Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа
Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56
Инструкция: Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
Вопросы:
1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3. Я уважаю своего ребёнка.
4. Мне
кажется, что поведение моего
ребёнка значительно
5. Нужно
подольше держать ребёнка в
стороне от реальных жизненных
проблем, если они его
6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10. Бывают
случаи, когда издевательское
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16. Мой
ребёнок ведёт себя плохо
17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.
18. Моего
ребёнка трудно научить
19. Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
22. К моему ребёнку “липнет” всё дурное.
23. Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25. Я жалею своего ребёнка.
26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с
удовольствием провожу с
28. Я часто
жалею о том, что мой ребёнок
растёт и взрослеет, и с
29. Я часто
ловлю себя на враждебном
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители
должны приспосабливаться к
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33. При
принятии семейных решений
34. Я очень
интересуюсь жизнью моего
35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39. Основная
причина капризов моего
40. Невозможно
нормально отдохнуть, если
41. Самое
главное, чтобы у ребёнка было
спокойное и беззаботное
42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
47. Воспитание
ребёнка – сплошная
48. Строгая
дисциплина в детстве
49. Я не доверяю своему ребёнку.
50. За
строгое воспитание дети
51. Иногда
мне кажется, что ненавижу
52. В моём
ребёнке больше недостатков,
53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
54. Мой
ребёнок не в состоянии что-
55. Мой
ребёнок вырастет
56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Бланк для ответов:
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
||||||||||
№ вопроса |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
№ вопроса |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
№ вопроса |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
№ вопроса |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
№ вопроса |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
№ вопроса |
61 |
Номера вопросов для каждого из типов отношения:
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37. 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждому показателю и даются следующие описания:
1. Принятие-отвержение.
Если вы получили высокие значения (11 баллов и выше) по этому показателю, можно сказать, что ваш ребенок нравится вам таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребенка, симпатизируете ему. Стремитесь проводить с ним много времени, одобряете его интересы и планы.
Если вы получили низкие значения (9 баллов и ниже) по этому показателю, то, скорее всего, считаете своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Часто испытываете к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Не доверяете ему и не уважаете его.
2. Кооперация.
Если вы получили высокие значения (9 баллов) по этому показателю, можно предположить вашу заинтересованность делами и планами ребенка. Вы стараетесь во всем помогать ему, проявляете сочувствие. Высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытываете чувство гордости за него. Поощряете инициативу и самостоятельность ребенка, стараетесь быть с ним на равных. Доверяете ребенку, стараетесь встать на его тючку зрения в спорных вопросах.
Низкие значения (8 баллов и ниже) говорят о недостаточной выраженности такого типа отношения.
3. Симбиоз.
При высоких
значениях (4 балла и выше) по этому
показателю можно считать, что вы
стремитесь к симбиотическим отношениям
с ребенком. Это означает, что
вы ощущаете себя с ребенком единым
целым, стремитесь удовлетворить все
его потребности, оградить от трудностей
и неприятностей жизни. Постоянно
ощущаете тревогу за ребенка. Он кажется
вам маленьким и беззащитным.
По своей воле вы никогда не позволяете
ему проявлять
Низкие
значения (2 балла и ниже) по этому
показателю говорят о наличии
межличностной дистанции в
4. Авторитарная гиперсоциализация.
При высоких
значениях (4 балла и выше) по этому
показателю в вашем отношении
к ребенку просматривается
Низкие значения (2 балла и ниже) являются показателем отсутствия авторитаризма в отношении к ребенку.
5. Маленький неудачник.
При высоких значениях (2 балла и выше) по этому показателю в вашем родительском отношении, скорее всего, преобладает стремление приписать ребенку личную и социальную несостоятельность, представить его инфантильным, более младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся вам детскими, несерьезными. Ребенок воспринимается неприспособленным, открытым для дурных влияний. Такие родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость. В связи с этим стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
При Низких значениях (0 баллов) подобные стремления бывают сведены к минимуму.
Методика Р. Жиля
Уровень социальной адаптации дошкольников
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Методика Р. Жиля
Уровень социальной адаптации дошкольников
Типы детско-родительских отношений
Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников