончания  создает у детей настрой на рефлексивную, спонтанную деятельность. Каждый урок содержит двигательное, дыхательное  упражнение, сказку, игру на сотрудничество и эмпатию, рисование. Символы-образы, являющиеся темой урока, открывают  детям путешествие по миру чувств. В каждой группе можно сделать  панно «Волшебная страна» – специальное  цветовое поле, на котором размещены  «Цветочки Доброты», сделанные детьми дома совместно с родителями. Это  наглядное пособие, которое направлено на формирование эмпатии, обучение саморегуляции, анализу чувственного мира.

В конце  полугодия как итог занятий с  детьми рекомендуется провести фестиваль  Доброты с заключительным праздником – балом Добрых волшебников. Цель этого мероприятия – снятие психосоматического напряжения, преодоление комплексов в системе взрослый – ребенок, раскрытие творческого потенциала детей, закрепление позитивного  отношения к пространству детского сада.

Работа  по программе предусматривает индивидуальный контроль. На каждого ребенка необходимо завести индивидуальные карты. Трижды за год проводится диагностика психосоматического здоровья детей. По ее результатам осуществляется коррекционная работа с детьми.

2. Взаимодействие  с родителями.

Встречи с родителями проводятся 1 раз в  неделю. Каждая встреча может состоять из двух частей:

  1. теоретическое освещение поставленной проблемы с конкретными практическими рекомендациями по ее разрешению;
  2. индивидуальное консультирование родителей.

Рекомендуем к рассмотрению следующую проблематику:

    1. целостное понимание здоровья ребенка – взаимосвязь его физического, эмоционального и интеллектуального состояния;
    2. раскрытие индивидуальности ребенка;
    3. значение дошкольного возраста для формирования эмоционального здоровья ребенка;
    4. особенности различных видов зависимостей, их корни, профилактика возникновения;
    5. возрастная периодизация, кризисы возрастных этапов, взаимосвязь мира взрослых и мира ребенка;
    6. базовые потребности и поведение ребенка;
    7. типы семейного воспитания;
    8. особенности подготовки ребенка к школе, понятие психологической готовности, семейный уклад и жизнь первоклассника.

Заключительным  этапом работы должно стать родительское собрание накануне проведения фестиваля  Доброты. Родителям можно предложить принять участие в трех проектах: «Машина времени», «Волшебная страна семьи», «Галерея добрых волшебников». В последний день фестиваля открывают выставку детско-родительских проектов.

Важным  фактором, помогающим развить взаимодействие педагогического коллектива и родителей, должен стать ежемесячный выпуск газеты «Цветочек Доброты», в которой  рассказывается о жизни детей  в детском саду, о главных событиях педагогического процесса и многое другое.

3. Работа  с педагогическим коллективом.

Рекомендуем провести три тематических семинара-практикума:

«Исследование основ успешности ребенка» – знакомство с методикой раскрытия индивидуальности ребенка, позволяющей анализировать  личностный потенциал;

«Коррекция  психофизического состояния детей  средствами игротерапии»;

«Основы психосоматического здоровья ребенка» – анализ мониторинга здоровья детей.

В течение  года необходимо проводить систематические  методические встречи с воспитателями  по поводу проведения уроков Доброты. К работе должен быть подключен психолог, что позволит осуществить индивидуальный подход как к детям, так и к  их родителям.

Таким образом, данная программа должна способствовать укреплению психосоматического здоровья детей, улучшению социальной адаптации  дошкольников, нормализации детско-родительских отношений, развитию творческой атмосферы  в педагогическом коллективе ДОУ.

2.3 Контрольный этап эксперемента

 

По окончании  коррекционных занятий нами была проведена повторная диагностика  влияния детско-родительских отношений  на социальную адаптацию дошкольников. Для контрольной диагностики  мы использовали те же методики, что  и в констатирующем эксперименте:

  1. Уровень социальной адаптации дошкольников мы исследовали при помощи методики Рене Жиля.
  2. Особенности детско-родительских отношений мы исследовали при помощи методики «Опросник родительского отношения». Результаты проведенного исследования выявили положительные изменения в проявлении социальной адаптации, уровне комфортности и психологической раскованности детей.

По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что несмотря на то, что большинство детей больше привязаны к матери (65%), у многих нормализовались взаимоотношения с отцом. Дети охотнее говорят об отце и делают больше выборов в процессе диагностики в его пользу (48%). Большее число детей стало оценивать родителей как родительскую чету (53%), что может свидетельствовать о единой позиции родителей в воспитании ребенка. Дети все еще предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (58% против 32%), но в целом, можно констатировать, что и взаимоотношения с братьями и сестрами у дошкольников нормализуются. Заметны позитивные изменения в отношениях к другу (подруге) (45% детей). Это вполне закономерно, если учесть, что стабилизируются отношения с близкими и повышается стремление к общению со сверстниками на фоне направленного воспитания в процессе коррекционных занятий коммуникативных способностей. Формированием коммуникативных навыков в процессе занятий и улучшением эмоционального фона в семье можно так же объяснить улучшение взаимоотношений детей и воспитателей (39%)(см. приложение 4).

При оценке личностных особенностей нельзя не обратить внимание на характер изменений в  проявлении такой характеристики, как  общительность. Стремление к общению  в больших группах детей проявляют 51% дошкольников. Конфликтность и агрессивность выявлена только у 10% детей. Реакция на фручтрацию диагностирована только у 15% дошкольников, что вдвое ниже по сравнению с первоначальными данными. Стремление к уединению, отгороженность проявляют только 6% детей.

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников