Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников,особенности социальной адаптации дошкольников, сущность детско-родительских отношений, детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации дошкольника, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретический анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
1.1Особенности социальной адаптации дошкольников……………………… 7
1.2 Сущность детско-родительских отношений……………………………… 12
1.3 Детско-родительские отношения, как фактор социальной адаптации детей дошкольного возраста…………………………………………………………. 23
Выводы по первой главе………………………………………………………. 32
Глава II. Исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников
2.1 Констатирующий этап эксперемента по диагностики социальной
адаптации дошкольников, типа детско-родительских отношений и их взаимосвязи……………………………………………………………………... 34
2.2 Формирующий этап эксперемента по повышению уровня социальной адаптации дошкольников и нормализации детско-родительских отношений ……………………………………………………………………... 40
2.3 Контрольный этап эксперемента………………………………………… 45
Выводы по второй главе………………………………………………………. 48
Заключение……………………………………………………………………… 49
Список литературы……………………………………………………………... 52
Приложения…………………………………………………………………….. 56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1для печати.docx

— 144.30 Кб (Скачать файл)

Полученные  данные подтвердили положительное  влияние разработанной коррекционной  программы на умение ребенка устанавливать  психологические контакты с окружающими  его близкими людьми, друзьями, воспитателями:

Высокий уровень адаптации – у 51% детей.

Средний уровень адаптации – у 39% детей.

Низкий  уровень адаптации – 10% детей.

Повторная диагностика с применением «Опросника родительского отношения» выявила, что теперь большее число родителей  проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются  во всем помогать ему, проявляют сочувствие. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность  ребенка, стараются быть с ним  на равных. Родители больше доверяют детям, стараются встать на его тючку  зрения в спорных вопросах. Таким  образом, большее число родителей  склонны к такому типу отношений  с ребенком, как кооперация (57%).

Такой стиль  отношений как симбиоз выбирают 32% родителей. Они ощущают себя с  ребенком единым целым, стремятся удовлетворить  все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка.

К стилю  отношений «авторитарная гиперсоциолизация» склонны 11% родителей. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного  послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку  зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия  сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.

По данным повторной диагностики в группе не выявлено родителей, выбирающих стиль  общения с ребенком «маленький неудачник» и «отвержение».

Таким образом, можно констатировать, что:

  • Оптимальный уровень родительских отношений – 57% семей.
  • Нейтральный уровень родительских отношений – 32% семей.
  • Отрицательный уровень родительских отношений – 11% семей.

Сравнив результаты по двум методикам, мы получили, что нормализация детско-родительских отношений положительно сказывается  на уровне социальной адаптации дошкольников.

 

Вывод по второй главе

В данной главе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены  типы семейных взаимоотношений и  их влияние на формирование личности  старших дошкольников, рассмотрен комплекс методик по этой теме и проведено  эксперементальное исследование по выяявлению зависимости  личности ребенка  от условий внутрисемейного воспитания. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.

 Таким образом, наша гипотеза о том, что детско-родительские отношения влияют на социальную адаптацию дошкольников подтвердилась.

Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит  свою жизнь. Зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.

Ребенку, испытывающему постоянный змоциональный  дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребенку  подчас непоправимый вред, тем больше возможности для коррекции. Но для  этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и  психологов.

Если  же родители отказываются от попытки  изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие  в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.

Гипотеза  о том, что атмосфера семейных отношений является фактором становления  личности ребенка, полностью подтвердилась  в данной работе. Также, подтвердилось  то, что  от отношения к ребенку родителей и других членов семьи от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит  дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям

 

Заключение

 

Итак, психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок  как самая чувствительная часть  социума подвержен разнообразным  отрицательным воздействиям.

В последние  годы, как свидетельствуют специальные  экспериментальные исследования, наиболее распространёнными стали явления социальной дезадаптации детей.

Основное  влияние на уровень социальной адаптации дошкольников оказывает психологический микроклимат семьи.

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

Детско-родительские отношения разными психологами  описывается весьма различными понятиями  и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями  авторов. Вместе с тем, практически  во всех подходах можно усмотреть  исходную дихотомию, которая создает  двойственность или поляризацию  родительских отношений. С одной  стороны, главной характеристикой  родительского отношения является любовь, которая определяет доверие  к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к  защите и безопасности, безусловное  принятие и внимание, целостное отношение  к нему. С другой - родительское отношение  характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения – это  система разнообразных чувств к  ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание  характера и личности ребёнка, его  поступков.

Для маленького ребёнка семья – это целый  мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые  могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Отношения детей и родителей необходимо рассматривать в контексте возраста, динамичность детско-родительских отношений  описывается не только с точки  зрения возрастных изменений, но и с  точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который  опосредует все отношения личности, в том числе и отношение  к детям.

В дошкольном возрасте круг общения ребенка расширяется, но родители еще продолжают играть ведущую роль в развитии поведения  ребенка, его самосознания, в формировании повседневных задач и долгосрочных целей. В дошкольном возрасте, как  и в раннем, сохраняется эмоциональная  зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно  обусловливают активность поведения  и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок  сохраняет хорошее эмоциональное  самочувствие, готовность действовать  и преодолевать препятствия и  в случаи неуспеха.

Актуальность  проблемы детско-родительских отношений  остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической  науки и практики.

Как показал  анализ литературных источников, существуют различные подходы к пониманию  причин такого явления, как дезадаптация. На социальную адаптацию дошкольников большое влияние оказывают эмоциональный  фон в семье и стиль детско-родительских отношений. Но тема эта еще до конца  не изучена и представляет большой  интерес для педагогов и психологов.

Таким образом, результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствует значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня социальной адаптации дошкольников.

 

Список литературы

 

  1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) - М.: Наука, 1976. – 272 с.
  2. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Вып. XI-II. - 1973. С. 66.
  3. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии // Молодежь и труд. - 1970. С. 135-136.
  4. Архиреева Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иваново, 2002. С. 3 – 6.
  5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Мысль, 1988. – 370 с.
  6. Бортов Р.В. Семейные отношения. - М.: Проспект, 2000. – 336 с.
  7. Варга А. Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: Педагогика, 1987. – 258 с.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Педагогика, 1997. – 260 с.
  9. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. – 2000. – № 10. С. 90 – 97.
  10. Детство идеальное и настоящее // Сборник работ современных западных ученых. - Новосибирск, 1994. – 318 с.
  11. Детская психология / Сост. Ефимкина Р.П. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 470 с.
  12. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения - М.: Наука, 1979. – 334 с.
  13. Кербинов О.В. Чтобы воспитание было успешным. – СПб.: Педагогика, 1998. – 238 с.
  14. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке - М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
  15. Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. – 383 с.
  16. Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи. Ч.2. - Тарту, 1971. – 285 с.
  17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
  18. Кумарина Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции // Мат-лы Всеросс.науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». - М., 1998. – 438 с.
  19. Логинова И. А. Специфика детско-родительских отношений // Семейная психология и семейная практика. – 1998. - № 4. С. 77.
  20. Милославова И.А. Роль социальной адаптации в условиях современной НТР // Философия и социальная психология: Науч. Докл. - Л.: Мысль, 1979. – 445 с.
  21. Мухина В. С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1998. – 370 с.
  22. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение - ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  23. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  24. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). - Вып. 3. - 1980. С. 57.
  25. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Наука, 1977. – 220 с.
  26. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского.- М.: Просвещение, 1981. – 200 с.
  27. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: СК «Сфера», 2001. – 524 с.
  28. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Деменьтьева П.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: Просвещение-АСТ, 1990. – 322 с.
  29. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Наука, 1971. – 360 с.
  30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
  31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998. – 478 с.
  32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Наука, 1994. – 288 с.
  33. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. С. 4.
  34. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - №6. С. 5-16.
  35. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. С. 29 – 35.
  36. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Наука, 1975. – 296 с.
  37. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.: Пер. с англ.- М.: Наука, 1967. - 623 с.
  38. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. – 344 с.
  39. Фромм Э. Душа человека. - М.: Сфера, 1998. – 304 с.
  40. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Светоч, 1994. – 484 с.
  41. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социологические проблемы. - Красноярск, 1991. – 316 с.
  42. Шульга Т.И., Быков А.В. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. - М.: Проспект, 2001. – 362 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1. Методика Рене Жиля

 

шкалы

Название шкалы

№ задания

Общее кол-во заданий

I

Отношение к матери

1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

II

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

III

Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

12

IV

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

18

V

Отношение к бабушке, дедушке и  другим взрослым родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

16

VI

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

14

VII

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

12

VIII

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

6

IX

Стремление к общению в больших  группах детей

4, 8, 7, 20, 22-24, 40

8

X

Стремление к доминированию или  лидерству в группе детей

20-24, 39

6

XI

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

9

XII

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

7

XIII

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

18


 

Приложение 2. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Информация о работе Взаимосвязь детско-родительских отношений и социальной адаптации дошкольников