Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)

 

Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте  ответ «верно», если оно совпадает  с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.

Вопросы:

1. Я всегда  сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю  своим долгом знать всё, что  думает мой ребёнок.

3. Я уважаю  своего ребёнка.

4. Мне  кажется, что поведение моего  ребёнка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно  подольше держать ребёнка в  стороне от реальных жизненных  проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие  родители ограждают ребёнка от  трудностей жизни.

8. Мой  ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда  стараюсь помочь моему ребёнку.

10. Бывают  случаи, когда издевательское отношение  к ребёнку приносит ему большую  пользу.

11. Я испытываю  досаду по отношению к своему  ребёнку.

12. Мой  ребёнок ничего не добьётся  в жизни.

13. Мне  кажется, что дети потешаются  над моим ребёнком.

14. Мой  ребёнок часто совершает такие  поступки, которые кроме презрения,  ничего не стоят.

15. Для  своего возраста мой ребёнок  немножко незрелый.

16. Мой  ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой  ребёнок впитывает в себя всё  дурное, как “губка”.

18. Моего  ребёнка трудно научить хорошим  манерам при всём старании.

19. Ребёнка  следует держать в строгих  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

20. Я люблю,  когда друзья моего ребёнка  приходят к нам в дом.

21. Я принимаю  участие в своём ребёнке.

22. К моему  ребёнку “липнет” всё дурное.

23. Мой  ребёнок не добьётся ничего  в жизни.

24. Когда  в компании знакомых говорят  о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой  умный и способный, как бы  мне хотелось.

25. Я жалею  своего ребёнка.

26. Когда  я сравниваю своего ребёнка  со сверстниками, они кажутся  мне взрослее и по поведению,  и по суждениям.

27. Я с  удовольствием провожу с ребёнком  всё свободное время.

28. Я часто  жалею о том, что мой ребёнок  растёт и взрослеет, и с нежностью  вспоминаю его маленьким.

29. Я часто  ловлю себя на враждебном отношении  к ребёнку.

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребёнок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

31. Родители  должны приспосабливаться к ребёнку,  а не только требовать этого  от него.

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы моего  ребёнка.

33. При  принятии семейных решений следует  учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень  интересуюсь жизнью моего ребёнка.

35. В конфликте  с ребёнком я часто могу  признать, что он по-своему прав.

36. Дети  рано узнают, что родители могут  ошибаться.

37. Я всегда  считаюсь с ребёнком.

38. Я испытываю  к ребёнку дружеские чувства.

39. Основная  причина капризов моего ребёнка  – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребёнком.

41. Самое  главное, чтобы у ребёнка было  спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда  мне кажется, что мой ребёнок  не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю  увлечения своего ребёнка.

44. Мой  ребёнок может вывести из себя  кого угодно.

45. Я понимаю  огорчения своего ребёнка.

46. Мой  ребёнок часто раздражает меня.

47. Воспитание  ребёнка – сплошная нервотрёпка.

48. Строгая  дисциплина в детстве развивает  сильный характер.

49. Я не  доверяю своему ребёнку.

50. За  строгое воспитание дети благодарят  потом.

51. Иногда  мне кажется, что ненавижу своего  ребёнка.

52. В моём  ребёнке больше недостатков, чем  достоинств.

53. Я разделяю  интересы своего ребёнка.

54. Мой  ребёнок не в состоянии что-либо  сделать самостоятельно, а если  и сделает, то обязательно не  так.

55. Мой  ребёнок вырастет неприспособленным  к жизни.

56. Мой  ребёнок нравится мне таким,  какой он есть.

57. Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребёнка.

58. Нередко  я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок  не должен иметь секретов от  родителей.

60. Я невысокого  мнения о способностях моего  ребёнка и не скрываю этого  от него.

61. Очень  желательно, чтобы ребёнок дружил  с теми детьми, которые нравятся  его родителям.

 

Бланк для  ответов:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

                   

№ вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

                     

№ вопроса

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

                     

№ вопроса

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

                     

№ вопроса

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

                     

№ вопроса

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

                     

№ вопроса

61

                 

 

Номера  вопросов для каждого из типов  отношения:

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Подсчитывается  количество положительных ответов  по каждому показателю и даются следующие  описания:

1. Принятие-отвержение.

Если  вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно  сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним  много времени, одобряете его  интересы и планы.

Если  вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам  кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.

2. Кооперация.

Если  вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами  ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности  ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и  самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете  ребенку, стараетесь встать на его тючку  зрения в спорных вопросах.

Низкие  значения (8 баллов и ниже) говорят  о недостаточной выраженности такого типа отношения.

3. Симбиоз.

При высоких  значениях (4 балла и выше) по этому  показателю можно считать, что вы стремитесь к симбиотическим отношениям с ребенком. Это означает, что  вы ощущаете себя с ребенком единым целым, стремитесь удовлетворить все  его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно  ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется  вам маленьким и беззащитным. По своей воле вы никогда не позволяете ему проявлять самостоятельность.

Низкие  значения (2 балла и ниже) по этому  показателю говорят о наличии  межличностной дистанции в общении  с ребенком, которая совершенно необходима в любом взаимодействии между  людьми.

4. Авторитарная  гиперсоциализация.

При высоких  значениях (4 балла и выше) по этому  показателю в вашем отношении  к ребенку просматривается авторитаризм. Авторитарные родители обычно требуют  от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии  разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.

Низкие  значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма  в отношении к ребенку.

5. Маленький  неудачник.

При высоких  значениях (2 балла и выше) по этому  показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает  стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить  его инфантильным, более младшим  по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и  строго контролировать его действия.

При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.

 

Приложение 3. Результаты диагностики

 

Методика  Р. Жиля

 

 

Уровень социальной адаптации дошкольников

 

 

Опросник  родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

 

 

 

 

Приложение  4. Результаты диагностики

 

Методика  Р. Жиля

 

 

Уровень социальной адаптации дошкольников

 

 

Типы  детско-родительских отношений

 


Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников